поиск
25 января 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

«Путевка в жизнь» - не только диплом

06.03.2003
Просмотры
297

Знаменитый непогрешимостью своей военной мысли А.В. Суворов частенько говаривал, что солдат хорош, когда он сыт и весел. Не менее справедливо подобное утверждение в отношении студента. Бытовая неустроенность так же способствует усвоению знаний, как скудость развлечений - восстановлению сил ума. Воистину - «тяжело в учении...»

А ведь большинство студентов - люди довольно молодые. Получение высшего образования нередко совпадает с окончательным формированием заложенного семьей и школой. Что же может предложить вуз своему будущему выпускнику, помимо некоторого объема знаний и навыков?

Рассказать об этом мы попросили кандидата философских наук, председателя совета проректоров вузов Хабаровского края, проректора Хабаровского государственного технического университета С.Н. Савкова.

- Вопросы улучшения условий обучения, воспитания учащейся молодежи, организации досуга поднимались в нашей стране неоднократно и на разных уровнях. Однако до сих пор все сводилось, в основном, к материальным льготам для наиболее нуждающихся. Учебные заведения, пытавшиеся делать больше, сталкивались с труднопреодолимой проблемой: денег, времени и соответствующих штатных единиц образовательная программа не предусматривала. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Приказом Министерства образования РФ от 27.12.02 г. «О внесении изменений...» воспитательная деятельность образовательного учреждения включена в перечень показателей государственной аккредитации вузов. Теперь, чтобы иметь право учить, высшая школа не только может, но и обязана воспитывать.

Ну а что значит воспитывать, по сути, взрослого человека? Бессмысленно говорить, «что такое хорошо, что такое плохо». Но можно стимулировать развитие личности в полезном для общества направлении. Когда человек активен, коммуникабелен, обладает творческим потенциалом и умеет его реализовывать - это, безусловно, полезно для общества.

В ХГТУ различные возможности для раскрытия художественного и творческого потенциала студентов существуют уже давно. Последние пять лет активно развивается движение КВН. Команды клуба веселых и находчивых ныне есть при каждом институте и факультете. Университетская сборная КВН - основа краевой сборной - успела побывать во всех «кавээновских» городах. Дважды выигрывала путевку в Сочи на международный отборочный фестиваль. К «веселым и находчивым» хабаровчанам даже поступило приглашение из Московского автомеханического института. Теперь трое наших кавээнщиков содействуют развитию столичного КВН, учась в московском вузе.

Среди игроков в КВН встречаются как блестящие студенты, так и откровенно не преуспевшие в учебе. Но для тех и других внеучебный университетский процесс оказывается порой «путевкой в жизнь» не менее важной, чем диплом. Бывшие наши кавээнщики ведут радио- и телепрограммы, работают в пресс-центрах, рекламных агентствах. Одни находят себя в сфере развлечений, другие - в деловой сфере. Ведь имидж в бизнесе означает немало. Произвести заранее рассчитанное впечатление, рассмотреть тему или вопрос с неожиданной точки зрения, удачно сымпровизировать - это требуется не только на сцене. Представителям негуманитарных профессий приходится проводить презентации, семинары, выступать в средствах массовой информации. Очень важно, конечно, быть хорошим, умелым, знающим специалистом. Но не менее важно при этом быть человеком разносторонним.

Игры КВН - далеко не единственное внеучебное направление в ХГТУ. Любители пения объединены в нескольких вокальных студиях в соответствии с интересом к народной либо современной песне, хоровому, индивидуальному, оперному исполнению. На университетских праздниках и вечеринках нередко играют наши рок-музыканты. Есть у нас завзятые театралы, приверженцы народного, эстрадного, классического, бального танца. Есть фотографическая студия, ряд других. Одни из них, как, например, цирковая, появились недавно. Другие успели получить известность и высокую оценку за пределами университета, на смотрах и конкурсах городского, краевого, регионального уровней.

Студенческие объединения являются формой досуга, но обладают потенциалом и в контексте образовательного процесса. Например, недавно один из наших студентов сделал неоднозначный, но примечательный телерепортаж об университетской жизни для хабаровского телевидения. Никто его этому здесь не учил. Да и по стране мало где можно получить соответствующее образование. Так, может, стоит нашему университету взяться, помимо прочего, за подготовку специалистов телевидения?

Говоря о внеучебных делах, помимо развлекательного, стоит отметить материальный аспект. Только за полтора летних месяца прошлого года, участвуя в городских строительных работах, некоторые наши студенты заработали по 20 тысяч рублей. Так что популярные в прошлом стройотряды оправдывают себя и в современных условиях. В целом сочетание личной и общественной пользы в той или иной степени характерно для всех направлений внеучебной университетской работы. А это, как уже было сказано, и есть то воспитание, которое призвано помочь студентам не только в период учебы, но и в дальнейшей жизни.

С. Ищенко.