поиск
24 января 2025, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Девиз объединения все еще актуален

07.11.2002
Просмотры
281

В минувшие понедельник и вторник полпред президента в ДФО Константин Пуликовский провел два совещания - о взаимодействии региональных и федеральных законодателей и по проблемам обеспечения конституционной безопасности в нормотворческой деятельности.

Совещание «по взаимодействию» было организовано впервые. Полпредство собрало дальневосточных депутатов Госдумы, членов Совета Федерации (правда, не всех) и руководителей законодательных органов региона. В чем необходимость этой встречи? «В том, что взаимодействие просто необходимо, - сказал Пуликовский, - поскольку его нет. Нет взаимодействия и на обозначенном уровне, нет взаимодействия даже между собой». И Пуликовский прав, хотя не делает большого открытия.

Что происходит в законодательной жизни? Внешне она устроена вроде бы логично. Госдума обязана направлять в регионы проекты своих законов. Если треть регионов страны не одобряет концепцию закона, то он далее не рассматривается. Если проект прошел в первом чтении, то он рассылается в регионы для внесения ими поправок.

На самом деле так не бывает. Госдума очень грешит в сроках, и в регионах просто не успевают принять официальные решения. Тогда председатель местной думы пишет письмо в Госдуму, которому дорога только в мусорную корзину. Депутат от Еврейской автономии Сергей Штогрин упрекнул: дескать, если бы вы забодали проект закона о транспортном налоге еще в зародыше, то теперь не кусали бы локти. Упрекать, конечно же, легче, чем разбираться в причинах. А некоторые причины налицо. На совещании было сказано, что при обсуждении поправок в комитетах Госдумы депутаты от регионов участвуют крайне редко.

Чем занимаются в столице депутаты Госдумы и члены Совета Федерации - нам в целом неведомо. В край доходят обрывки из отрывков, если вдруг губернатор края упрекнет кого-то из них или похвалит. Мы знаем об их «плодотворной и напряженной» работе только из их собственных отчетов. А кто будет сам себя критиковать? Зато за десять лет точно известно, что законодательные инициативы, к примеру, Хабаровской краевой думы, внесенные в Госдуму, ушли в мусорную корзину. Сахалинцы направили в Госдуму 70 проектов законов, из них приняты единицы, остальные отклонены или утратили актуальность. Амурчане сделали даже такую оценку: мы в Госдуме никаких дальневосточных проблем не решим. Монополию на законодательную истину все больше обретает правительство страны (оно представляет в Госдуму уже две трети проектов законов) и ведущие депутатские фракции.

Чего же хочет добиться полпредство? Казалось бы, в Дальневосточном регионе уже достаточно организованного взаимодействия. Есть региональная парламентская ассоциация. Есть совет руководителей органов законодательной власти Дальневосточного округа. Нынче было принято решение о создании рабочей группы из представителей региональных и федеральных законодателей. Не многовато ли? И главное - есть ли смысл? Наверное, есть. В том, что надо использовать любую возможность для отстаивания региональных интересов.

И, быть может, подтверждением этому было второе совещание (о конституционной безопасности в нормотворческой деятельности), на котором к названным выше участникам присоединились члены координационного совета руководителей органов исполнительной власти округа. Суть вопроса: упорядочение нормотворчества на региональном уровне. Поскольку самодеятельность в региональном нормотворчестве разрушает правовое пространство, дискредитирует власть и становится угрозой конституционной безопасности страны. Правда, все это исходит не от хорошей жизни. С одной стороны, регионам дали право «творить». С другой, федеральный центр не разделил полномочия четко и жестко. А бывшая договорная система между центром и регионами вылилась в торги и обиды. От всего этого было решено постепенно избавляться.

Уже известно, что президентская команда привести региональные законы в соответствие с федеральными выполняется довольно успешно. Выявлено 863 нарушения, а самыми злостными нарушителями в законотворчестве были названы Республика Саха (Якутия) и Приморье. Но президентский контроль - это еще не система. Нужны другие самодостаточные меры. Разработка модельных законов - это уже шаг к самоурегулированию. А следующий - внимание к качеству законов и нормативных актов. Органы юстиции предлагают, чтобы депутаты законодательно закрепили их участие в законодательном процессе и определили правовой статус экспертных заключений. Было отмечено, что региональная власть недостаточно использует банк данных Федерального регистра нормативных актов. А заодно рекомендовано создать региональные регистры нормативных правовых актов местного самоуправления.

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.