поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Президенту стыдно за бедность

24.06.2003
Просмотры
300

20 июня президент России В.В. Путин провел традиционную большую пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов. Вместо запланированного часа она длилась 2 часа 42 минуты. Из 700 журналистов свои вопросы успели задать 48. Предлагаем вниманию читателей ответы на некоторые из них.

ДОЛЖЕНКОВА В.К. (газета «Томский вестник»): Господин президент, каково ваше отношение к изложенному в докладе «Совета по национальной стратегии» мнению, что в России назревает некая олигархическая революция, что представители крупного бизнеса намереваются интегрироваться во власть и тем самым из президентской республики Россию превратить в республику президентско-парламентскую?

ПУТИН В.В.: Что касается влияния крупного бизнеса на жизнь страны, то это влияние существенно. Собственно говоря, трудно, наверное, представить себе иную ситуацию в стране с рыночной экономикой, где есть крупные компании. Я бы здесь ничего не демонизировал.

Если вы посмотрите на то, что происходит в Государственной думе в ходе обсуждения бюджета и ряда законов, связанных с налоговой реформой, немножко погрузитесь в реальную жизнь Государственной думы, то увидите, что, допустим, крупные нефтяные компании сейчас активно сопротивляются налогу на полезные ископаемые, полагая, что правительство перекладывает на них слишком большую нагрузку. Я не буду вдаваться в детали, но в целом в диалоге между бизнесом и правительством должны быть найдены наиболее оптимальные решения для экономики, для социальной сферы, для всех секторов российской экономики. Это, конечно, не значит, что мы должны позволить отдельным представителям бизнеса влиять на политическую жизнь страны в своих групповых интересах. Я абсолютно убежден, что за последние годы пресловутая равноудаленность различных представителей бизнеса от органов власти и управления в стране все-таки состоялась. Что до тех, кто не согласен с этой позицией, то, как раньше говорили, иных уж нет, а те далече.

Что касается президентской или парламентской республики, я считаю, что для России в ее сегодняшнем виде, имея в виду сложный состав Федерации, многонациональность, многоконфессиональность, иной вариант устройства власти, кроме президентской республики, неприемлем и даже больше того - опасен.

ГАМОВ А.П. (газета «Комсомольская правда»): Владимир Владимирович, если в следующем году вас изберут президентом на второй срок, будете ли вы настаивать на увеличении срока президентства, допустим, с четырех до пяти лет и вообще, какой президентский срок вам кажется оптимальным?

ПУТИН В.В.: В целом это не имеет, на мой взгляд, такого принципиального значения. Четыре, пять лет - разница небольшая. Два раза по пять - была бы более стабильная ситуация, на мой взгляд. Я лично, если приму решение об участии в выборах в следующем году и если буду избран, на этом настаивать не буду. Более того, я считаю, что в наших конкретных условиях этого делать не нужно. Потому что это связано с необходимостью изменения Конституции, а сам процесс начала изменения Конституции - это уже какой-то элемент дестабилизации. Я считаю, что это хуже, гораздо хуже, чем четырехлетний срок. Четыре, пять лет - в конце концов, не так важно.

ТЕРЕХОВ В.К. («Интерфакс»): Владимир Владимирович, складывается такое впечатление, что и у вас, и в стране в целом - дефицит управленческих кадров. Вероятно, поэтому далеко не самые эффективные деятели не выпадают, как раньше говорили, из «номенклатурной обоймы», а получают другие, не менее ответственные государственные посты. Прав ли я?

ПУТИН В.В.: Вы меня поставили в сложное положение. Вы знаете, у немцев есть такой хороший ответ: «Я», как известно, - «да», «найн» - «нет». Они говорят: «яйн» - и «да», и «нет». Я не знаю таких примеров, которые бы подтверждали ваш тезис на очень высоком уровне. Пожалуй, есть только один, я бы не хотел сейчас его озвучивать. Но и в этом случае, человек сначала работал на одном участке, его перевели на другой, не связанный с тем, где у него возникли проблемы.

Во всех остальных случаях я не знаю, где бы мы человека, который абсолютно не справился со своей работой, повысили бы в рамках той отрасли, где он сделал нечто такое, что должно было бы привести к решениям совершенно другого рода. Это во-первых.

Во-вторых, самое простое - махать шашкой, снимать головы, увольнять и выглядеть на этом фоне «крутым» руководителем. Гораздо важнее, на мой взгляд, бережно относиться к людям, в том числе и к тем, которые, будучи на виду, под огнем критики - и в том числе критики средств массовой информации - достойно несли это тяжелое бремя по руководству отраслями, предприятиями, регионами. И нужно использовать их опыт, их возможности. У нас действительно не так много современных управленческих кадров. Это одна из проблем. Людей, которые руководят, много, а современных руководителей мало. Это одна из проблем современной России. Мы стараемся решать этот вопрос, в том числе с помощью различных программ и при поддержке наших партнеров за границей. Без его решения мы, конечно, вряд ли сможем продвинуться в достижении тех целей, которые мы перед собой ставим.

ВОЛКОВА М.В. («Российская газета»): Владимир Владимирович, каковы стратегические планы в области снижения налогов? В частности, планируется ли перераспределение налоговой нагрузки с обрабатывающего сектора? И второй вопрос - удастся ли правительству удержать инфляцию в тех границах, которые запланированы на этот год?

ПУТИН В.В.: Сейчас инфляция составляет чуть больше семи процентов - 7,1 процента, но прогноз на ближайшие месяцы благоприятный. Этот показатель меньше, чем в прошлом году за такой же период времени, когда он составлял 8,4 процента. Мы рассчитываем, что правительству и Центральному банку - поскольку Центральный банк несет за это ответственность - вместе удастся выйти на запланированные параметры текущего года.

Что касается перераспределения налоговой нагрузки, то это одна из основных задач правительства в текущем году и в следующем, потому что нам нужно создавать лучшие экономические условия для развития перерабатывающих отраслей производства и высокотехнологичных отраслей. В этой связи правительство планирует ряд осмысленных, на мой взгляд, действий, пока очень скромных и, наверное, недостаточных, но осмысленных. Они заключаются в том, что с 1 января следующего года планируется понизить, как я уже говорил, налог на добавленную стоимость на два процента, отменить налог с продаж, который будет иметь значение не только для торгующих организаций, но в конечном итоге должен сказаться и на производстве. Будут улучшены структура НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), структура ряда других налогов, в том числе и налогообложение физических лиц. В частности, предполагается изъять из налогооблагаемой базы сумму, которая будет истрачена гражданами на приобретение недвижимости: квартир, домов, земельных участков. Поскольку вы так наморщили лоб, я понял, что я выражаюсь туманно. Я поясню. Если вы в течение года из ваших доходов истратили определенную сумму на приобретение жилья, скажем, дома, квартиры, то когда вы будете заполнять налоговую декларацию, вы сумму, которую истратили, не будете учитывать при налогообложении. У вас налоги не будут вычитать из этой суммы. В общем и целом запланирован и ряд других осмысленных, повторяю, действий в сфере налогообложения.

С 2005 года планируется сократить единый социальный налог, что, на наш взгляд, должно привести к дальнейшей легализации заработной платы. У нас уже отменен полностью оборотный налог. Это тоже огромные средства, которые остаются в экономике...

ОРЛОВА Е.Е. (ТК «Волга», г. Нижний Новгород): Довольны ли вы темпами реформирования Российской армии? И сколько еще в стране будет продолжаться служба по призыву?

ПУТИН В.В.: Конечно, это одна из самых серьезных тем, которыми занимаются правительство и президент, министр обороны, да и все общество. Армия в России, как я уже многократно говорил, должна быть небольшой по численности, компактной, но эффективной, боеготовой, хорошо, по-современному оснащенной. Для этого у нас есть все. Прежде всего, есть хорошая база подготовки кадров, я бы сказал, уникальная база подготовки кадров. Немного стран могут похвастаться такой базой по подготовке офицеров. У нас есть традиции и, как это ни покажется странным, на мой взгляд, это очень важно. У нас есть военная наука. У нас есть развитый военно-промышленный комплекс. Конечно, очень много возникло проблем в последние годы в связи с изменением структуры экономики, в связи с изменением качественного и количественного состава Вооруженных сил. Раньше военно-промышленный комплекс у нас был практически ведущим, на него работала вся страна. Это имело свои плюсы для самого промышленного комплекса и для самой армии, но имело и минусы для всей экономики, и мы об этом хорошо знаем. Думаю, что бессмысленно повторять все это.

Развитие армии должно быть сбалансировано, должно отвечать интересам всего общества, всего государства, так же, как и развитие военно-промышленного комплекса. Мы уделяем этому значительное внимание и будем уделять этому внимание в будущем. И с точки зрения внятных экономических решений, и с точки зрения финансового обеспечения. Практически все долги погашены перед ВПК. Я это говорю в связи с реформой армии, потому что армия должна быть, как я сказал, хорошо оснащенной, по-современному оснащенной.

Что касается набора в армию по контракту и набора по призыву, то это - только один из элементов военной реформы, не единственный. Здесь мы должны подходить очень взвешенно, имея в виду реальные возможности экономики России и традиции, которые есть в Российской армии, огромную территорию страны.

Должен сказать, что набор в армию по контракту обоснован - особенно в связи с демографической ситуацией в стране. Он обоснован в связи с угрозами, с которыми сталкивается Россия. Набор в армию по контракту призван сделать кадровую составляющую армии более соответствующей требованиям сегодняшнего дня с точки зрения усложнения тех вооружений, которые поступают и будут поступать в Вооруженные силы Российской Федерации. Это должны быть специалисты, которые пришли не на полгода, не на год и даже не на два года. Это должны быть специалисты, которые несколько лет осваивают технику, умеют ею пользоваться и делают это эффективно.

В «горячих точках» должны, конечно, служить профессионалы. Там не должно быть призывников, мальчишек 18-19 лет. Там должны быть, повторяю, профессионалы, люди, которые выбрали эту профессию сознательно и сознательно идут на риск. Мы планируем, что к концу 2007 года в Российской армии будет свыше 100 тысяч тех, кто служит по контракту. И в 2008 году мы сократим количество тех, кто служит по призыву, и сократим срок их службы до одного года.

Франция перешла на контрактную армию. Соединенные Штаты перешли на контрактную армию. А такая страна с ведущей европейской экономикой, как Германия, нет - там служат по призыву. Девять месяцев, правда, но по призыву. В Финляндии служат по призыву все. Поэтому, имея в виду огромную территорию России, наши финансовые возможности, мы будем делать это аккуратно, имея в виду, повторяю, что контрактная армия очень дорога, она должна быть нам по карману.

Я могу ошибиться в каких-то деталях, но могу вам сказать, что солдат-контрактник в Псковской дивизии получает сейчас свыше пяти тысяч рублей. Сержант, командир отделения - свыше шести тысяч, а офицер, майор - свыше восьми. А в армии, в других частях, майор, капитан получают в два раза меньше. Это все нужно учитывать.

В общем и целом ничего здесь необычного нет. Потому что даже в советские времена люди служили, допустим, за границей либо в каких-то особых местах, и на одних и тех же должностях и в одних и тех же званиях получали разные деньги. Сегодня, если человек служит в подразделении по контракту, он исходит из того, что у него особые условия службы. Это требует особого напряжения физических, интеллектуальных сил, подготовки и готовности быть задействованным в «горячих точках». Поэтому такая система оплаты, на мой взгляд, оправдана. Надо сказать, что и здесь мы будем повышать денежное довольствие - так же, как будем повышать его во всей армии. Это сложный процесс, будем действовать аккуратно, по известному принципу «не навредить, а сделать только лучше».

КОЛЕСНИКОВ А.Е. (ГТРК, г. Владивосток): Как известно, существует проект строительства нового нефтепровода в Восточной Сибири. Есть проект «Ангарск - Дацин» (КНР), и вариант второй: «Ангарск - Приморский край». К первому варианту склонно правительство. Какой вариант склонны рассматривать как перспективный вы?

ПУТИН В.В.: Это решение, которое должно быть принято правительством. Это решение находится в компетенции правительства Российской Федерации. Никакого окончательного вывода пока не сделано. Действительно, рассматривается вопрос о возможном маршруте этих трубопроводов, а их может быть два: может быть нефтепровод и газопровод. Один из вариантов - это «Ангарск - Дацин», совершенно верно. Второй вариант - «Ангарск - Находка». «Ангарск - Находка», конечно, выглядит предпочтительнее с той точки зрения, что дает возможность выхода на рынок в широком смысле этого слова, даст возможность экспортировать энергетическое сырье всем странам региона. Даст, возможно, сделать ответвление, если это необходимо, а я думаю, что это тоже обосновано, напрямую на Китайскую Народную Республику, в Дацин. Даст возможность продавать наши энергоресурсы всем странам АТР, экономика которых очень активно развивается, а естественным, сдерживающим фактором развития экономики этого региона мира является дефицит энергоресурсов. Россия может восполнить этот дефицит. В общем и целом для нас это привлекательный проект. Вопрос только в том, является ли он экономически обоснованным.

ПАРЕНСКАЯ М.В. (газета «Волга», Астрахань): Владимир Владимирович, я прошу вас извинить, если мой вопрос, возможно, покажется некорректным. Скажите, пожалуйста, за что происходящее в стране сегодня вам больно и за что стыдно?

ПУТИН В.В.: За бедность населения. Очень низкий уровень жизни населения, низкие доходы. Граждане России, конечно, имеют право и должны жить лучше.

ШУСТЕРМАН Е.М. (газета «Интер», Волгоград): Когда-то один американский корреспондент задал вам вопрос: кто вы, мистер Путин? Эта тема была предметом огромного обсуждения в прессе. А я хочу вам, продолжая этот вопрос, задать его в такой формулировке: с кем вы, Владимир Владимирович?

ПУТИН В.В.: ...Что же касается ответа на вопрос «Кто вы такой и с кем вы?», могу сказать, что я президент Российской Федерации, я со своими избирателями и с народом России.