Япония и Китай ведут войну за российские ресурсы

14.01.2004 | АРХИВ | 5м. 10 c. | 214

Сейчас Мыс Крылова практически ничего из себя не представляет: полоска земли между тайгой и Японским морем, поверхность которой ровняет ярко-желтый бульдозер. Однако то, что здесь намечается, будет иметь первостепенное значение для напряженной борьбы, которую ведут между собой два наиболее важные в экономическом плане государства Азии: царствующий титан Япония и ее растущий конкурент Китай.

Обе страны сильно нуждаются в природных ресурсах, особенно энергетических: Япония потому, что у нее практически нет своих, а Китай потому, что его внутренняя добыча не успевает за бурным экономическим ростом. Обе нации хотят снизить свою зависимость от нефти, добываемой в отдаленных, политически нестабильных регионах. В качестве альтернативы они обе видят почти нетронутые энергетические богатства российского Дальнего Востока.

Для доставки нефти из отдаленных месторождений в Восточной Сибири, которые Россия готова начать разрабатывать, необходимо будет потратить миллиарды долларов на строительство нефтепровода. Япония и Китай ведут напряженную борьбу за то, куда пойдет этот трубопровод: либо в северо-восточные промышленно развитые районы Китая, либо на Мыс Крылова, от которого танкер будет идти до Японии всего один день.

Выбор, который сделает Россия, на долгие годы определит политическое и экономическое развитие Северо-Восточной Азии.

«Китай придет в ярость, если Россия отдаст нефтепровод Японии», - считает Грэм Хатчингс, эксперт по Азии английской консалтинговой группы «Oxford Analytica». По единодушному мнению, это не последнее столкновение Японии и Китая из-за столь необходимых им природных ресурсов.

Китай ведет переговоры с Россией о сибирской нефти уже десять лет, а сейчас его потребности особенно возросли. Китайские чиновники говорят, что российско-китайский трубопровод станет естественным звеном, связывающим крупнейшего азиатского экспортера нефти и страну, которая вскоре станет крупнейшим азиатским импортером черного золота.

Япония, потребности которой в нефти немного снизились из-за замедления роста и частичного ухода от промышленного производства, вступила в игру позже, предложив серьезный альтернативный вариант всего год назад. Однако она подкрепляет свою заявку реальными предложениями, в то время как финансирование китайского плана остается неясным. Япония в настоящее время предлагает пять миллиардов долларов США на строительство трубопровода и еще два миллиарда на разработку месторождения, не исключая перспективу того, что из терминала на Японском море можно будет экспортировать нефть и в Америку.

Соперничество вокруг нефтепровода предполагает активную борьбу и в дальнейшем, принимая во внимание агрессивные шаги Китая по обеспечению доступа к ресурсам, необходимым ему для поддержания имиджа «мирового завода».

Китай финансирует медные и угольные шахты в Монголии, строит еще один нефтепровод в Казахстане, ведет переговоры о разработке газового месторождения в Туркмении, покупает газовые месторождения в Австралии и Индонезии и подписывает долгосрочные соглашения о поставках.

До настоящего времени крупнейшие столкновения на рынках касались ресурсов, необходимых промышленности, таких, как уголь, медь и железная руда. После того как во многих странах был преодолен спад и начался рост, японские, тайванские и южнокорейские промышленники начали конкурировать с Китаем в погоне за ресурсами, предлагая за них большую цену. Однако в борьбе Японии и Китая за нефть речь идет не только о цене.

Стремясь получить право на разработку сибирской нефти, Япония практически забыла об одном неудобном историческом факте - Россия и Япония еще не подписали мирный договор после Второй мировой войны. Причиной был спор о четырех островах Курильской гряды. Япония решила обсуждать вопрос об островах отдельно и не блокировать экономические отношения с Россией.

В Москве сторонники нефтепровода в Китай говорят, что экономическая взаимозависимость России и Китая благоприятно скажется на региональной стабильности, приводя в качестве примера Канаду и Соединенные Штаты. Благодаря этим аргументам проект трубопровода, по которому нефть будет поступать на северо-восток Китая и в Южную Корею, получил в ноябре предварительное одобрение.

Неуемный аппетит Китая к энергоресурсам подстегивает консервативные электровырабатывающие предприятия Японии. Например, «Exxon Mobil» на протяжении многих лет безуспешно пытался заинтересовать японские электростанции в газопроводе из разрабатываемого компанией месторождения на острове Сахалин в Токио. Но интерес японской стороны проснулся только после того, как «Exxon Mobil» дал понять, что он изучает альтернативный вариант газопровода в Китай.

Земляные работы, ведущиеся желтым бульдозером на Мысе Крылова, не пропадут впустую при любом решении Москвы. Тут заканчивается Транссибирская магистраль. В следующем году начнется строительство нефтяного терминала, который ежедневно сможет отгружать в Японию и другие страны по 140000 баррелей доставляемой по железной дороге нефти.

«Мыс Крылова - хорошее место, - говорит мэр Находки Виктор Гнездилов. - Туда подходит железная дорога. Длина пирсов может быть увеличена до километра. Мы ожидаем, что к пирсу смогут подходить суда водоизмещением до 300000 тонн. Это будет очень выгодно для Находки: рабочие места, бизнес, развитие, иностранные инвестиции».

На малозаселенном российском Дальнем Востоке нефтепровод в Японию видится как противовес Китаю, к которому россияне относятся с некоторым опасением. Многие российские чиновники, в том числе и президент Владимир Путин, также заявляли, что России будет экономически выгодно, если ее нефть будет продаваться на мировых рынках, а не одному-единственному покупателю, в данном случае - Китаю.

«Мы уже получили жестокий урок, построив газопровод в Турцию, - сказал Виктор Горчаков, вице-губернатор Приморского края. - После того как трубопровод был построен, турки отказались от заключенных ранее соглашений. Они заявили, что им газ не нужен, и потребовали снизить цену. Нам не нужно больше таких ситуаций».

В свою очередь китайские официальные лица говорят, что Россия рискует связать свое будущее с увядающим партнером, если она выберет Японию. Они выражают разочарование тем, что вопрос еще не решен.

Китайцы думали, что они выиграли соревнование за нефтепровод, когда в мае прошлого года президент Ху Цзинтао подписал в Москве с президентом Путиным коммюнике, одобряющее строительство трубопровода в Китай. В ходе того визита китайская государственная нефтяная компания подписала с ЮКОСом контракт на сумму 150 миллиардов долларов.

Однако после ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Китай потерял важного союзника. Теперь политический ветер, судя по всему, дует в сторону Японии. Руководители дальневосточных регионов активно лоббируют строительство нефтепровода в Японию.

И все же решение вопроса может быть определено экономикой, а не политикой.

Трубопровод в Китай, предложенный ЮКОСом, будет короче, его можно будет построить быстрее и дешевле. Нефтепровод в сторону Японии будет более мощным - миллион баррелей в день по сравнению с 600000 баррелей, однако многие сомневаются, что в Восточной Сибири найдется достаточно запасов нефти для его заполнения. Сторонники японского варианта считают, что строительство нефтепровода сделает возможным исследования и разработку новых месторождений, которые, как считается, лежат к востоку от Байкала и разработка которых ранее была невыгодна.

Министр энергетики Игорь Юсуфов призывает создавать российско-японские совместные предприятия и исследовать восточные месторождения, которые пока относятся к категории возможных, а не подтвержденных. Если их потенциал будет подтвержден, это прибавит вес аргументам сторонников японского варианта. В противном случае единственным вариантом останется нефтепровод в Китай.

Власти России должны увеличивать экспорт нефти, чтобы выполнить обещание президента Путина удвоить валовый внутренний продукт в этом десятилетии. В стране уже сейчас добывается гораздо больше нефти, чем необходимо для внутреннего потребления.

Что касается Дальнего Востока, то все внимание сейчас приковано к г-ну Путину и к тому решению, которое он примет. Китай и Япония пытаются убедить его принять решение в свою пользу. Как сказал Томас Бергер, профессор международных отношений Бостонского университета: «Идет большая азиатская нефтяная игра XXI века».

Д. БРУК. («The New York Times», США.)







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов