Дорогая моя «наружка»...
Кажется, вездесущая реклама неукротимым потоком выплеснулась на хабаровские улицы. И не заметить (как её ласково кличут спецы) броскую «наружку» теперь уже просто невозможно. Посему о наступившем рекламном буме мы решили побеседовать, пожалуй, с одним из главных таких специалистов в департаменте муниципальной собственности администрации Хабаровска - начальником отдела наружной рекламы Василием Аристовым. Правда, Василий Иванович с моим определением бума сразу не согласился.
- Бум «наружки» в Хабаровске начался ещё полтора года назад. Впрочем, постоянный рост продолжается и сейчас - к примеру, в 2002 году мы заключили две тысячи договоров с рекламодателями, а только за эти полгода - 3400 (большая часть из которых - это продление прежних договоров). А в финансовом выражении этот рост выглядит так: в 2000 году мы собрали в бюджет города 6 миллионов рублей, в 2001 - 11 миллионов, в прошлом году - уже около 15 миллионов рублей. За нынешние полгода - уже 8,6 миллиона рублей.
- Но это, наверное, за счет увеличения наценок?
- Никакого увеличения! Если разобраться, то наша ценовая политика не меняется в этой сфере уже в течение трех лет. Кроме того, по решению городской думы даже предусмотрены солидные льготы для тех, кто использует в своей «наружке» внутреннюю подсветку. Опять же, на мой взгляд, многие предприниматели наконец-то вспомнили старое выражение «Реклама - двигатель торговли». Все это вкупе и дало такой результат.
Сейчас же в развитии наружной рекламы наступает вторая фаза: упор на качество. Если раньше все делалось на фанере, без всяких подсветок, то теперь кругом пластик, в исторической зоне Хабаровска появляется неон, обязательно подсвет.
Еще одно изменение - с точки зрения размеров. Если раньше основную массу «наружек» представляли небольшие вывески до одного метра, то сейчас (видите сами) делается широкоформатная реклама - скажем, в 200 квадратных метров! Появляются совершенно новые виды «наружки». К примеру, так называемые «пилларсы» - трехсторонние красивые тумбы с внутренним подсветом. Их, кстати, никакой вандал не возьмет, хотя, к сожалению, пытаются. (У нас ежегодно уничтожают 5-7 баннеров - в прошлом году бомжи в Индустриальном районе даже сделали из баннера себе палатку!) Ну а пилларсов в городе уже 37. Идет согласование еще на 40 штук.
Совсем недавно стали популярны уличные перетяжки - их уже штук 30. А самыми популярными стендовыми конструкциями (их в Хабаровске 570) уже охвачены все основные трассы. Кстати, если вначале расставлялись стенды 3 на 6 метров, то теперь резко вырос спрос на так называемый Siti-формат (1,2х1,8). Что неудивительно, ведь расценки на него вполне доступны любому предпринимателю. Так, даже в исторической зоне эти пять «квадратов» обойдутся вам в пять тысяч рублей в год, а если вместе с понижающим коэффициентом 0,8 за подсвет - и вовсе получается четыре тысячи!
Впрочем, сейчас в Хабаровске имеют спрос даже весьма сложные установки на крышах домов. Это, кстати, очень дорогое удовольствие. В зависимости от места установки состояния крыши обойдется рекламодателю от 600 тысяч до миллиона рублей. И хотя здесь применяется понижающий коэффициент за использование неона, только разработка одного проекта стоит примерно 200 тысяч. Поэтому пока такую рекламу делают либо филиалы банков, либо местные крупные предприятия. Однако крышные установки уже заполнили площадь имени Ленина, сейчас мы также собираем новые заявки.
- Вопрос некстати, Василий Иванович. В районе развязки на ул. Ленинградской на крыше трех многоэтажек до сих пор красуется советский лозунг «Слава рабочему классу!». Интересно - кто за этого «Славу» отвечает и что мэрия с ним думает делать? Он никому на голову не повалится?
- Там сделано на века - так что не волнуйтесь. А отвечаем за этот лозунг мы - он у нас практически один такой с прежних времен остался. Но чтобы его демонтировать, потребуется как минимум 100 с лишним тысяч рублей. Поэтому для тех, кто хочет занять это место, мы поставили обязательное условие, чтобы они оплатили и демонтаж. И одно казино, вроде, присматривается - может, что из этого и получится...
- А если эти ребята захотят надпись, вроде такой: «Слава игорному бизнесу!»?
- Вопрос сложный. Мы, к примеру, имеем право спросить за неопрятный внешний вид рекламы - порвана или если её просто нет. И если после нашего предупреждения фирма-рекламодатель за 15 дней так и не принимает мер, то вызываем бригаду и в принудительном порядке на три месяца вешаем на этот щит социальную рекламу (например, к праздничным датам, о любви к родному городу, к детям и др.).
А вот что касается содержания... Учтите, внешний вид федеральным законом регулировать запрещено. И даже если реклама бывает не очень эстетичная, то мы можем лишь предложить самому рекламодателю изменить её.
Вот, повесили рекламу на ул. Ленинградской - фирма, торгующая оптом, громадными буквами написала «ПРЕЗЕРВАТИВЫ». Конечно, вроде бы ничего такого, но начались возмущенные звонки от населения, и мы попросили фирму эту рекламу подкорректировать. Они послушались, хотя могли бы этого не делать, и мы ничего не смогли бы предпринять. Запретить им мы не вправе. Единственное - можно, в соответствии с законом, не дать согласие на размещение рекламы на муниципальном объекте или территории.
Но действует и обратное правило. Например, есть жалобы: на «Серышева, 60» за право разместить рекламу требуют громадные деньги. А при чем здесь мы? Мэрия этим зданием не владеет, и его владельцы могут хоть 10 миллионов рублей запросить или отказать, ничего не объясняя.
- И часто народ жалуется на рекламу?
- Бывает. Причем жители часто пишут, что установленный щит им закрывает свет, вид на дорогу и т.д. Мы объясняем, что все по закону: пять метров от памятника архитектуры, три метра от края дома. На улице Дзержинского одна бабушка куда только не писала, даже губернатору, разбирались с её жалобой на зоомагазин сразу несколько комиссий. Но закон не нарушен, просто уж очень ей эта реклама не нравится.
Или, к примеру, регулярно конфликты возникают между владельцами магазинов и владельцами стендовых конструкций, которые эти вывески со стороны дороги «перекрывают». Но тут тоже все законно.
- То есть, значит, никаких конфликтов с предпринимателями не бывает?
- Тоже по-разному. Но по оформлению документов теперь проблем нет. Скажем, вывеску можно зарегистрировать в течение двух дней. К сожалению, сами предприниматели не всегда порядочно поступают. Судите сами. Нередки такие ситуации, когда приходят к нам потенциальные рекламодатели, все расспросят-узнают, берут заявочку, а потом исчезают. Смотрим - вскоре втихую появляется вывеска этого магазина. Берем бригаду, едем демонтировать. Тут-то сразу появляется хозяин, «притворяется незнайкой», но в конце концов деньги находятся. Словом, пытаются обмануть по мелочам.
Но, подчеркну, мы особенно зло караем нарушителей, которые работают не на тротуаре, а на земле. У нас ведь много случаев, когда ставят столб или штендер недалеко от проезжей части, прямо на газоне, а это ведь может отразиться на безопасности дорожного движения. Вот сейчас магазином на ул. К. Марк-са, 117 занимались: там без разрешения поставили громадную рекламу, которая потом упала - хорошо, обошлось без последствий.
- А как ваша деятельность подкреплена с правовой точки зрения?
- Ну, некоторые моменты надо менять однозначно. К примеру, сейчас на нас надвигается вал политической рекламы. Причем такое придумывают - стреляющие танки с лозунгами «Нет телевидению, развращающему людей!». Мы эту рекламу категорически запретили, направили документы в антимонопольный комитет, в крайизбирком, ждем их решения. Но если они решат, что мы превысили свои полномочия, то мы обязаны будем эту ужасную, на мой взгляд, рекламу разместить. Так что в федеральном законе о рекламе должны быть какие-то этические моменты более четко определены или прописано - какие органы могут разрешать эту проблему.
А после принятия нового Кодекса об административных правонарушениях мы стали беззащитны перед незаконной рекламой. Ведь вроде бы в городе ничего нельзя повесить без разрешения мэрии - даже театральную афишу. И раньше мы действительно вызывали на административную комиссию и принимали меры к нарушителям, штрафовали их. Теперь нельзя. Хабаровская краевая дума тоже приняла новый закон об административных наказаниях и оттуда все положения о незаконной рекламе выкинула. В итоге сейчас на краевую думу начнут вешать афиши и листовки прямо на здание - и ничего мы не сможем с ними сделать. Наши городские законодатели отправили соответствующие предложения своим краевым коллегам, но те пока не реагируют.
А ведь мы это все не с потолка берем. Эта система нормально работает у соседей-приморцев, в Чите, Новосибирске.
- Почему именно в Новосибирске, там что, какие-то особые условия для «наружки»?
- Можно сказать и так. К примеру, если Москва переполнена рекламой, то Новосибирск соблюдает здесь «золотую середину». У них сейчас в городе 1870 стендов, т.е. в три раза больше, чем у нас. Хотя расценки гораздо выше, чем у нас. В чем причина? У них более гибкий и одновременно упрощенный подход. Скажем, в Новосибирске тоже проблемы с подземными сетями. И если надо устанавливать в землю крупный щит, то на согласования уходит много времени и сил. Поэтому они разрешили у себя в городе устанавливать рекламу на незаземленные, мощные бетонные фундаменты. Мы же ищем к этому вопросу общий подход с архитектурой, но пока получается плохо.
Также в Новосибирске, в отличие от нас, можно устанавливать те же «сити-формат» на памятники культуры. И, поверьте, это не уродует город, а, наоборот, только украшает!
Что ж, хочется надеяться, что со временем и у нас отношение к рекламе окончательно изменится. И в «наружке» хабаровчане увидят не только поднадоевший «двигатель торговли»...
Секреты «наружки» выпытывал Дмитрий Судаков.