поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Если политика во благо народа, то почему он не видит благ?

11.02.2003
Просмотры
285

В очередной раз значительно повышены тарифы на услуги ЖКХ. На вопрос ведущей программы новостей Хабаровского радио (1.02.2003 г.) первый заместитель мэра г. Хабаровска И.А. Крейс сказал замечательную фразу, что на размер увеличения доходов (от повышения тарифов) уменьшатся дотации из бюджета. То есть увеличиваются доходы бюджета, который всегда используется неэффективно. Тогда причем здесь реформа ЖКХ, тем более - улучшение качества услуг? Поэтому (и по другим причинам) по всей стране трубы, батареи, вентили лопаются, система ЖКХ разваливается, люди замерзают.

В этих условиях правительство выделило 50 млн. рублей на ликвидацию разваливающейся системы ЖКХ Карелии, Сахалина и, видимо, других регионов. Подобные действия выглядят частными и неуклюжими. Заявления властей и политиков о неполной оплате населением издержек ЖКХ несостоятельны, поскольку дотации из бюджета представляют ресурсы населения, которыми оно возмещает затраты ЖКХ в коллективно организованной форме, поручая правительству выполнить эту функцию. Дальнейшее проведение такой реформы приводит к обнищанию населения, развалу ЖКХ, нарастанию социального напряжения в обществе.

Но не только реформа ЖКХ в ее реальном воплощении имеет антисоциальную направленность. Например, вместо прогрессивного налогообложения высоких доходов с 2001 г. введена единая ставка в 13%, независимо от уровня дохода. От этого новшества по инициативе правых сил богатые заметно выиграли, а для бедных и средних слоев населения (75-80%) налог повышен с 12 до 13%. Ни одна страна мира не позволяет себе таких «вольностей». Он еще более увеличивает разрыв между бедными и богатыми, который становится опасным для демократического развития страны.

Различия в уровне жизни 1 млн. бедных и 1 млн. богатых в России - почти стократные, и они продолжают увеличиваться. У миллиона самых бедных людей доходы на одного человека составляют чуть больше 1 доллара в день, что свидетельствует об абсолютной бедности.

Не бедные, а богатые положили в свой карман дополнительные доходы и от снижения налога на прибыль с 35% до 24%. Ожидаемого оживления инвестиционной деятельности в экономике не произошло, и население ничего не получило от этого мероприятия.

По данным контрольно-бюджетной палаты Законодательной думы Хабаровского края, в 2003 году повысится заработная плата у сотрудников УВД края на 71,4%, у депутатов краевой думы - на 48,2%, у сотрудников правительства края - на 40,9%, учителей - на 16,7%, у врачей - на 12,9%, у работников архивов - аж на 2%. И эта политика направлена на усиление расслоения населения по уровню жизни и социальной напряженности.

В очередной раз с 1 февраля 2003 г. повышается базовая часть пенсии на 6%, а общая - на 2-3%, или 20-50 рублей в месяц. Эта регулярно функционирующая «капельница» демонстрирует уровень заботы власти о народе вместо решения принципиальных и сложных вопросов справедливого пенсионного обеспечения всех пенсионеров. Например, таких. Депутаты Госдумы приняли, а президент страны утвердил два различных пенсионных закона. По одному размеры пенсий - 5-10 тысяч рублей в месяц и более; по другому (для большинства пенсионеров) - 1,5-2,0 тысячи рублей в месяц при равном или даже большем трудовом стаже и заработной плате. А почему не начислять пенсии по единой формуле всем, независимо от того, кто кем работал? Это было бы экономически обоснованно (пенсии из единого «котла») и социально справедливо. А высокопоставленные работники могли бы поддерживать свой сложившийся уровень жизни при уходе на пенсию через систему личного пенсионного страхования в период их трудовой деятельности. Или такой сложный вопрос. В расчете на 100 жителей населения в России пенсионеров больше в 2-2,5 раза, чем в индустриально развитых странах. Как дальше будет жить страна и кто будет содержать пенсионеров?

Почему же реальные результаты экономических решений и реформ не во благо народа? Причин много. В том числе и потому, что у народа нет избранной им власти, ответственной перед ним. Весь Совет Федерации - назначенцы, а не избранники. Половина депутатов Государственной думы прошла по партийным спискам. Чем не назначенцы? И только 25% депутатов избираются народом. А надо было бы всех депутатов избирать народом прямым тайным голосованием. Апеллирование к западноевропейскому опыту голосования за партии более чем сомнительно. В России была одна партия, она заканчивает разваливаться, а вновь создаваемые группировки, называющие себя партиями, таковыми не являются, исходя из того, как их воспринимает народ. Они преследуют свои меркантильные интересы, но от имени народа. Когда это осознаем, когда перейдем к избранию всей представительной власти народом, тогда легче и быстрее могут быть приняты законы о прогрессивном налогообложении высоких доходов и имущества, перераспределении через налоги в пользу общества сверхприбылей от использования природного сырья (рыба, лес, нефть, газ, цветной металл), чего не может сделать этот парламент. Тогда можно надеяться, что реформы будут проводиться во благо народа.

Степан ОСИПОВ, профессор.