поиск
7 октября 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Не все узоры разгаданы

06.08.2003
Просмотры
331

В Хабаровске вышел в свет альбом «Орнаментальное искусство ульчей: мастера и традиции».

Когда знакомишься с этой прекрасно изданной книгой, которая появилась в свет благодаря издательскому центру Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, то не покидает ощущение, что видишь перед собой Амур с высоты птичьего полета: волнистые линии на свадебном халате - воду, солярные круги - солнце и звезды, замысловатые крючочки - рыбу и зверей, фантастические узоры - родовые деревья. Ульчские кружева - это зеркало природы, ибо пальцы ульчских «плетей» чаще всего наводили то, что не сиюминутно, а вечно.

Читатель узнает из книги много интересного, то, что, быть может, будет для многих по-настоящему новым. Ульчи, например, кроме удивительных вышивок, умели вычерчивать географические карты, были искусными травознатцами, предсказывали погоду на несколько дней вперед. Хотя орнамент аборигенов развивался по общим канонам, они, в отличие от других народностей, украшали им жилые постройки, бытовую посуду, а также расписывали ритуальные принадлежности и «обереги» от злых духов. В Богородском народном краеведческом музее до сих пор неизменный интерес у посетителей вызывают маска в виде круга из обожженной глины с глазами, носом и ртом, а также берестяные кружева на коробах.

Еще более удивительны ульчские игрушки, которые мастерицы делали из бумаги. Они были без рук, ног, а также - без носа, глаз и рта. Это - целые кукольные семьи. Глава семьи имел несколько жен и, соответственно, много маленьких детей.

Авторы этого красочного издания Т.Б. Матвеева (Дуван), народная умелица, и П.Я. Гонтмахер, профессор ХГПУ, в своем исследовании впервые выделили ряд национальных художественных школ аборигенов Приамурья, у каждой из которых есть свое лицо и колорит. Сравнив все многоцветье красок, они пришли к выводу, что искусство ульчей уходит корнями в глубь веков мирового дерева цивилизаций, оно так же многослойно, как вселенная. Если удастся приоткрыть ее самый первый слой, то этнографам, может быть, повезет, и они, наконец-то, откроют тайну этого народа. Ведь до сих пор неизвестно, откуда пришли ульчи на берега Амура, каковы их истоки, питавшие самобытную культуру.

Человек может прожить долго без хлеба и воды, но без красоты он вряд ли проживет, утверждают эти узоры. А «плетение образами» аборигенов Амура и сегодня помогает почувствовать тепло старых мастеров, о которых в свое время В.К. Арсеньев с уважением отзывался как «о добрых и бесхитростных сердцах».

Александр САВЧЕНКО.