«Мне нравится, что я больна стихами»

12.12.2002 | АРХИВ | 4м. 3 c. | 267

В культуре, как, впрочем, везде, есть свои мастера и подмастерья, есть фигуры знаковые и их окружение. Все занимаются, вроде, одним делом, но достигают в нем разных успехов.

Когда слушаю литературные передачи поэтессы Людмилы Миланич, возникает ощущение погружения в прекрасный и яростный мир творчества, живого, образного слова его творцов, их судеб, переживаний. Завидное это умение быть просветителем. И редкое, к сожалению, сегодня.

Заслуженная артистка России Ирина Никифорова, пожалуй, единственная у нас, кто в совершенстве владеет жанром профессионального литературного чтеца. Разговор с ней именно об этом - о высокой поэзии, которая навсегда вошла в ее жизнь.

- Ирина Викторовна, можно ли говорить о крупных фигурах культуры в российской провинции? Ведь нет у нас своих Шостаковичей, Смоктуновских...

- Но есть дирижер Виктор Зигфридович Тиц, был писатель Вс. Н. Иванов, народный артист М.М. Кацель... Продолжать? А откуда пришел Смоктуновский? Из сибирской глубинки. Так что талантами не оскудела дальневосточная земля.

Вспоминаю замечательных современников, с кем свела судьба. Их было много. Родители привезли меня в Хабаровск в 1939 году, я уже была школьницей. И город, и край были окружены лагерями заключенных, ссыльные «враги народа» жили рядом. Многих я знала - мои родители работали в системе охраны лагерей. Девчонкой повезло встретиться с Николаем Константиновичем Мологиным, ставшим художественным руководителем Хабаровского радиокомитета. Репрессированный педагог студии МХАТ обладал красивым голосом, высочайшей культурой публичного чтения, такого мастера я больше не встречала. Мне повезло у него учиться. В драмкружке меня наставляла сосланная к нам Наталья Павловна Крамида, своими учителями считаю Н.П. Мастаченко, Д.А. Сугробкина... В те далекие годы здесь «тянули срок» Эдди Рознер, художник Родион Орлов...

Позже, когда умер Сталин, на волне «оттепели» к нам поехали молодые мастера культуры - выпускники консерваторий, театральных училищ, здесь они стали известными. Композитор Ю. Владимиров, пианист В. Соболевский, худрук филармонии В. Чернин, певец В. Иванов, те же Кацель, Храбров, Егоров, Митин. Сколько ярких имен!

В пять лет я сама научилась читать, от бабушки впервые услышала фамилии поэтов Серебряного века Бальмонта, Сологуба, Волошина. Так закладывалась любовь к литературному слову, и не случайно я оказалась в драмкружке, радиокомитете, ТЮЗе. Хорошо помню, когда на публике прочла первое стихотворение. Было это 22 декабря 1941 года в 18 часов на пионерском сборе в четвертой школе. Я начала читать: «Конница Буденного едет на ученья...» После этого меня пригласили в радиокомитет и доверили озвучивать «Пионерскую зорьку». Я приходила сюда к семи часам утра, а без десяти восемь шла в школу. Позже была попытка стать актрисой, даже сыграла в ТЮЗе. Окончила педучилище, пришла в штат радиокомитета, работала здесь до 1970 года. Потом меня пригласили в филармонию. С тех пор погружена в поэзию без остатка.

- Вам повезло - детство ваше опекала начитанная бабушка. Но кто были ваши родители, какое, кстати, отношение они имели к НКВД?

- Мой отец Виктор Павлович Пастаногов по образованию горный инженер. Потом он стал чекистом. Как это произошло - не знаю. В двадцатые годы он был начальником особого отряда по борьбе с басмачами в Чилике, на границе Казахстана и Киргизии. Помню его вороного коня по кличке Рашид, которого у него трижды воровали. У меня сохранился интересный документ 1921 года - это нечто вроде зачетки студента Туркестанского университета. Там записано, что В. Пастаногов учится на военном факультете, отделение артиллерии. Сохранилась подпись декана факультета - Л. Троцкий... Вот какая у меня родословная. В ней политика густо перемешана с поэзией. Отцовский романтизм с оттенком блоковских «Скифов», с поздним трагизмом Цветаевой и Ахматовой. А если дальше вспоминать и говорить об истоках... В Хабаровске отец оказался в структуре управления лагерями, занимался делами хозяйственными. Звания его не помню, но в петлицах носил три кубика. Отец застрелился в 1951 году, думаю, служба в тех органах сломала его. Сказано ведь: трещина мира проходит через сердце поэта. Наверное, и в судьбе моего отца произошло то же. На определенном этапе он содрогнулся от власти, которой служил.

- Поговорим, Ирина Викторовна, о вашей затяжной «болезни» под названием Цветаева. Как все началось? Сколько лет вы ездите в Елабугу, город, где ушла из жизни поэтесса?

- Началось все не с Марины, а с поэтов Серебряного века, с Анны Андреевны Ахматовой. Жил в Хабаровске хороший поэт Арсений Семенов, его стихи я тоже читала. Однажды их услышал преподаватель пединститута Юрий Викторович Подлипчук, бывший актер, режиссер, личность яркая. Он и подвигнул меня к Серебряному веку, помог выстроить программу, где во втором отделении и был «Реквием» Ахматовой. А Марина Цветаева появилась позже, в 1992 году.

В Елабуге была девять раз, дай Бог, еще поеду. Почему туда тянет? Очень непросто это объяснить. Наверное, мистика какая-то. Меня все там завораживает и не отпускает. Такова природа цветаевской поэзии.

- Публичное чтение стихов - сегодня жанр умирающий, не так ли?

- К сожалению, это так, чтецов остались единицы. Стихи почти не звучат на концертах, по радио, по ТВ. А это - золото человеческих душ, очень жаль, что оно уходит из жизни.

- Сколько у вас поэтических программ для чтения?

- Всегда читала и читаю Пушкина, был лекторий «Пушкин и музыка». Сейчас веду сольные литературные концерты в школах, есть программы от самых маленьких до старшеклассников. Программа «Мальчишник» - это Пушкин и Лермонтов. Никогда в жизни они не встречались, и я захотела свести вместе их поэзию. Есть программа по стихам дальневосточных поэтов, цветаевская. В Доме творческой интеллигенции веду литературно-музыкальный салон, работаю с симфоническим оркестром, читаю сказки в детских садах.

- Вы сеете прекрасное, надеетесь, что оно прорастет в чьих-то юных душах?

- Надеюсь. Они меня слушают, и это немало.

- Вопросы задают?

- Всякие. Например, такой: «А вы сами были знакомы с Пушкиным?» Или написанное в сочинении: «Пушкин был преподавателем литературы, а Ирина Викторовна - его ученицей». Это, конечно, издержки обучения, но ошибки поправимые - нужно только всеми средствами приобщать молодое поколение к культуре. Ведь что мы имеем сегодня? Телевизионные «Окна», «Большие стирки» и прочие низкопробные ток-шоу. Исчезли передачи выдающихся мастеров российской культуры. Время, когда можно было увидеть на экране И. Андронникова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулину, других писателей и поэтов, безвозвратно ушло. Или мне это только кажется?

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов