Авиакомпания «Восток»: «Задание понял - на спасение вылетаю»

29.04.2003 | АРХИВ | 1м. 54 c. | 75

Февраль. Глухая ночь. Метель. Из Дальневосточного центра медицины катастроф - экстренное задание: срочно надо лететь, от полученных ран в далеком селе погибает, истекая кровью, человек. Диспетчер, может быть, и с сожалением, но поднимает с домашних постелей стоящий в графике на эти сроки экипаж вертолета. В штаб съезжаются и генеральный директор, и другие члены командного состава.

Так в авиакомпании «Восток» несколько раз было и в конце февраля, и первого апреля. И так уже совпало, что все эти полеты выполнял экипаж с командиром Вячеславом Гордиенко. И вовсе не потому летал в таких сложных метеоусловиях именно Гордиенко, что он опытный летчик: таких в компании немало, и многие выполняют санзадания.

Летал экипаж Гордиенко и в Литовко, и в Березовый, и в Победу. То вывезли в Хабаровск женщину с трудными родами, то мужика, попавшего под полотно пилорамы, то парня с ножевыми ранениями. Для них нет никакой разницы, кого спасать: задание есть задание. Главное, чтобы оно было выполнено четко, в срок, у которого никакой форы не бывает, и со строгим соблюдением всех норм и правил безопасности полетов и для всех пассажиров, и для экипажа, и, понятное дело, для техники. Но очень часто, вернее, сплошь и рядом бывает так, что все эти разумные и предостерегающие требования выполняются на грани возможного.

В нашем крае три основных авиапредприятия, с которыми на выполнение санитарных заданий заключил договор Дальневосточный центр медицины катастроф: компании «Восток», «Авис-Амур» и Николаевский объединенный авиаотряд. По заданию центра такие полеты совершают и авиаторы старательской артели «Амур», которые по сути дела по санобслуживанию «закрывают» весь Аяно-Майский район.

А здесь места те еще - дремучая дальневосточная глухомань. Самолеты и вертолеты выполняют восемьсот с лишним вылетов в год по заданию центра медицины катастроф. У каждого из этих предприятий своя территория и свои особенности, преимущества и слабости перед другими. И все же первенство, пожалуй, следует отдать компании «Восток». Это не результат чьего-то пристрастия к этому предприятию: такую оценку дали в Дальневосточном центре медицины катастроф. А такой вывод там сделали, проанализировав и количество вылетов, и налет часов по заданиям, и сложность погодных условий, и число вывезенных больных. Кстати, замечено, что там не говорят «пострадавшие», «травмированные», «раненые», там всех называют щадящим, завуалирующим иногда серьезное преступление словом - «больные».

Есть определенная закономерность в том, что чаще всего на такие задания вылетать приходится по ночам. Потому что замечено: смертельно опасные случаи с людьми почему-то происходят в основном во второй половине дня. А после ЧП пока все придут в себя, пока кто-то соберется да пока догадается сообщить, куда следует, - вот и ночь на дворе.

Бывает ли такое, когда единственное спасение к «больному» может прийти с неба, но... не приходит? В авиакомпании «Восток» сказали: почти не бывает. По крайней мере, о подобных случаях здесь припомнить не смогли. Зато хорошо помнят, когда экипажи, за которыми часто остается последнее слово, говорили: «Летим». Чаще всего помехой бывает погода «совсем никуда». Откажись летчики в таких случаях от полета, никто их за это не осудит. По крайней мере, вслух. А они, хотя им об этом думать и «по штату не положено», думают о том, что где-то на волоске висит человеческая жизнь. И летят, хотя и рискуют. Но всегда или почти всегда выдержка и опыт оказываются сильнее риска.

Неужто все они такие асы? Да как сказать... А все же у всех налет часов очень большой, за плечами работа в сложных условиях и дома, в родном небе, и на Сахалине, и в Малайзии. Это во-первых. А во-вторых, на тренировочных полетах не экономят, как некоторые. Лучше на тренаже сжечь «лишние» килограммы керосина, чем больной потеряет драгоценные капли крови. Да к тому же все они превосходно знают все населенные пункты, а их около шестидесяти, куда приходится летать, особенности каждого поселка и села.

Часто бывает так, что с определенной долей риска вылетают по санзаданию в непогодную ночь. На месте их встречает красивая картинка: съехавшиеся к одному месту грузовые и легковые авто своими фарами высвечивают посадочную площадку, чаще всего сельский стадион или просто пустырь. Хорошо от вида этого: и о «больном» соседская забота, и летчикам помощь. На самом же деле это знак полнейшего безобразия.

У нас не то, что за Байкалом или уже за Уралом: что ни шаг, то километр - великие просторы, а дорог хороших в глубинке, почитай, и совсем нет, местная медицина только и может, что в нос закапать да больной зуб с адской болью вырвать. Так что при несчастье одна надежда на авиацию. Отсюда вывод: в каждом населенном пункте должна быть круглогодично содержащаяся в порядке, как надо обустроенная посадочная вертолетная площадка. А где вы ее такую видели? Нет их почти нигде. Главы местных администраций озаботиться этим не хотят и все сваливают на бесконечное безденежье. На самом же деле толковый и неравнодушный к людям глава села или поселка мог бы так организовать дело, что на устройство посадочной площадки и никаких денег не понадобилось бы: миром за милую душу все бы и сварганили. Мы, конечно, сказать не можем, сколько человек безвременно ушли из жизни только потому, что вертолет не смог сесть. Но знаем - были такие случаи. А их могло бы не быть.

Пока же вертолетчики «Востока» на свой страх и риск, как говорится, почти в любую погоду и в любое время суток по срочному заданию из ДВЦМК поднимают в небо свои воздушные суда и ложатся курсом на беду. Нет, вернее, курсом на спасение жизни человека.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.06.2022 17:03
Михаил Дегтярев заложил новую традицию для лучших студентов-выпускников

25.06.2022 09:42
ВТБ: спрос на товары для туризма в России вырос на 20%

24.06.2022 10:29
ВТБ: выдачи ипотеки на новостройки во втором полугодии могут вырасти на треть
Новые условия ипотеки с господдержкой могут привести к удвоению среднемесячных выдач жилищных кредитов на новостройки в ближайшие несколько месяцев

24.06.2022 10:21
Минута молчания в память о героях
В День памяти и скорби в 12.15 по московскому времени в России прошла федеральная «Минута молчания».

24.06.2022 10:21
Компенсации за проезд на дачи
С 1 июня в Хабаровском крае начался прием документов на выплату компенсаций за проезд на дачи в этом сезоне.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%