поиск
21 января 2025, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

"Из дня сегодняшнего присмотреться к КВЖД: 100 лет, но не один ответ..."

22.07.2003
Просмотры
380

Поселок Хасан - последняя точка России. Дальше, через «Мост дружбы», железнодорожные пути весело убегают в КНДР. И такая прозрачная тишина, наверное, бывает только на границе. Оттого, по-видимому, и кажется слегка нереальной.

Молва доносит, что когда началась война в Ираке, в поселок Хасан заехал какой-то официальный представитель генконсульства США во Владивостоке. Почувствовав настроение, делал официальные заявления о том, что бомбить Северную Корею Америка не намерена. Но народ, как водится, засомневался. Сказывают, где-то в Краскино, приняв для храбрости на грудь, наши мужики подкараулили американца и прямо спросили:

- Точно бомбить не будете?

- Точно! - якобы замахал руками представитель. - Там же нефти нет!

...Врут все, конечно, мужики. Кто б их к такой важной персоне подпустил? Но в этой байке, как и во всяком народном мифотворчестве, ищи двойное дно. Надежды этого краешка земли сегодня целиком и полностью устремлены туда, через речку Туманган. Поселок Хасан умирает. И чуткое ухо народонаселения ловит каждую весть как экономического, так и политического характера: ну что там слышно о строительстве Транскорейской магистрали?

- Если ее не будет - поселок умрет, - вздохнул поселковый глава Иван Степанов и повел делегацию журналистов показывать свое хозяйство. Еще и сегодня видно, что Хасан строили с большим размахом в расчете на светлое будущее. Огромная и красивая школа, которая могла бы принять больше тысячи учеников, а учатся в ней только сто пятьдесят ребят. Затейливый, похожий на терем банно-прачечный комплекс. За долги ЖКХ его выставили на торги, да никто не берет: ну его в баню при такой обстановке на мировой арене...

Но кто ж знал тогда, пятнадцать лет назад, что все изменится? Тогда-то грузооборот между двумя странами соцлагеря исчислялся миллионами тонн. Поезда в Северную Корею отбывали каждые два часа. А пассажиров было столько, что в 1988 году здесь построили даже новое здание вокзала. Большое, трехэтажное.

...Нынче в пустом здании вокзала гулко отдаются шаги. Замер и поселок. И именно здесь начинаешь остро чувствовать смысл расхожей фразы: железные дороги - кровеносные сосуды страны. Но гораздо больше, чем просто кровеносным сосудом, могло бы стать для России строительство Транскорейской магистрали. Не иначе как «транспортным коридором XXI века» называют ее специалисты. Или «контейнерным мостом» из Азии в Европу: порт Пусан (Южная Корея) - Туманган (КНДР) - Хасан (Россия), и дальше через нашу страну - в Белоруссию и Польшу.

В свете таких важных и неоспоримых фактов жители Хасана свои заботы именуют не иначе, как «путевыми работами на 240-километровом участке будущей Транскорейской магистрали».

- В прошлом году проведен ремонт пускового парка. Приведено в полную готовность... ну, в общем, все, что находится на станции, - обвел руками «это все» начальник станции Александр Комков.

Ремонтные работы кипели даже в маленьком мемориальном «домике Ким Ир Сена», где великий вождь останавливался в 1981 году. Чтобы не заляпать краской кресло, в котором сидел большой Ким, его аккуратно водрузили в подсобку.

Я украдкой пощупала полосатую обивку. В темноте подсобки она таинственно отсвечивала иной эпохой. Жизнь тоже до странности полосатая. Не странно ли, что великие ожидания Транскорейской магистрали словно золотым звеном скрепили два отрезка истории Транссиба?

14 июля исполнилось сто лет со дня сдачи Китайско-Восточной железной дороги, впервые соединившей Европу с Дальним Востоком. Великой стройки. Дерзкого вызова эпохе. О котором тогдашний генерал-губернатор Приамурья Николай Гродеков написал: «По смелости замысла, грандиозности сооружения и быстроте выполнения только один Суэцкий канал может сравниться с КВЖД, коим справедливо может гордиться русский народ».

О чем молчало кресло Ким Ир Сена

От былого дерзкого вызова эпохе на станции Гродеково остался старинный фонарь. Его отреставрировали и воздвигли посреди парка. Из значительных сооружений эпохи нынешней - здание таможни и новый вокзал. На фоне унылого гродековского пейзажа они выглядят щеголеватыми приказчиками среди крепостных. Но в этом все-таки какая-то надежда. Свидетельство растущего грузооборота. Огромные усилия, вложенные когда-то Россией в строительство КВЖД, вновь начали приносить ей дивиденды. Хотя и не совсем так, как это задумывали ее творцы.

...Сегодня это уже трудно представить, но еще вплоть до 1976 года КВЖД должна была быть «нашенской». Железнодорожной ниткой с полосой отчуждения, где действовали бы российские законы, - во всяком случае, так следовало из соглашения, которое в 1896 году заключили Россия и Китай. Россия, которой важно было укрепить свое влияние в Азии и выйти в порты азиатского континента, затратила на строительство Китайско-Восточной железной дороги 375 миллионов золотых рублей. На строительстве дороги, которая протянулась через Маньчжурию от российской станции «Маньчжурия» в Забайкалье до приморской станции «Пограничная» (ныне - Гродеково), под руководством российских специалистов трудились 200 тысяч китайских рабочих. И новый «великий шелковый путь» был протянут фактически за шесть лет.

За шесть лет - более трех тысяч километров путей, более ста станций и населенных пунктов, почти полторы тысячи мостов и девять тоннелей. Фактически с нуля был отстроен Харбин, который и стал центром КВЖД. А к 1898 году было уже образовано и Морское пароходство КВЖД на Тихом океане, которое стало организатором сообщения между портами российского Дальнего Востока, Китая, Кореи и Японии.

К 1915 году акционерному «Обществу КВЖД» принадлежали заводы, золотые прииски, угольные копи, сельхозугодья и лесопромышленные предприятия, велась разведка полезных ископаемых в Маньчжурии. Все это должно было крепить экономическую мощь Российской империи, сделать ее позиции в Азии мощными и незыблемыми. Навсегда.

Увы. Жизнь перекроила историю по-своему. И дело даже не столько в революции 1917 года, сколько в том, что у вышедшей на мировую арену Японии были другие планы на эту часть азиатского континента.

Контроль над КВЖД пытались захватить и японцы, и американцы, и англичане, и французы. Ее захватывали китайцы. Ее вновь отбивали советские войска. И все-таки, когда Япония захватила Маньчжурию, держать под контролем КВЖД для Советского Союза оказалось не по силам. Китайско-Восточная железная дорога была продана Маньчжоу-Го фактически за бесценок.

...Бывшая КВЖД сегодня называется Харбинской железной дорогой. До ближайшей китай-ской станции Суйфэньхэ - 24 километра. Всего ничего. И все-таки объемы перевозок начали расти лишь пятнадцать лет назад: до этого мешали натянутые отношения между СССР и КНР.

Не снимайте ядерные объекты!

Железнодорожники с оптимизмом рассказывают о том, как растут объемы грузооборота на станции Гродеково: в прошлом году перевезено 5 миллионов 200 тысяч тонн груза, в этом году вполне реально выйти на отметку 6 миллионов. И все-таки Гродеково мало похож на динамично развивающийся город, в которые превратились некогда непримечательные китайские приграничные поселки. Ведь лес и черные металлы мы по-прежнему «размениваем» на китайскую одежду плохого качества, мясо и фрукты.

Это, конечно, вопрос не к железнодорожникам. Но вовсе не о таких итогах мечтали строители КВЖД под чертой ее столетия. Печальный аргумент на пути к еще одной «стройке века» - Транскорейской магистрали. Очень нужной и обеим Кореям, и России. Но в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть, помимо них, и другие игроки.

И их позиции сегодня - увы - сильнее российских. Поэтому так туманно на реке Туманган.

- Ядерные объекты не снимайте! - смеются жители Хасана, обращаясь к журналистам. Из «ядерных объектов» - только бочки из-под краски. Это путейцы старательно покрасили «Мост дружбы», ведущий в КНДР.

Но в каждой шутке есть доля шутки. На недавно прошедшем в Хабаровске международном симпозиуме, посвященном перспективам развития АТР, ученые Российской академии наук очень серьезно говорили о том, что координаты мифической «оси зла» Ирак - Иран - КНДР - вовсе не кажутся случайными именно в свете строительства новых «транспортных коридоров». Потому что с этими «коридорами» во многом будет связана экономика России в XXI веке. А ее усиление нужно далеко не всем.

Но нам-то оно нужно. Поэтому очень важно, что где-то в поселке Хасан железнодорожники ведут работы на «240-м участке будущей Транскорейской магистрали». И верят, что однажды кто-то купит банно-прачечный комбинат.

Ольга НОВАК.