поиск
8 октября 2024, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В Москве вспыхнул «Божественный огонь»

03.07.2003
Просмотры
276

Московский кинофестиваль сулил скандал: по разным неофициальным данным, жюри с Сергеем Бодровым во главе было не просто недовольно, но возмущено уровнем конкурсной программы. Однако в итоге, несмотря на все претензии, суровые судьи выбрали те фильмы, которые показались им наиболее достойными. «Золотой Георгий» достался испанской картине «Божественный огонь».

Юбилейный Московский международный кинофестиваль прошел под звездой азиатского кино, почти все призы успешно миновали кинокартины из Европы. Возможно, это справедливо, поскольку и в Каннах, и в Берлине, например, «пальмовые ветви» и «медведи» достаются все чаще европейцам и американцам. А может быть, жюри, возглавляемое Сергеем Бодровым, своим выбором указало на общую слабость конкурсной программы и на то, что давать «георгиев», в общем-то, было больше некому. И другая версия - восточное кино нынче в моде.

Другой особенностью фильмов-победителей стала тема нездоровой психики: все эти картины рассказывают о героях с больным воображением и навязчивыми идеями. И «Божественный огонь» Мигеля Эрмосо, получивший «Золотого Георгия», где герой вообразил себя Лоркой, и «Спасти зеленую планету!» Чан Чжун Хвана, которому достался «Серебряный Георгий» за режиссерскую работу, где герой спасает мир от инопланетян, и «Сова» Канэто Синдо, главную героиню в которой сыграла Синобу Оотаке, заслужившая приз за лучшую женскую роль, и где расследуется серия мрачных убийств, заставляют зрителя соприкоснуться с шаткими границами сознания. Выбор жюри показал, что социально-психологические и политические темы всех утомили. Европейские кинокартины «Эйла», «YU», «Неделя в Пеште и Буде», «Легче верблюду», «Лунный свет», в которых остро поставлены вопросы о человеке в мире и об отношении мира к человеку, о прошлом и настоящем оказались просто незамеченными, что довольно странно.

Взрослые наигрались в войну, поэтому кинокритики, даже если их и тронула история голландской девочки из богатой семьи, помогавшей афганскому подростку спрятать наркотики и погибшей, спасая жизнь другому мальчику-наркоторговцу, не отметили «Лунный свет». Профессиональные зрители устали от секретных материалов КГБ, поэтому не заметили «Неделю в Пеште и Буде», им показался слишком незначительным для конкурса конфликт женщины с самой собой и с буржуазным обществом, из которого она произошла и с которым не хочет мириться, поэтому мимо награды пролетел фильм «Легче верблюду». Простой показалась жюри и преобразившаяся в фильме «Будущее прошлое» итальянская современная версия «Вишневого сада»: разве может являться проблемой международного масштаба потеря любимого дома, вместе с которым в прошлое уходит дружба друзей и любовь?

В этом году организаторы фестиваля и режиссеры церемонии закрытия постарались, чтобы финал ММКФ выглядел не чересчур помпезно и затянуто - почти как в Каннах и Венеции (правда, все равно получился час вместо желаемого получаса). В качестве ведущей была выбрана не случайная актриса - «любимица публики», а входившая в состав жюри Ольга Будина. В кратком вступительном слове она приписала конкурсным фильмам загадочное качество - «перманентный саспенс» и приступила к раздаче призов. Год выдался удачным: все награды выходили получать те, кому они были присуждены, лишь японская актриса Синобу Оотаке не смогла приехать по причине «крайней занятости». Корейский режиссер Чан Чжун Хван был растроган, благодарил коллег, друзей и маму, а под конец изощрился, назвав приз «подарком, который расширяет границы воображения» (учитывая, что свой фильм он снял об инопланетянах-захватчиках, метафора впечатляет). Что до удостоенного «Золотого Георгия» режиссера Мигеля Эрмосо, он и вовсе заявил, что о полученном им призе мечтают все режиссеры мира.

Впрочем, как всегда почему-то происходит на ММКФ, больше внимания привлекали вручавшие, а не сами лауреаты. Например, та же Ольга Будина удивила видавших виды зрителей, откашлявшись и начав внезапно петь лирические куплеты о бумажных корабликах и солнечных зайчиках. «Красыво», - оценила польский режиссер Агнешка Холланд и вручила режиссерам фильма «Коктебель» Алексею Попогребскому и Борису Хлебникову вместе с заслуженным «Серебряным Георгием»... ножницы на веревочке, извлеченные из таинственного полиэтиленового пакета («Хорошо любить свой фильм, но иногда надо использовать ножницы», - объяснила она удивленным молодым людям). Госпожа Холланд оказалась дальновидной, ведь на ММКФ, вопреки мировой практике, почему-то приз двум режиссерам дали только один и сувенир из рук члена жюри мог отчасти утешить второго.

Но, конечно, самыми яркими оказались выступления почетных гостей. Джина Лоллобриджида сразу расставила приоритеты, перед вручением награды рассказав зрителям о своей встрече с президентом Владимиром Путиным: по ее словам, глава государства у нас «чувствительный, умный и обаятельный» (день встречи с ним она назвала «особенным»). Последний аккорд по справедливости должен был взять Сергей Бодров, скромно и без московской помпы справивший накануне пятьдесят пятый день рождения, но к нему вручать главный приз вдруг вышел самый, по-видимому, дорогой визитер - Стивен Сигал. Признанный в большинстве цивилизованных стран звездой «третьего ранга» (многие фильмы с его участием в Европе идут мимо кинотеатров, сразу на видео), в традиционно отстающей России Сигал в золотом шелковом (кажется) сюртуке был встречен овацией. «Хай, Стивен», - сказал чуть растерянно президент жюри. Как истинный стоик, Сигал был молчалив, но все же толкнул после вручения приза речь. Из нее все узнали, что любимый актер - русский по отцу («Он русский? Это многое объясняет», - видимо, пронеслось в голове у многих.) и что из его, Сигала, знаний по российской истории явствует, что лучший правитель за всю историю нашего государства - именно мистер Путин, с которым Стивену тоже посчастливилось недавно познакомиться. В остальном, по словам актера, русским надо почаще обращаться к духовным корням, и все образуется. Президент - но уже не страны, а фестиваля - Никита Михалков после этого вручил приз имени Станиславского Фанни Ардан, призвал всех гостей и телезрителей заодно налить и выпить за здравие ММКФ, и на этом церемония завершилась.

Очередной фестиваль завершен, некоторые яркие его фильмы - такие, как «Догвилль», «Каллас навсегда» и «Дом 1000 трупов» - вышли в прокат или вот-вот выйдут, а зрителям уже пора расслабиться. Сегодня премьера «Терминатора-3», а с ним, увы, никакой фестиваль не сравнится.