Павел ПАЦВАЛЬД: «Предпочитаю прямой морской узел»

29.11.2002 | АРХИВ | 4м. 26 c. | 208

Кабинет директора «НЛМК-ДВ» без парадных портретов, зато на стене фигурные веревочки в рамках. Коллекция морских узлов - как свидетельство первой любви Павла Владимировича Пацвальда.

1. Испытательный срок

- Они мне напоминают о прежней профессии, по которой душа еще болит иногда... - вздыхает хозяин кабинета. - Так бы вот все бросил, и опять в море! С 17 лет был тесно с ним связан, пока жизнь не развернула мой корабль на другой курс.

- Как же так вышло, что вы, моряк, занялись бизнесом, да не простым, а «металлическим»?

- В 1991 году, будучи старшим механиком парохода, я не мог жене сапоги приличные купить! Поэтому искал возможность заработать. Возил на продажу ширпотреб, пиво, всякое разное... Однажды пришел заказ на поставку в Китай металлопродукции. Мне посоветовали обратиться на Новолипецкий металлургический комбинат. Так завязались наши отношения. Года полтора мы здесь работали как посредники, а потом я предложил руководству НЛМК создать во Владивостоке филиал комбината, убеждая, доказывая, что это выгодно. Нам дали испытательный срок, и мы его выдержали.

- Можете сейчас завязать морской узел?

- Запросто! Хотите «удавку»? (Смеется.) Да-да, такое у этого узелка официальное название. Мне он, впрочем, не очень нравится. «Прямой морской» гораздо симпатичнее! Это когда связываешь два разных конца и получаются такие красивые «восьмерочки».

- Ну а в бизнесе какие узлы характерны?

- До середины 90-х довольно часто на предприятия накидывали «удавку». К чему это привело, видно по нашей российской экономике. Сегодня многие пробуют завязывать контакты правильным морским узлом. Это означает, что либо ты кого-то пытаешься вытащить, либо тебе помогают. Не всегда красиво получается, зато прочно. Надеюсь, придет время, когда все научатся вязать нормальные узлы.

- Ваше предприятие, насколько я знаю, это делает с успехом 10 лет.

- Если честно, до идеала далеко, но мы постоянно совершенствуем навыки.

- Развязывать тугие экономические узлы приходилось?

- Было с железнодорожниками у нас очень серьезное противостояние. Они обложили все перевозки с НЛМК во Владивосток экспортным тарифом, и нам пришлось доказывать через арбитражный суд, что это несправедливо. Доказали. В другой раз завязался «китайский» узел, когда в Поднебесной пытались ввести антидемпинговые пошлины на продукцию нашего комбината.

- А был ли демпинг?

- В том-то и дело, что не было. Просто китайское правительство защищает своего отечественного товаропроизводителя, стремясь ограничить ввоз «чужой» стали... Мы не только подтвердили обоснованность цен на продукцию НЛМК, но и убедили китайцев, что без нашего металла их экономика не обойдется. В основном ведь они покупают электротехническую сталь - эксклюзивный вид продукции Новолипецкого комбината, которая пока, к сожалению, плохо востребована в самой России. По этой же, кстати, причине нашего предприятия не коснулось недавнее решение китайцев поднять на 30 процентов импортные пошлины на некоторые «простые» марки стали.

2. «Свои» и «чужие»

- Павел Владимирович, простите, вы - коренной дальневосточник?

- Считаю себя коренным. Более 20 лет во Владивостоке, трое детей здесь родились, и для меня Приморье - вторая родина.

- И не стыдно, живя здесь, работать на чужого, липецкого, дядю?

- Хм! Ну, во-первых, я не понимаю, что это такое - «чужой дядя». Еще когда плавал, у нас на судне были ребята родом из Калинин-

града, Казахстана, Узбекистана, несколько владивостокских и я - из Сибири. Но там все мы были приморцами, как одна семья, и никто не чувствовал себя чужаком. Разделение на «своих» и «чужих» абсолютно искусственное! На этом сейчас здорово спекулируют, особенно в Приморье. Для кого-то здесь это уже определенный бизнес - сталкивать людей лбами. А я так понимаю: есть те, кто отнимает, - воры, есть те, кто способен только говорить, - демагоги, болтуны, и есть люди дела, которые умеют работать и зарабатывать. Новолипецкий комбинат - один из лидеров мировой сталелитейной промышленности. И надо благодарить судьбу, что он пришел в наш край. Это подарок для Приморья! Знаете ли вы, что НЛМК - единственное металлургическое предприятие страны, которое платит в Приморье налоги? По простой причине: филиал комбината зарегистрирован во Владивостоке, а не в Липецке. Это значит, что все местные налоги остаются здесь. Поверьте, очень крупные суммы! А надо ли говорить о значении для экономики региона продукции комбината? Изделия из нашей стали повсюду: начиная от водопроводных труб, трансформаторов, кораблей и кончая разноцветной металлочерепицей на крышах домов. Более 50 процентов рынка металлов на Дальнем Востоке - наши. Горжусь тем, что имею к этому прямое отношение. Вот вам и работа на «чужого дядю»!

- Говорят, вместе с вами еще около 300 человек на «него» работают... И что - тоже все приморцы?

- Нет, есть один из Липецка! (Смеется.) Вернее, одна. Это женщина-специалист, которую прислали нам в помощь, когда мы, начав два года назад очень плотно заниматься внутренним рынком, ощутили недостаток знаний. Слава богу, есть у кого поучиться, и за это мы тоже благодарны комбинату. Кстати, нашего учителя теперь в Липецке называют «владивостокской». Любя, конечно! (Смеется.)

3. От наших ворот - вашим

- «Плотная работа» на внутреннем рынке - в связи с чем? Поднимается экономика региона?

- Не только. Катализатором стало создание некоммерческого партнерства «Русская сталь», в которое вошли крупнейшие и передовые предприятия отрасли: НЛМК, Нижнетагильский, Западно-сибирский меткомбинаты и другие. Когда этот консорциум образовался, мы увидели, что располагаем всем спектром черной металлургии России. Закономерен следующий шаг - продвижение на рынок совместной продукции.

- Не только новолипецкой?

- Да. Безрассудно иметь на одной территории склад НЛМК, рядом - такие же склады НТК, ЗапСиба и т.д. Поэтому мы стали создавать единую инфраструктуру сбыта, то есть ту общую кровеносную систему, которая должна насыщать металлом промышленность Дальнего Востока. На сегодняшний день уже существуют три крупных центра: во Владивостоке, Уссурийске и Хабаровске, где наши партнеры могут приобрести и заказать любой вид металлопродукции. Причем даже с тех предприятий, которые пока не входят в «Русскую сталь», - комсомольский завод «Амурметалл», к примеру. Обязательно создадим такой же центр на севере Приморья. Не нормально, когда из Лучегорска, скажем, отправляют КамАЗ за 500 верст, чтобы привезти 10 тонн труб или еще чего. Представляете, какую прибавку к цене даст одна доставка! Приблизить ворота производителя к воротам потребителя - не просто лозунг. Это насущная необходимость. Таким путем мы исключаем из оборота всяческих посредников, которые мало того, что безбожно накручивают цены, но и подрывают авторитет производителя.

- Есть примеры?

- Разные... Допустим, покупают продукцию одного класса, а продают под видом более качественной, т.е. подороже. У нас в дальневосточном филиале такое невозможно в принципе. Или другая распространенная схема. Известно, что при отдельных администрациях муниципальных образований существуют различные присоски в виде фирм родственников и друзей, через которые приобретается наша продукция, скажем, для нужд ЖКХ. Взять те же трубы. Мы их продаем по цене завода-изготовителя - 12 тысяч рублей за тонну, а до коммуналки они доходят... за 24! Кто от этого страдает? В первую очередь, конечно, население, которому поднимут тарифы на тепло, воду и свет, дабы покрыть расходы. И страдаем мы, производители, поскольку в результате продали труб меньше, чем могли бы.

- Я правильно понял: вы предлагаете муниципалитету купить трубы напрямую у завода - но по 12 тысяч, а вам говорят, что лучше через такого-то посредника - но по 24?

- Ну, открыто так не говорят. Просто с нами не заключают договор, ссылаясь на нехватку денег. А вскоре приезжает какой-нибудь дядя-предприниматель с этого района и покупает все, что надо. Потом мы вдруг узнаем, что он перепродал эти трубы муниципалитету чуть ли не вдвое дороже нашей цены... Но, слава богу, я хочу вам сказать, подобных примеров все меньше и меньше. Зато хозяйского подхода становится больше. У нас нормальные деловые отношения с мэрами Уссурийска, Владивостока, с администрацией Приморского края...

- Кстати, я вас поздравляю с победой в конкурсе по поставке труб для нужд краевого ЖКХ! Что-нибудь эдакое предложили?

- Да ничего особенного! Приходи и бери готовенькое: вот она - металлобаза. Тогда как другие фирмы-посредники - только еще обещали закупить и поставить...

- Наверное, сыграла свою роль и чистая репутация вашего филиала?

- Мы действительно никогда не подводили партнеров. Хотя, опять же, бывают разные ситуации. Порой изрядно попотеешь, выполняя свои обязательства. Но «удавкой» мы не пользовались, и к нам ее - тьфу-тьфу-тьфу! - тоже никогда не применяли.

4. На месте виднее

- Все-таки и у вас случались трудные дни, когда, я знаю, буквально стоял вопрос: быть или не быть? Например, в 1998 году руководство НЛМК подумывало закрыть приморский филиал...

- Просто на завод пришел новый собственник и стал наводить свои порядки. Очевидно, возникли сомнения в необходимости нашего подразделения. Но мы показали, что за все годы у нас не было срывов, что мы рентабельны - т.е. не обуза для комбината. Показали, что может произойти, если филиал закрыть, - потеряем завоеванные на рынке позиции. Тогда нас правильно поняли.

- А сегодня как вашу работу оценивает руководство комбината? Вот вы недавно ездили в Липецк...

- Оценку ставит жизнь. А в бизнесе эта оценка выражается прибылью, которую получает предприятие. Есть прибыль - доволен руководитель и рады сотрудники. Значит, будет расти зарплата и будут соблюдены социальные гарантии.

- У вас в филиале все это есть?

- Да (стучит по дереву), последние 10 лет, и, дай бог, чтобы продолжалось впредь! Залогом тут наши нормальные деловые и человеческие отношения с руководством комбината, лично с председателем совета директоров Владимиром Сергеевичем Лисиным.

- Волю свою не навязывает?

- А смысл?

- Вам на месте виднее?

- Однозначно! Глупо, находясь за 9 тысяч километров, что-то навязывать. Мы здесь проводим абсолютно самостоятельную политику.

- Это касается и политики в чистом виде? Многие обратили внимание, что «НЛМК-ДВ» вдруг занялся продвижением своих людей во властные структуры, Законодательное собрание, например...

- Уточню, не «своих», а людей дела. Для нас это не пустой звук. Мы считаем, что сделали подарок краю, когда делегировали в думу нашу опытнейшую сотрудницу Надежду Николаевну Ашаеву. Прекрасный экономист, человек, абсолютно не ангажированный политически, она способна реально оценить и проконтролировать, как расходуются те деньги, что поступают в краевой бюджет. Не только из нашего филиала, но и из других работающих структур. Я думаю, избиратели по достоинству оценят деятельность депутата Ашаевой. Что касается руководства НЛМК, оно не интересуется политической жизнью в Приморье.

- Участие филиала в таких социально-значимых проектах, как реконструкция набережной на Спортивной гавани, тоже никем не ангажировано?

- Еще как ангажировано! Я приехал во Владивосток 17-летним пареньком и сразу влюбился в эту набережную. Тогда она была великолепна. Здесь я отдыхал с друзьями и занимался спортом, сюда приехал в день свадьбы с женой. И во что этот чудесный уголок города превратился потом - жуть! Естественно, когда власти задумали возродить набережную, мы не остались в стороне. Своих денег, правда, вложили немного, но зато смогли привлечь инвесторов со стороны - в основном наших партнеров по бизнесу, в том числе из Китая. Для них мы явились гарантом того, что средства пойдут именно на развитие инфраструктуры территории. В будущем это принесет и коммерческую выгоду.

- Первый этап благоустройства завершен - продолжение следует?

- Да, «НЛМК-ДВ» не бросает шефство над набережной. Мы объявили конкурс на лучшие идеи, проекты дальнейшей реконструкции участка в районе спорткомплекса «Олимпиец». Ждем предложений. Однако, я думаю, в этом должны быть прежде всего заинтересованы местные власти. Филиал и так уже несет большую социальную нагрузку, помогая ветеранам, инвалидам, детским и лечебным учреждениям. Это помимо тех миллионных сумм, что мы регулярно отчисляем в бюджет и различные фонды.

5. Морской узел

- Павел Владимирович, скажите честно, не жалеете, что 10 лет назад «бросили» море, кинувшись с головой в рыночную стихию?

- Я считаю себя достаточно сильным человеком и, продолжай плавать, наверняка был бы теперь также счастлив. Кто знает! Но я благодарен судьбе за то, что она связала меня морским узлом с Новолипецким комбинатом, с теми людьми, кто все эти годы работает рядом со мной и с кем сложились добрые человеческие и партнерские отношения!..

Сергей АКУЛИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.06.2022 17:03
Михаил Дегтярев заложил новую традицию для лучших студентов-выпускников

25.06.2022 09:42
ВТБ: спрос на товары для туризма в России вырос на 20%

24.06.2022 10:29
ВТБ: выдачи ипотеки на новостройки во втором полугодии могут вырасти на треть
Новые условия ипотеки с господдержкой могут привести к удвоению среднемесячных выдач жилищных кредитов на новостройки в ближайшие несколько месяцев

24.06.2022 10:21
Минута молчания в память о героях
В День памяти и скорби в 12.15 по московскому времени в России прошла федеральная «Минута молчания».

24.06.2022 10:21
Компенсации за проезд на дачи
С 1 июня в Хабаровском крае начался прием документов на выплату компенсаций за проезд на дачи в этом сезоне.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%