поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Это кто ж убогий-то?..

02.11.2002
Просмотры
257

Признаться, задела кулуарная реплика перед началом заседания. Мол, пищевики у нас всегда были «убогие», а сейчас их вообще «затирают»...

Это кто ж убогий-то? Колбасная фирма «Григ Чернобельского» с ее комнатами психологической разгрузки? «ДАКГОМЗ» с его суперсовременным (в России ни у кого нет) оборудованием, чья продукция продается даже в Москве? «Корфовский» водочный завод с его уникальной подземной водой и с не менее уникальной аппаратурой? «Лазовский спиртовик», куда край вбухал 80 миллионов рублей в надежде на реальную и ускоренную отдачу от продажи спирта?..

В чем-чем, а в убогости нашу «пищевку» в общем и целом не упрекнешь. Как и в том, что отрасль, где действует более полусотни предприятий, проваливает все свои планы. Наоборот, есть, пусть не ахти какой, но рост. Любой хабаровский покупатель подтвердил бы слова из доклада и.о. министра пищевой промышленности Игоря Блоха, что местные пищевики полностью сегодня могут удовлетворить потребности населения края в алкогольных напитках, пиве, молочной и комбинированной продукции, в безалкогольных, кондитерских изделиях. Согласитесь, уже немало. Только налогов в бюджет края перечислено более трети миллиарда рублей. Забрезжило финансовое оздоровление... Расширяется ассортимент, причем все больше продукции собственных разработок. Строятся новые цехи...

Кто б мог ожидать, что провинциальный, мало кому известный молочный заводик в Переяславке станет к концу 90-х годов «молочной столицей» края. И там не успокаиваются: производственные аппетиты растут день от дня.

Однако подобных «точек роста» пока, увы, немного. Не парадокс ли: мощности в крае есть, специалисты, сырье - вот оно, а на общекраевом торговом прилавке продуктовый баланс «свой» - «чужой» зачастую не в пользу первого. Почему? Особенно наглядно обидная для нас пропорция просматривается в ликеро-водочном производстве. Не секрет: к нам на Дальний Восток кто только не везет свое веселящее зелье. О его качестве не говорим (тема не нова), власть раздражают прямые потери для краевой казны.

Правительство сделало на этом особый акцент. Губернатор В.И. Ишаев, ведший заседание, провел короткий, но весьма показательный ликбез для управленцев. У наших соседей в Приморье, в Амурской и Еврейской областях эта отрасль на подъеме, а у нас - спад, не можем дотянуть до прошлых уровней реализации. «Куда соседи везут свою продукцию? К нам? Где остаются налоги? У них...» В этой формуле вся соль происходящего. Имея первостатейные водки, вина, бальзамы, настойки, а сейчас еще и спирт, которые не единожды награждались золотыми и прочими медалями (в том числе и на общероссийском уровне - в Москве), мы, тем не менее, проигрываем... в сбыте. Маркетинг на большинстве предприятий слаб, мы вяло, неуклюже, не агрессивно, как иные наши конкуренты, продвигаем свои товары в регионе и за его пределами. Это, кстати, касается не только алкоголя, а всего набора пищевых продуктов, производимых в крае. Чье упущение, чья недоработка? В первую очередь, руководителей предприятий, министерских менеджеров, пребывающих порой в эйфории, что они - «лучшие». Лучшие где? В своем кабинете... Не эта ли психология привела к тому, что ряд предприятий в крае, давно ли «процветавших», дышит сейчас на ладан, а то и обанкротился. Неумение и нежелание отслеживать рынок оборачивается такими последствиями.

Дельные предложения в этом смысле внес на заседании мэр Комсомольска-на-Амуре В.П. Михалев. Владимир Петрович, исходя из практики северного города, куда намедни сделали попытку завезти 15 тонн «левого» спирта, предложил взять под более жесткий контроль оптовиков, расширить полномочия и штат торговых инспекторов (поразительно, но их всего два на весь город), разобраться, наконец, с квотами, лимитами и лицензиями, а самое главное, пожестче поставить самим себе цели. Чего и сколько из пищевых продуктов должно быть в крае своего и чужого. Подход здесь должен быть сугубо «партийный», где в роли главной партии - Хабаровский край, интересы его жителей.

Борис ФЕДОСЕНКО.