Не хочешь - ПЕНЯй на себя!

08.10.2005 | АРХИВ | 5м. 45 c. | 281
Не хочешь - ПЕНЯй на себя!

Прошло время, улеглись страсти... Но вспомнить период с 1 по 10 сентября все же придется. Уже потому, что в начавшемся октябре... история, по сути, повторяется.

Почти две недели сентября ОАО «Хабаровскэнерго» держало кассиров Сбербанка в «черном теле». А заодно с ними и клиентов банка. В августе «Хабаровскэнерго» известило народ о введении пени за услуги, не оплаченные в срок. Начиная с 1 сентября народ стал выстраиваться к окнам касс длинными, загнутыми хвостами очередями. С традиционными скандалами, валидолом и возмущениями. В этом месяце очереди несколько поредели. Тем не менее, напряженность сохраняется. Попробуем же без излишних эмоций оценить ситуацию: стоять в очередях или не стоять?
Эта страшная и ужасная пеня
Итак, в августе и сентябре энергетики провели мощную акцию по сбору денег с населения. Началась она с того, что «Хабаровскэнерго» оповестило народ, что с 1 августа 2005 года за просроченные платежи будет взиматься пеня. И установило срок, до которого следует оплатить квитанции, - до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
Введение пени в энергетической компании объяснили изменениями Жилищного кодекса. В пункте 4 статьи 155 сказано: «Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно». Размер пени составляет одну трехсотую ставки Центробанка России.
Для начала прибросим, во сколько жильцу обойдется непослушание. Возьмем для примера семью, которая в августе «нажгла» света на 250 рублей. Не заплатила до конца месяца - и в графе «пеня» появится цифра 2 рубля 17 копеек. В следующем месяце здесь же будет стоять цифра 5 рублей 42 копейки и так далее. Не такая уж и большая сумма, чтобы «умирать» в очередях. Проще, пожалуй, пропустить пару дней и заплатить на 10 копеек больше. Накладно только для злостных неплательщиков.
Энергетики просят их понять. Пеня - это экономический рычаг. На сегодняшний день десять процентов 56-тысячной армии абонентов компании «Хабаровскэнерго» являются хроническими неплательщиками и убеждений не понимают. Из-за них, как утверждают в «Энергосбыте», компания не может вовремя расплатиться за поставленное топливо, за ремонт объектов энергетики. Поставщики топлива предпочитают работать по предоплате. Энергетики - не исключение. Поэтому они убеждают людей: чтобы не допустить начисления пени, лучше оплатить электроэнергию авансом.
Замечено: до сих пор энергетики никогда не просили у населения авансов. Аванс - предоплата вперед, на будущий месяц. Вообще-то нескромно и нехорошо просить деньги за неоказанные услуги. Но директор «Энергосбыта» ОАО «Хабаровскэнерго» Егор Коленюк говорит, что это «разовая просьба», в отличие от практики «Теплосетей». И вызвана эта просьба дефицитом средств в канун отопительного сезона.
Между тем, многие жители Хабаровска вместе с традиционной квитанцией об оплате электроэнергии получили инструкции-уведомления, рассчитанные явно на испуг. «Уважаемый потребитель, - говорится в уведомлениях. - Если вы не оплатили квитанции за электроэнергию до 10 числа месяца, следующего за истекшим, вам будут начислены пени за каждый день просрочки. Чтобы предотвратить начисление пени, вы можете заплатить сумму большую, чем начислено за месяц, т.е. внести аванс».
Вносить или не вносить аванс - каждый решает для себя сам. Вынудить человека заплатить нельзя. А вот игнорировать пеню - отныне значит нарушать закон. Именно закон регламентировал, что потребитель обязан рассчитаться за коммунальные услуги до 10 числа текущего месяца.
- Мы не виноваты, что законодатель предусмотрел именно такой срок для расчета, - говорит Егор Коленюк. - Кстати, Жилищный кодекс оговорил, что договором управления многоквартирным домом может быть установлен другой срок оплаты. Такой договор заключается между жильцами дома и организацией, которая этим домом управляет: например, ТСЖ или ЖСК, которые сейчас приходят на смену домоуправлениям. В этом случае управляющая организация рассчитывается с энергокомпанией как юридическое лицо - в сроки, оговоренные договором. Мы понимаем, что большинству жильцов приходится производить расчеты самостоятельно, что пенсии и зарплаты многие получают гораздо позже означенного срока. Но, увы...
«Увы» директора возвращает нас к разговору об очередях. Егор Коленюк просит обратить внимание людей на тот факт, что расчеты не обязательно производить именно в Сбербанке. Квитанции энергосбыта примут в банке «Возрождение», Внешторгбанке, Региобанке и банковских мини-офисах. Можно оплатить электроэнергию по карточкам в банкоматах. Деньги примут на почте и в расчетных центрах «Хабаровскэнерго» (ул. Шеронова, 65 и ул. Фрунзе, 121). Сегодня энергетическая компания прорабатывает вопрос об изготовлении специальных карточек для расчетов за электроэнергию - вроде тех, которые мы покупаем для пополнения баланса сотовых телефонов. С очередями здесь намерены бороться по-современному. Что же касается введения пени, то Егор Коленюк специально оговаривает:
- Мы всего лишь оказались первыми, кто ввел в практику эту норму закона. Не сомневайтесь, в ближайшее время нашему примеру последуют все прочие коммунальные предприятия.
Страшно подумать, какой натиск ожидает банки с началом отопительного сезона. Если пеня за электричество сильно напугать не может, то суммы неустоек, выставленных «Службой заказчика» и «Тепловыми сетями», будут не в пример больше, поскольку услуги их стоят дорого - за тысячу рублей. А если взять все пени вкупе... А если наплевать на них?
Пеняйте на себя!
Некоторые считают, что пени - это блеф. 5 августа в нашей газете мы опубликовали материал «Срок исковой наглости», в котором юрист Марина Порохова высказала точку зрения: Жилищный кодекс не может отменить основных положений Гражданского кодекса, в соответствии с которым пеня может быть начислена кредитором только физическому лицу, с которым юридическое лицо состоит в договорных отношениях.
Между тем, Гражданский кодекс парой строк разрешил и эту проблему. Договор между потребителем и энергетической компанией считается заключенным с момента подключения потребителя к общей сети. Здесь как в магазине. Вы не заключаете с магазином договор, но получаете на руки чек, который является свидетельством заключения с конкретной торговой организацией договора купли-продажи.
У потребителя, по сути, не останется вариантов. Либо внести предоплату за услуги коммунального предприятия и тем самым обезопасить себя от пени и очередей. Либо стоять в очереди и платить точно в срок.
Людям, живущим с копеечки, в этом смысле не позавидуешь. Нищие авансируют монополии? Такой цинизм свойствен только российскому рынку. Признать, что монополии ужесточают требования к потребителям своих услуг, - значит признать очевидное. Анатолий Чубайс не так давно, к примеру, озвучил идею лимитирования потребления электроэнергии для населения. Сегодня «лимитами» обложены только предприятия и предприниматели. Перебрал киловатты - плати штраф в десятикратном размере. Выходит, скоро доберутся и до наших скромных кошельков?
- Проблема упирается не в пени и штрафы, как таковые, - говорит председатель общества защиты прав потребителей города Хабаровска Владимир Денисенко. - Если услуга предоставлена, предприятие вправе потребовать рассчитаться за нее и вправе оштрафовать должника. Проблема упирается в то, что монополист не намерен считаться с потребителем: под страхом пени он настойчиво просит авансировать услуги. При этом аппетиты монополистов никто всерьез не ограничивает. В европейских странах антимонопольные органы - это силовые структуры вроде полиции. Там тарифы устанавливаются на пять лет и не меняются в зависимости от того, строит монополист ГЭС, испытывает ли нехватку в топливе... У нас тарифы повергают людей в шок ежегодно, а сверхмонополии не дробятся вопреки обещаниям. К сожалению, попытка изменить антимонопольное законодательство до сих пор числится в перспективных планах депутатов Государственной думы.
В министерстве ЖКХ Хабаровского края ситуацию пытаются контролировать. Министр Николай Чаткин направил в адрес генерального директора ОАО «Хабаровскэнерго» Валерия Левита письмо, в котором обратил его внимание на тот факт, что энергетики должны не только вовремя начислять пеню, но и вовремя (до первого числа каждого месяца) доставлять гражданам квитанции. Иначе начисление пени будет считаться незаконным. Между тем, 15 процентов абонентов компании квитанции в срок не получили.
Именно по этой причине энергетики объявили сентябрь «пробным месяцем» по части начисления пени и не стали брать с людей деньги за просрочку. В прошлом месяце директор «Энергосбыта» Егор Коленюк пообещал нашему корреспонденту, что люди стопроцентно получат квитанции. Однако в октябре история повторилась.
Однако, несмотря на эти нюансы, своей цели энергетики добились. Число квартиросъемщиков, оплативших электроэнергию до десятого числа месяца, увеличилось в четыре раза. В этом месяце, дабы не стоять в очередях, многие люди оплачивают услуги энергетического ведомства авансами.
Остается констатировать, что долго еще придется российскому потребителю ждать, когда не он, а за ним выстроятся в очередь поставщики услуг. Сегодня выбирать не приходится: стой в очереди или плати аванс. А не хочешь, ПЕНЯй на себя!

Ирина МАШНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов