Главный принцип - удовлетворение потребностей потребителей
На ликеро-водочном заводе «Хабаровский» внедрена система менеджмента качества ИСО 9001-2001.
Сегодня многие предприятия в целях продвижения своей продукции заявляют, что приступили к внедрению системы управления качеством. Звучит солидно и как бы прибавляет авторитета. Но реально пройти сертификацию удается немногим. Процесс этот весьма сложный и долгий: от момента начала внедрения данной системы до получения сертификата (если органы стандартизации действительно признают, что все этапы производства отвечают самым высоким требованиям) проходит в среднем полтора года.
Но если кто-то пока лишь заявляет о намерениях, то ЛВЗ «Хабаровский» эту высокую планку уже преодолел. Предприятие стало первым среди ликеро-водочных заводов края, которому вручили соответствующий сертификат. О том, что же подразумевает под собой внедрение системы менеджмента качества, беседа с директором завода Татьяной ФЕДЧУН.
- Татьяна Ивановна, думается, читателям интересно знать, как работает эта система, в чем заключаются ее принципы на практике?
- Главное, надо понять, что сертифицируется не предприятие, а система производства продукции, в которой определены основополагающие принципы управления качеством: ориентация на потребителей, стремление превысить их запросы и ожидания, системный подход к управлению, постоянное совершенствование качества продукции, непрерывное повышение уровня квалификации каждого работника и т.д.
Скажем, системный подход к управлению производством подразумевает проработку всех элементов жизненного цикла продукции, начиная с выбора поставщиков сырья, его закупок, самого производства, выпуска продукции, ее поставки, продажи и действий предприятия после поставки. Иными словами, вплоть до момента поступления продукции к потребителю завод несет ответственность за то, что она будет качественной. На каждое действие любого подразделения завода есть стандарт предприятия. Каждый этап производства фиксируется, затем проводится внутренний аудит, предусмотренный на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский». И благодаря этому исключаются все неквалифицированные действия. Никакого отклонения от стандарта быть не можея т. Иными словами, если раньше существовал только технологический регламент на производство, где было расписано каждое действие, касающееся производства продукции, то сейчас новые требования распространяются и на сырье, и на упаковку, и на маркировку, и на транспортировку с учетом существующих стандартов. К примеру, мы не работаем с поставщиками, которые не могут обеспечить достойный уровень качества поставляемого сырья и материалов. Не работаем со смежниками, которые могут подвести. Ищем партнеров, которые также прошли сертификацию или находятся в стадии подготовки к внедрению системы управления качеством.
- Ну а что же получат сами потребители в результате внедрения системы менеджмента качества?
- Максимально качественный продукт. Уверенность в том, что на каждом этапе производства этой продукции были соблюдены все требования, все стандарты. Исключено попадание в производство не только бракованного сырья, но и бракованной тары, этикетки и т.д. Скажем, существует стандарт на корректирующие и предупреждающие действия. Это означает, что в случае, если будет обнаружен брак, например, при поступлении сырья, включается система управления несоответствующей продукцией. Ее идентифицируют, изолируют, чтобы она не поступила в производство. Ну а кроме того, что на заводе выдержан весь технологический процесс, здесь также соблюдены все требования санитарии, гигиены. Не последнее значение имеет и то, что мы учитываем в работе требования и запросы потребителей, которые анализируются, отслеживаются с целью их последующего удовлетворения.
- Наверное, для осуществления всех этих мероприятий пришлось изменить штатное расписание?
- В штате завода появился менеджер по качеству, которого не было раньше, расширены штаты специалистов лаборатории, товароведов-бракеров, которые следят за качеством продукции от начала до конца производственного процесса. Система также напрямую касается качества исполнения нами договорных обязательств, заявок. За этим следят сотрудники отдела маркетинга и менеджеры. Так что параметров оценки предприятия, которое решило внедрить систему управления качеством, множество. И сертификат может получить только то, которое отвечает всем предъявляемым требованиям. Ну а наличие этого документа - свидетельство того, что данное предприятие, как говорили раньше, - высокой культуры и современных технологий, что здесь не только наилучшее оборудование, но и лучшие кадры.
- И последний вопрос. Я слышал, что сертификация также позволяет предприятию смело выходить на внешний рынок?
- Да, это действительно так. Сертификация означает полное соответствие международным нормам. Кроме того, наличие сертификата соответствия позволяет проставлять знак качества с указанием стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на товарно-сопроводительной документации. А это - своего рода символ того, что предприятие вышло на более высокую ступень развития, и еще одно доказательство того, что проверенные годами технологии остаются непревзойденными.
- Благодарю вас за беседу.
Интервью провел Владимир ЮРЬЕВ.