поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Нефть и орлан: кто кого

17.06.2003
Просмотры
261

О том, что с Сахалина к экспортному терминалу в Де-Кастри будет проложен нефтепровод, говорится не один год. В осуществлении этого проекта участвуют компании «Эксон Мобил» и «Сахалинморнефтегаз». Ими уже проведена презентация проекта в Южно-Сахалинске, в Ульчском районе, а на днях оператор проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед» провел день открытых дверей в Хабаровске.

Называлась эта акция «информационной сессией», посетителям которой раздавались опросные листки, где они должны были высказать свое мнение по поводу строительства нефтепровода.

Недостатка в информации вроде бы не было. Все желающие могли подробно ознакомиться с его преимуществами и выгодами на стендах, задавая вопросы группе поддержки. Выяснилось, что около 5000 человек получат работу, доходы России в течение срока реализации проекта составят 40 миллиардов долларов.

Все это неплохо, но жителей края интересует и экологическая безопасность нефтепровода и терминала, сохранение природы. А она в местах возведения терминала в Де-Кастри и прокладки трубы (только 80 километров ее пройдет по Николаевскому и Ульчскому районам) уникальна. Здесь встречается более 30 видов птиц, занесенных в Красную книгу, именно в этих местах пролегают пути их миграции, а залив Чихачева и побережье Татарского пролива являются местами их гнездований. Прилегающая морская акватория - «родильный дом» пятнистой нерпы.

Так что же будет сделано для сохранения флоры и фауны в этих местах?

Среди смягчающих мер, как утверждают разработчики проекта, предусматривается «планировать строительные работы с учетом наибольшей уязвимости отдельных видов и групп млекопитающих». Свести к минимуму уничтожение растительности, не проводить работы в периоды размножения птиц и зверей, строить для них временные переходы через траншеи и трубопроводы. Не раздражать их излишними шумами, а возможные разливы нефти собирать химреагентами или сжигать.

В информационных листках, где описывается экологическая безопасность проекта, чаще звучат успокоительные «маловероятно», «незначительное влияние», «возможно», чем конкретные оценки воздействия на окружающую природную среду. Полной гарантии в том, что нештатных ситуаций удастся избежать, никто не дает ни сегодня, ни завтра.

Что думают по этому поводу участники информвстречи?

- Вместо общественных слушаний нам в очередной раз предложили презентацию, как это уже было в Де-Кастри, - говорит президент Дальневосточного союза коренных малочисленных народов Галина Волкова. - Сначала должны спросить у людей, проживающих на территориях, что их не устраивает, а потом выдавать заключение государственной экологической экспертизы. Сделали же наоборот. Нет расчета ущерба. Нам говорят о том, что будет строиться выносной терминал. Но он не прошел ни одного этапа обсуждения, а площадка уже выбрана...

Возле стендов с красочными картинками встретил я заведующую кафедрой медицинской экологии ДВГМУ Владу Рябкову и председателя Хабаровского отделения экологической партии «Кедр» Виктора Сайкова. Они безуспешно пытались среди всех представленных материалов отыскать сведения государственной экологической экспертизы и обоснования к ней.

Как обещают нефтеразработчики, первая нефть с сахалинского шельфа пойдет в Де-Кастри к 2005 году. Все вопросы экологии к этому времени, по их уверениям, будут решены. Однако уже в нынешнем году на сухопутном отрезке магистрали могут начаться работы. Неужели без широкого учета общественного мнения?

Александр САВЧЕНКО.