Можно ли посидеть на коленях у Николая Задорнова?
Когда-то хабаровский художник Игорь Кравчук держал небольшую мастерскую в Затоне. Так мало того, что район был весьма специфическим, за стенкой мастерской оказался... наркоманский притон. Круглосуточно там собирались компании, варили зелье и выясняли отношения. И все-таки одним прекрасным днем художник не побоялся вынести свои работы во двор - подсушить. Местная публика по достоинству оценила стихийную выставку: «Как здорово!». Тогда Игорь Кравчук окончательно убедился в необходимости просвещения широкой публики и в том, что искусство нужно сделать максимально открытым.
- В Европе это давно уже привычное явление - вернисажи в магазинах, административных помещениях, финансовых организациях. Собрался за покупками или к чиновнику на прием, заодно посмотрел выставку. У нас тоже есть первые попытки, но это все еще единичные примеры - свои галереи открыли Дом мод Татьяны Буровой, некоторые банки...
- Наверное, это старомодно, но почему-то не отпускает предубеждение, что подобные выставки все же принижают ценность художественных работ. Пошел за колбасой, а заодно приобщился к искусству...
- Не думаю, что следует судить так категорично. Есть элита, которая намеренно посвящает искусству некоторую часть своей жизни. Это публика музеев и выставочных залов. И есть все остальные. Причем дело ведь иногда не только в том, что они не хотят. Иногда они просто не знают! А передвижные выставки дают толчок, открывают глаза, рождают нового ценителя. И это еще не все. Никто ведь не станет спорить с тем, что картины придают совершенно иной вид помещению. И если человек украшает стены, значит он намерен в них жить - долго и основательно. Мы же по-прежнему словно временщики. Окружающая нас среда очень холодная и в прямом смысле этого слова недоделанная. В советские времена была идеологическая агитация. Пусть топорная, но занимавшая свою нишу. Теперь же она пуста вовсе. А ведь в этих безликих холлах и офисах люди проводят большую часть своей жизни! Помню одну делегацию из Германии. Так вот, немцы совершенно искренне не понимали, почему так много неиспользованного пространства, почему мы не украшаем его.
- И каких успехов вы достигли на ниве передвижничества?
- Для начала наша общественная организация «Региональный творческий союз», который я возглавляю, открыла галерею в одном из холлов крайсовпрофа (огромное спасибо руководству объединения и лично за поддержку Владимиру Бондаренко). Теперь все, кто сюда заходит, говорят что-то про то, что визиты в галерею поднимают настроение. На мой взгляд, в Хабаровске чрезвычайно мало таких камерных галерей. Наряду с нашей можно упомянуть, пожалуй, лишь SКV-галерею и «Арт-подвальчик». Поэтому так важны передвижные выставки. Удачный опыт у нас с банками «Возрождение» и Далькомбанк. Проходила выставка и в помещении аэроконтроля в аэропорту. Но таких примеров мало.
- То есть интерес к проектам проявляют прежде всего бизнесмены?
- Это действительно закономерность. И речь не только о банках. Появляются экспозиции в барах и ресторанах (например, «Старый Хабаровск»). А вот владельцы административных помещений более тяжелы на подъем. Хотя в той же городской мэрии бывает масса людей. Едва ли единственный пример - наше сотрудничество с аппаратом полномочного представителя президента. Накануне визита Ким Чен Ира здесь решили слегка приукрасить холл. Мы подготовили выставку пейзажей - всего за вечер. Потом было еще несколько экспозиций.
- Все это прекрасно. Но одними передвижными выставками и экспозициями вряд ли можно изменить окружающую среду кардинально.
- Совершенно верно. Это лишь малая часть нашей жизни. Пока мы говорили больше об интерьерах, но давайте выйдем на улицу. Хабаровск, и особенно его центральная часть, в последнее время заметно похорошел. Но, к сожалению, во всех этих преобразованиях совершенно не задействованы художники. Вот и получается, что рядом с отреставрированными посвежевшими зданиями - убогая, далекая от художественной ценности реклама. Или, например, указатели: «Аптека, 50 метров» и прочее... Безусловно, все это засоряет уличное пространство. Отдельно следует сказать про витрины магазинов. Это очень важный компонент эстетики улицы. Что же мы видим в Хабаровске, даже на его «красной линии»? Если это магазин, торгующий компьютерами, то на витрине обязательно техника, если нижним бельем - полуголая девушка. Оригинальная, хорошо продуманная витрина - большая редкость. Могу привести лишь единичные примеры - магазин «Алмаз», Дом одежды.
Есть еще малая уличная скульптура. В России нынче настоящий ее бум. Это и Чижик-Пыжик, и заяц, перебежавший дорогу Пушкину накануне восстания декабристов. Оригинальная компактная скульптура появляется не только в столицах, но и в самых обычных провинциальных городках. В Хабаровске же ничего подобного нет.
- А вот это не совсем так. По крайней мере, одна малая скульптура у нас есть - это известная каменная черепаха рядом с краеведческим музеем.
- Ну что ж, спасибо предкам. Но чем отличились современные скульпторы? Могу, кстати, предложить идею. Вы обращали внимание, как отзываются москвичи и вообще жители центра России о наших местах? Да у вас там медведи по городу ходят! Так почему же не возвести небольшую семейку косолапых прямо на центральной улице Хабаровска? Тогда на все пассажи мы сможем с улыбкой ответить: да, ходят, и не только медведи! Впрочем, дело ведь не только в том, чтобы кому-то утереть нос. Малая скульптура нужна нам самим, она делает городские улицы уютнее, придает им своеобразную изюминку, поднимает настроение. Если, конечно, подойти к делу с душой. Скульптура не должна быть излишне стилизованной, какой в свое время украсили хабаровский детский парк имени Гайдара. Она должна быть такой, чтобы любой ребенок мог на нее залезть и не пораниться.
- Памятник Николаю Задорнову на набережной Амура именно такой: редкий прохожий не заберется к писателю на коленки. Однако подобное панибратство не унижает ли скульптора?
- Да что вы - совсем наоборот! Это говорит о популярности памятника, о его тональности и камерности. Кому захочется обнять чугунного Ленина? По этой причине, кстати, мне никогда не нравилась идея сохранения всех памятников нашего недавнего прошлого. Среди них очень много низкосортной продукции. И если город от нее избавляется (как в случае с «балалайкой» - памятником, что стоял рядом с «Энергомашем»), значит, так надо. Наиболее ценное останется - и этого будет достаточно.
- Наблюдение из того же ряда - город активно избавляется не только от идеологических истуканов, но и повального серого цвета. Дома раскрашивают в совершенно потрясающие, немыслимые еще совсем недавно оттенки. Думаю, здесь душа художника должна быть довольна.
- Меня действительно очень радует это явление. В Европе оно стало складываться еще лет тридцать назад. К нам пришло только сейчас, но все же пришло. Знаете, из окон моей мастерской виден один такой яркий дом. Каждый раз я выглядываю, чтобы убедиться - он все еще есть, его не смыли и не замазали. И так замечательно выделяется на фоне остальной серой массы, что сам по себе может поднять настроение.
- И все же нельзя не сказать и о том, что иногда чувство меры подводит. Такое впечатление, что ребенку, знавшему только черный грифель, дали, наконец, краски - и понеслось... Некоторые здания представляют собой такую мешанину цветов, что просто в глазах рябит. Как вам дом на Уссурийском бульваре между улицами Запарина и Дзержинского?
- Наверное, причина все в том же - отсутствует единый художественный взгляд на город... В Москве, например, есть Зураб Церетели. Можно по-разному относиться к его творчеству. Но, согласитесь, что он - личность. В Хабаровске эту роль вполне могли бы взять на себя подходящий творческий союз или какое-нибудь общественное объединение.
- Вы считаете, нынче до этого творческого осмысления окружающей среды нашим властям есть дело?
- Именно так! У нас были неудачные попытки «окультурить» отдельные уголки. Помню, художники хотели освоить отреставрированную площадь имени Ленина. Но она оказалась для них слишком помпезной. А ведь тот же местный Арбат - при должном к нему внимании - может стать украшением города. Я уж не говорю о том, что у квартала или части улицы тогда сразу появится хозяин, а значит будет больше порядка и чистоты. И прибыли в городской бюджет тоже. Вот, например, в Хабаровске решили привести в порядок городские парки. Это здорово. И было бы замечательно предусмотреть в них небольшие, но постоянные художественные павильоны - что-то вроде Чайного домика в петербургском Летнем саду, где всегда полно посетителей. В итоге все подобные павильоны и художественные галереи можно закольцевать в специальный туристический маршрут. А то пока мы только жалуемся, что гостям города и особенно иностранцам в Хабаровске нечего делать, не на что посмотреть.
- Немного страшно за судьбу всех этих культурных оазисов - «чайных домиков», «чижиков-пыжиков». Кстати, последних воруют в Санкт-Петербурге с завидным постоянством. Да и Хабаровск не лучше - волны вандализма накатывают на него регулярно. И разгромленные скамейки с урнами - еще мелочь. Но что стало с отреставрированным Утесом, фонтаном на площади имени Ленина и прочими символами города?
- Знаете, благопристойная Европа тоже ведь иногда «спускает пар». После некоторых праздников улицы просто погребены под мусором. Хотя, согласен, у нас это случается намного чаще. Да и убирается мусор не так оперативно. И все же я вижу только один способ бороться с вандализмом - на контрасте. Чтобы человек видел рядом прекрасное и ужасное. И стремился к тому, чтобы первого было больше, а второго, по возможности, не было вообще. По-моему, очень большую роль здесь играет привычка. У нас ее пока нет. Но ведь надо когда-то начинать.
Интервью взяла Светлана ПОДЗНОЕВА.