поиск
7 октября 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Один берег - судьбы разные

22.11.2002
Просмотры
277

Когда-то они жили вместе, но лет тридцать назад их «развели», появились «ванинцы» и «совгаванцы». Как сегодня живут два соседних района?

В отличие от своего соседа Ванинский район нынче в лучшем положении, он развивается, создает базу для дальнейшего роста. Одна из последних новостроек здешнего побережья - промышленный холодильник на пять тысяч тонн, построенный для хранения морепродуктов и овощей. Построен он на территории морского порта. Что, очевидно, и вызвало зависть у соседа.

Советской Гавани повезло, можно сказать, меньше. Хотя здесь долго считали себя главенствующим городом с богатыми историческими традициями и долго не понимали, что проблем у города со временем прибавляется. Ведь кроме развалившейся базы океанического рыболовства да стареющего судоремонта, по большому счету, здесь ничего не оставалось. Правда, на руинах базы создано новое предприятие «Востокрыбпром» да в бухту недавно встала на реконструкцию циклопическая нефтяная платформа.

Совгаванцам досталась еще старенькая Майская ГРЭС. Остался еще и элитный поселок военных моряков «Заветы Ильича». Но после ликвидации военно-морской базы «элита» покинула эти места, и непонятно, как здесь люди сегодня влачат существование. Недавно, правда, создали новое предприятие - «Сов-гавань-порт», но прекраснейшая бухта зимой замерзает. И порт в отличие от соседнего, Ванинского, по полгода простаивает. В зимнее время к его причалам можно пробиться только с ледоколами.

Быть может, гордости совгаванцам может доставить тот факт, что ходит поезд с прежним названием «Владивосток - Советская Гавань». Но это слабое утешение, все знают, что поезд идет только до Сортировки, а это, считай, все то же Ванино. И совгаванцам, добравшимся из Хабаровска до Ванино за 505 рублей, приходится за такую же сумму на частниках добираться до родного дома. Все эти и другие «небольшие» мелочи также мешают полнокровному развитию района.

А ванинцы подросли и уже не хотят мириться со второй ролью. И по-своему правы. Кроме упомянутого холодильника, на побережье засветилась огнями установка риформинга, «Трансбункер» стал заправлять суда топливом подешевле. С новой силой заработал Ванинский торговый морской порт. Строится здесь еще и угольный терминал. Пройдет совсем немного времени, и это крупное подразделение будет пополнять районный бюджет. А в валютные запасы страны стало поступать золото Кенады. Но так уж устроен человек, что ему этого мало.

Мала пока в Ванинском районе доля рыбной отрасли. А ведь именно здесь ей и развиваться. Есть ведь главное - пути, по которым продукцию можно быстро доставлять потребителям: автодорога Лидога - Ванино и та же железная дорога. Все суда бункеруются, разгружаются, проходят таможню в Ванино. Так не лучше ли в Ванино собрать весь рыбный «кулак»? Ведь все будет много дешевле. Я побывал на новом холодильнике и узнал, что цена на сельдь здесь - 20 рублей за килограмм, кета из Охотска стоит 22 рубля, а деликатесный палтус оттуда же - всего 23 рубля. Холодильник забит полностью, и инициатор его постройки А. Климов подумывает о создании завода по переработке рыбы.

На территории района есть старейший в крае рыболовецкий колхоз имени 50-летия Октября, ныне в духе нового времени переименованный в рыболовецкую артель. Народ здешний никак не хотел акционироваться, но пришлось - «добровольно-принудительным» способом. Артель живет тяжко. В народе здешнем только и говорят о рыбной мафии и горько шутят: оставьте мафию себе, отдайте нам море для работы.

Глава районной администрации Б. Мусянович посоветовал мне самому узнать, почему так плохо даттинцы живут. Откровенно скажу, ни одного мафиози здесь не встретил, но увидел нищету орочей, раздражение рыбообработчиц, разруху и стоящие на рейде суда. Что успели наработать при прежней системе, тем и перебиваются. Имея свой флот из пяти больших рыболовецких судов, сидят без работы. Нет квот, нет работы, нет денег. Замкнутый круг. И это при том, что даттинцам нужно совсем мало - разрешить ловить рыбу. Вот недоумевают: почему их квоту отдали вновь созданным структурам из соседнего района? Ведь две тысячи тонн сырца для них ничего не решают, но как раз для даттинцев - жизнь. Как же так получилось? Почему за счет одного предприятия решаются проблемы другого? Ведь даттинцев поддержала Москва, выделив, хоть и с опозданием, квоту на две тысячи тонн минтая. Но за год до этого был взят кредит под гарантии, на него приобрели плавбазу «Сахалин-2». Она была способна за один рейс переработать более десяти тысяч тонн рыбы. Однако путина началась, лимитов не было, решено было плавбазу пустить с молотка, чтобы рассчитаться с кредитами. Похоже, что предприятием кто-то недобрый заинтересовался, желая загнать его в долги, а потом за бесценок выкупить по известной схеме. Может быть, это и есть мафия?

Хотели в районе построить свой рыборазводный завод. Но рыба сима почти исчезла, с горбушей через некоторое время тоже настанут проблемы. В устье реки Тумнин водился осетр, его тоже не стало. Обратились даттинцы к науке, чтобы та помогла обосновать проблему, и получили ответ по телефону: нет необходимости в постройке такого завода, так как отсутствует промышленный лов... осетра.

Мне хорошо знакома земля Татарского побережья, где проживает много друзей и знакомых. И судьба этих людей не безразлична. Думается, что тридцать лет назад, разорвав одну общую землю на два района, тогдашние власти совершили ошибку. Будь они сегодня вместе, многих проблем удалось бы избежать, и жизнь на побережье была бы легче.

Сергей БАЛБАШОВ.