поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

«Любовь втроем» по-хабаровски

02.07.2003
Просмотры
239

Недавно в Хабаровске гостил главный редактор журнала «Новый мир». Миссия его не была прямо связана с жизнью «толстых» литературных журналов. Андрей Василевский участвовал в акции Фонда социально-экономических интеллектуальных программ России и искал в Хабаровске молодые литературные дарования, чтобы пригласить их на форум, который пройдет осенью в подмосковных «Липках». Литературная общественность собралась в одном из читальных залов научной библиотеки, чтобы послушать и поспрашивать московского гостя. 47-летний критик с 1998 года возглавляет популярнейший в России журнал, и рассказать ему было что. Речь зашла и о драматургии. Кто-то из хабаровчан назвал местного драматурга К. Костенко, интересно работающего в этом жанре. Кто-то задал вопрос: «Почему ваш журнал не публикует пьес?»

Оказалось, «Новый мир» пьесы печатает, но редко и неохотно. Для этого есть другие издания, например, журнал «Современная драматургия». «А вообще-то, - сказал редактор, - мы предпочитаем пьесы документальные, они интересны и читателям, и зрителям. В Москве даже есть такой театр («ДОК»), где ставят исключительно документальную драматургию. Публика охотно сюда ходит».

А ставили ли наши театры подобные пьесы? Воспоминания были недолгими: «Амурские версты» и пьесу о Хабарове - в драме и музкомедии. Все же это была, скорее, смесь документа с художественным вымыслом. Какой же драматургией сегодня озабочены наши краевые театры, что она дает им самим и зрителям?

Возвращение

к музыке

«Царский театр» (так острословы величают нашу музкомедию) показал землякам пять премьерных спектаклей, главным образом классику жанра, но приблизился к мюзиклу в комедии «Брак по-американски», спектакле зрелищном и динамичном. Покойный режиссер Ю. Гриншпун много и плодотворно работал в этом театре, шесть лет назад он поставил «Марицу». По разным причинам спектакль сошел со сцены, а в этом сезоне появился обновленным. Дань памяти режиссеру не случайна - в театре остались «вышколенные» Гриншпуном актеры. Отрадно, что появились и новые, хорошо о себе заявившие: супруги Атаскевичи, молодая Аня Новикова - актеры с хорошим вокалом. У театра возрождается стремление соответствовать обозначенному жанру: быть прежде всего музыкальным. Этот «отход от Гриншпуна» исповедует новый худрук Николай Евсеенко. Музыкальный театр, считает он, дает несопоставимые возможности по сравнению с другими театрами. Не случайно усилены оркестр, балет, хор.

Теперь о зрительском интересе к тому, что декларирует худрук. Ходит народ в этот театр охотно, что для хабаровчан традиционно. Особенно на новые спектакли заполняемость зала достигает 90 процентов. А средняя - ниже, только 60 процентов занятых зрителями кресел. В репертуаре есть спектакли, идущие не один год, многие их уже посмотрели.

Театральная экономика выглядит так. У театра есть бюджет, состоящий из собственных доходов: прокат спектаклей (цена билетов здесь от 40 до 150 руб.), продажа программок, буклетов, значков, сдача зала в аренду, шитье костюмов, одежды, сцены по заказам и т.д. Вторая часть - бюджетная поддержка правительства края на зарплату, коммуналку, постановочные. В процентном отношении первая часть бюджета составляет примерно тридцать процентов. Евсеенко считает, что она несколько снизилась, и тому есть причины: растущие расходы на содержание здания, в театре подняли заработную плату, ввели систему вознаграждений. Кроме окладов у актеров есть возможность подработать дополнительно. Зависит это от того, сколько раз в месяц они выходят на сцену, в какой роли. Системой этой охвачены все работники, самая высокая цена за выход - 300 рублей, минимальная - 30 (технические участники спектакля). Заинтересованность стала очевидной, при весьма скромном окладе можно постараться. Кто это делает, зарабатывает и по 7-8 тысяч рублей в месяц. Но таких - единицы.

Головная боль руководства - на какие деньги ставить спектакли. В музкомедии несколько лет работает свой режиссер - Борис Кричмар, постановщик пяти спектаклей. Но режиссеров приглашают и со стороны. Поставить зрелищный, яркий спектакль с оркестром, балетом и т.д. сейчас обходится примерно в миллион рублей. Откуда деньги? Часть их - из бюджета, остальные - из собственных доходов. Пока получается. На мой взгляд, это самый благополучный театр из всех краевых.

После пожара

В краевой драме последние три года длился поэтапный ремонт, и творческим процессом здесь занимались мало. Репетировали и в фойе, и в раздевалках. Сезоны открывали с опозданием, премьерами не увлекались. Кроме сезона последнего, когда ремонт почти закончили и можно было развернуться. Радует энтузиазм директора и худрука театра Анатолия Шутова. Говорю так потому, что в драме давно нет штатного режиссера, нет худрука, и Шутов тянет воз один.

Что получается? Последний сезон Шутов считает обнадеживающим, экономически не проваленным. Показали пять премьерных спектаклей (всего в репертуаре их девять), все спектакли окупаются, приносят прибыль. Хотя в репертуаре нет классики, есть лишь приближающаяся к ней «Поминальная молитва», долгожитель репертуара. Но пьесу из русской классики уже выбрали, ведут переговоры с иногородним режиссером, который пройдет у нас очередные смотрины.

Московский режиссер П. Орлов проходил их дважды, поставив в драме две пьесы англичанина Р. Куни («Номер 13» и «Слишком женатый таксист»). К сожалению, жена-москвичка не пожелала ехать за мужем-режиссером в далекий Хабаровск. Приедет ли в драму Орлов в третий раз, загадывать не будем, все возможно. Но «третья английская серия» (от подобного намерения режиссер не отказывался) может сыграть со зрителем нехорошую шутку. Куни и Орлов весьма специфичны своим воздействием на зрителей, и не всем захочется трижды смеяться над сценическими ситуациями и характерами, которые они предлагают.

Шутов признается: помним, мол, свои недостатки - много развлекаловки, нет классики, но так сложилось после злополучного пожара в театре, надо было выживать. Вот почему в репертуаре появились жанры сугубо комедийного направления. Такое вот лицо у театра. Любопытно то, что зрителя оно устроило, в театр он пошел (нынешняя занятость зала - 70 процентов), деньги в кассу принесет, их сумма театр несколько вдохновила, а руководство стало щедрее платить.

Здесь появилась своя градация «добавок» к окладам: за выход на сцену главным героем приплюсовывают по 150 рублей, просто роль оценена в 100, остальным участникам - по тридцатке. При скромных окладах (в среднем это 2,5 тысячи рублей) с надбавками получается уже пять тысяч. Но для этого выходить на сцену приходится чаще и активнее. Составные бюджета в театре драмы те же: деньги правительства и собственные доходы, которые, кстати, здесь растут, хотя арендные возможности скромны. В этом сезоне процент собственных средств достиг почти трети к общим доходам театра.

- Я страшно экономлю, - сетует худрук, - спектакль стоимостью свыше двухсот тысяч рублей позволить себе не могу, режиссеров-постановщиков ищу сам и бесстыдно с ними торгуюсь, сбиваю постановочную сумму. У них ведь всероссийская такса - от двух до шести тысяч долларов. А я могу одолеть первую цифру, ну, чуть больше.

Новый спектакль театру обходится в среднем в 150 тысяч рублей.

Давно зная Анатолия Александровича, порадовался на этот раз его оптимизму, уверенности в том, что театр потихоньку выбирается из кризиса.

Конечно, москвич Орлов - выручалка временная: поставил у нас, поехал на заработки в другой город. Но в труппе театра есть актер с образованием режиссера - Владимир Паршев. Вот его Шутов иногда и уговаривает поставить спектакль. Так появился В. Арро с его пьесой «Пять романсов в старом доме», совсем недавно - «Любовь втроем», чуть раньше - «Демарш Мендельсона». Паршев - режиссер скромных возможностей, но на выручку он приходит и денег много не берет.

В конце очереди

На фоне гастрольных разъездов наших театров ТЮЗ продолжает зажигать свою рампу, завершая сезон и готовясь отметить в следующем году 60-й сезон. Старинное здание (возраст его - 102 года) вновь в лесах, приведенные в порядок несколькими годами ранее кирпичные стены оказались в опасности. Теперь их «консервируют» по-новому. После ремонтники-реставраторы войдут внутрь этого памятника архитектуры и доведут его до былого изящества и первозданного вида.

ТЮЗ - самый посещаемый театр, если не считать театр кукол. Зал на 250 мест обычно занят на 90 процентов. Здесь самые дешевые билеты (в среднем - 30 рублей), хотя директор Александр Сосида считает, что они могли бы быть дешевле. На 92 процента театр содержит государство. Самая большая сумма, собираемая за спектакль, - шесть тысяч рублей. В сезон их надо показать 250-280. Умножьте прокатную стоимость каждого спектакля - это и будет собственный доход. Да плюс плата за арендуемое кафе. В репертуаре здесь аж 21 спектакль, есть среди них всякие - стационарные, выездные, «законсервированные». Все это держится на плечах двадцати актеров.

По отношению к другим театрам спектакли здесь ставят по скромным возможностям - в пределах тридцати, но не дороже восьмидесяти тысяч рублей (такой случай Сосида припомнил один). Актеры зарабатывают от 2,5 до 8 тысяч рублей (таких немного - 3-4 человека), существует система доплат за выход на сцену. Есть здесь и главный режиссер, и другие специалисты. ТЮЗу, как говорится, плыть и плыть в зрительском море. Однако встает проблема: почему-то детские театры у нас принято ставить в конце бюджетной очереди. Потому они и самые скромные, если не бедные. А надо бы наоборот или на равных. Сосида «рулит» ТЮЗом одиннадцать лет, прошел с ним времена нелегкие, но такого отношения не принимает в принципе. Сегодня он даже слово «гастроли» воспринимает иначе: не гастроли, а обслуживание населения края.

Если раньше месяц гастролей за пределами края, в крупных городах, окупал два-три месяца жизни театра, то сегодня любой выезд убыточен. Но почему же убытки должен брать на себя театр - культура везде сфера малодоходная. Почему бы министерству культуры края не стать организатором гастрольного процесса? И не только в крае?

Ау, режиссер!

С каждым из руководителей театров был разговор об отсутствии у нас режиссеров. В театральном процессе сегодня сложилось так, что многие театры их не имеют. Режиссеры стали одинокими волками, окучивающими провинциальные театры разовыми постановками. Сотворил нечто, сдал, получил гонорар и дальше поехал. Брать на себя труппу, тащить ее несколько лет к успеху (или неудаче) мало кто сегодня хочет. Так, может быть, режиссерский ангажемент - лучший на сегодня выход? В регионе вполне можно создать своеобразную биржу таких специалистов, использовать Интернет и держать нужных людей на заметке. Приглашать их не в один, а на постановки в несколько театров. Разве не министерская это забота?

...Интересно, рискнет ли какой-либо наш театр поставить у себя документальный спектакль? К примеру, по одной из книг Б. Ельцина или А. Коржакова? Идея витает в воздухе... Не опоздать бы, пока зрители не забыли, кем были эти люди.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.