поиск
12 октября 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Торговец торговцу рознь

21.05.2003
Просмотры
280

Ни для кого не секрет, что добрая половина российских предприятий занимается торговлей. Среди них и маленькие продуктовые киосочки «за углом», и мощные предприятия, существующие уже не один десяток лет и обеспечивающие товарами и продуктами целые регионы. Последние, как правило, бизнес свой стараются не только углублять, но и расширять, к традиционной торговле подключая еще и производство.

Как один из примеров таких монстров торговли (в хорошем смысле этого слова) можно считать хабаровское предприятие «Химоптторг», торговая составляющая которого чувствуется уже в названии, известном практически по всему Дальнему Востоку.

Предприятие занимается крупнооптовой продажей химической продукции, имеет солидные обороты, серьезные производственные мощности и большие складские помещения. В общем все то, что делает торговое предприятие крупным и солидным.

О сегодняшней жизни, проблемах, успехах и перспективах «Химоптторга» рассказывает его генеральный директор Георгий Лаптиев:

- Наше предприятие практически ровесник Хабаровского края, в следующем году будем праздновать 65-летний юбилей. Понятно, что корни наши идут еще от старой советской системы торговли, от Госснаба СССР. Мы прошли весь путь, традиционный для старых советских предприятий, что торговых, что производственных - приватизация, тяжелые годы экономического спада практически на грани выживания. Кто-то смог пережить это время, кто-то нет. Мы, как видите, живем, и, можно сказать, живем хорошо. Правда, ощутимый подъем для нас начался не так давно, буквально с начала нового тысячелетия. Что символично.

- Как-то слишком оптимистично вы описываете тяжелые годы...

- А что там рассказывать? Картина-то уже известная. Общий спад экономики с последующим снижением объемов заказов. Мы тогда, в отличие от некоторых подобных нам предприятий, решили сохранить всю товарную номенклатуру, пусть даже и объемы резко упали. Частично это ухудшало наше положение, но в долгосрочной перспективе принесло свои плоды. Как мы и надеялись, спад не продолжался вечно, и когда начался-таки подъем, мы смогли предложить всем нашим клиентам и партнерам все те же товары и услуги, как в старые добрые времена. И даже больше.

С другой стороны, когда начался тот самый долгожданный подъем, у нас уже фактически не оставалось внутренних резервов, в частности, оборотных средств, чтобы удовлетворять все возрастающие запросы наших клиентов. Пришлось пойти на жертвы: продали крупный объект для хранения нефтепродуктов ОАО «НК «Роснефть» и на поступившие в наше распоряжение финансовые ресурсы смогли фактически заново грамотно запустить бизнес-процесс. В результате темп роста реализации товаров и услуг в 2002 году превысил аналогичные показатели года 2001 в 10 раз!

Растут и другие наши показатели. Так, мы практически единственные на Дальнем Востоке России занимаемся розливом некоторых продуктов бытовой химии, в частности, ацетона, в мелкую фасовку. Поэтому можем смело заявлять, что львиная доля этого товара, закупаемого населением и предприятиями для своих нужд, - частично наш продукт. И в прошлом году объем розлива также серьезно вырос.

Ну и рабочие места тоже увеличиваются - только за прошлый год наш коллектив увеличился на 40 человек. На самом деле, это далеко не все наши успехи и достижения.

А проблемы... Она фактически одна, и полноценной проблемой ее даже и не назовешь. Дело в том, что мы фактически - государственное предприятие, т.к. контрольный пакет акций находится в федеральной собственности. Вместе с тем, государство как-то обходит нас стороной - всевозможные конкурсы, тендеры, в том числе и по северному завозу, и по крупным федеральным стройкам как-то проходят мимо нас, хотя мы предлагаем вполне конкурентоспособные решения. По большому счету, на наш бизнес-процесс это не очень сильно влияет, но неприятный осадок оставляет. Хотя с другой стороны - это стимул к дальнейшему самосовершенствованию: раз конкуренты могут чем-то таким удивлять и заинтересовывать, то и мы должны не отставать.

Хотя нам, повторюсь, грех сейчас жаловаться: свой потребитель, надежный и стабильный, у нас есть. На 90 процентов это ведущие предприятия, которые формируют экономику края и даже частично всего Дальневосточного региона.

И потребителя нашего находим чем приятно «удивлять» - индивидуальный подход, отсрочка платежей, скидки (в том числе накопительные), товарное кредитование и многое другое.

А эта тяга к госзаказу, наверное, из наших корней происходит. Все-таки львиную долю своего времени наше торговое предприятие работало как элемент сложной государственной структуры для удовлетворения государственных же нужд.

- А насколько корректным будет сегодня называть ваше предприятие именно торговым?

- Конечно, на данном этапе львиную долю доходов нам дает именно оптовая торговля. Хотя ее нам уже не хватает, хочется чего-то большего. Вот мы и осваиваем потихоньку производство. Ставку решили сделать на возрождающийся агропромышленный комплекс. Так, перед самыми майскими праздниками запустили цех по производству комбикормов с витаминными добавками.

Пока в сутки выпускаем пять тонн комбикормов, доход от продажи которых к концу года должен составить около пяти миллионов рублей. Но это не предел - даже не запуская дополнительные производственные мощности, совершенно реально увеличить эти объемы в три раза, когда наши агропромышленные предприятия наш продукт окончательно «распробуют» и возникнет соответствующий спрос. А если спрос будет еще выше, не составит особого труда и мощности увеличить, благо, резервы для этого есть.

Но для серьезного «покорения» нашего агропрома одних комбикормов маловато будет, поэтому ставку мы делаем на совершенно новый, в некотором роде уникальный продукт - торфогуминовые удобрения. Разрабатываем и производим их совместно с предприятием ООО «Биотекс Групп». Пробные партии уже разработаны и отправлены на экспертизу в НИИ почвоведения, что во Владивостоке. После заключения экспертизы, а мы надеемся, что оно будет очень хорошим, перенесем производство уже на базу нашего предприятия. И в следующем году будем активно предлагать новый продукт хабаровским агропромышленникам. Новое удобрение, по предварительным оценкам, фактически не имеет аналогов и обладает целым букетом полезных для земледелия свойств, поэтому в перспективе планируем с новинкой освоить и весь Дальний Восток, а то и больше.

А когда окончательно «подружимся» с сельским хозяйством, можно будет смело и со всей ответственностью заявить, что «Химоптторг» работает на благо абсолютно всех отраслей дальневосточной экономики.

Беседовал Сергей Фоменко.