поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В школах есть что считать

07.08.2003
Просмотры
237

Вчера в Хабаровске закончилось августовское совещание учителей. Руководители и специалисты районных отделов образования обсуждали свои проблемы в секциях. Рекомендации, которые они приняли в сфере экономических отношений, качества обучения, развития психологических служб, дополнительного образования и новых форм воспитания, обсуждались затем на пленарном заседании.

Экономисты краевого министерства образования, к примеру, познакомили коллег из своих районных подразделений с разработанной ими методикой нормативного планирования расходов образования, представленной на утверждение в краевую думу.

Никто не знает, сколько сегодня стоит обучение в школе: в обычной, коррекционной или гимназии. А следовательно, и то, сколько средств требуется для того, чтобы школы нормально жили. Объясняется это тем, что долгое время сверхзадачей было выживание: в местных бюджетах не всегда были деньги на зарплату учителям, родители сбрасывались не только на ремонт, но даже на мелки и лампочки. Да и сегодня в том же Хабаровске руководители городской администрации, задерживая учителям зарплату, сетуют на то, что расходы на школы непомерно велики.

Но чтобы определить, много или мало денег израсходовано на самом деле, нужно знать, сколько их должно выделяться для нормальной работы и развития образования. Парадокс, но в каждом вузе скажут, сколько стоит подготовка того или иного специалиста, в любом ПТУ знают, во что обходится обучение слесаря или техника, а вот школьник стоит столько, сколько денег на его обучение найдется в бюджете. В последнее время положение стало заметно меняться. Новая система финансирования, о которой идет речь и в недавно подписанном президентом указе, заставляет подсчитывать расходы. Ведь финансирование будет осуществляться из трех источников: федерального, регионального и местного бюджетов.

Для кого-то новые экономические отношения - пока темный лес, а для кого-то, как выяснилось, уже повторение пройденного.

Татьяна Ивановна Худа, начальник отдела образования администрации Комсомольска-на-Амуре, делилась опытом:

- Мы разработали свою систему расчетов еще пять лет назад. И не от хорошей жизни, - рассказывает она. - Средств в образовании не было. Посмотрели фонд заработной платы - он у нас такой же, как и в Хабаровске, хотя школ меньше. Штатное расписание в образовании давно устарело, начали с того, что пересмотрели его на свой страх и риск, сократили расходы на треть, перевели школы на самостоятельный баланс, стали рассчитывать нормативы...

Посчитали, как выяснилось, и то, сколько реально стоит обучение одного школьника в месяц. Исходя из этой цифры и планировали затраты на образование. И средства появились не только на зарплату, но и на развитие. Кстати, если уж говорить о зарплате, то в Комсомольске для учителей предусмотрены не только региональные, но и местные надбавки - за качество и творческий подход к работе.

Кто-то считает этот опыт не приемлемым для себя: мол, слишком уж разные финансовые возможности. На что комсомольчане возражают: для местных бюджетов проблема не только в деньгах, но и в умении ими распорядиться.

В крае год от года больше строится школ и улучшается их материально-техническая база, а целевой набор в педагогические вузы позволяет решить проблему кадров для «глубинки». Возможно, не за горами тот день, когда можно будет сказать, сколько же стоит у нас один школьник. Потому что хватит денег для его обучения. По всем самым современным требованиям.

Валентина СЕМЕНОВА.