Что общего у демократии с сотовым телефоном

На втором слете Пеликанов (творчески работающих учителей), который проходил в апреле этого года в краевом центре «Созвездие», встретив их вместе, все невольно удивлялись: похожи, как сестры! Оказалось, не просто сестры, а близнецы. Можно себе представить, каково было их ученикам, когда Елена Смирнова и Ирина Салова работали в одной школе. Не так уж часто встретишь среди учителей близнецов. А если учесть, что они еще и предметы вели одни и те же - историю с обществознанием...
Но теперь Елена Аркадьевна живет и работает в Комсомольске-на-Амуре, Ирина Аркадьевна - в Хабаровске. Разлуку сокращает, в основном, Интернет.
- Конечно, и по телефону каждый день общаемся, и по электронке каждая свой вариант урока отправляет, потом обсуждаем, - рассказала Ирина Салова. - На слете мы будем давать открытый бинарный урок. Вдвоем. Тема - «Особенности политического развития России».
- Какая демократия нужна России, - уточняет Елена Смирнова. - Решили выбрать тему, которая предполагает обмен мнениями. Интересно же пообщаться на эту тему с подростками, узнать их мнение.
Общение получилось продуктивным. И довольно необычным для школьного урока. Учительский дуэт, например, предложил ребятам сравнить демократию... с сотовым телефоном.
- У ребят было много размышлений по этому поводу. Когда ведешь урок одна, что-то можно упустить. А здесь, когда Елена вела беседу, я внимательно следила за развитием темы, и наоборот. Когда они стали размышлять, что может быть общего в таком сравнении, кто-то из ребят сказал «деньги», но разговор ушел в другую сторону, - рассказывает Ирина Аркадьевна. - Спрашиваю, при чем здесь деньги, и ребята стали доказывать: а подкуп, а лоббирование интересов?
«Бинарная история» сестер и коллег, конечно, одним уроком не ограничивается. Возможно, читатели помнят, как недавно в крае проходила с участием московских чиновников презентация новых школьных учебников, в том числе и по истории, под редакцией Филиппова. Содержание этих учебников вызвало у многих возмущение, потому что события недавнего прошлого были представлены в них довольно тенденциозно. В числе тех, кто занимается этой апробацией, как выяснилось, Елена Смирнова и Ирина Салова.
- Мы сами выступили на презентации и были первыми критиками подхода, который навязывали авторы, - вспоминает Ирина Салова. - Потому и согласились на апробацию. Оценка учебника как «плохой» или «хороший» не предусмотрена, мы должны выставлять плюсы или минусы, работая по нему. Учтут ли мнение педагогов, не знаю. Мы постарались отстраниться от этой конъюнктурной борьбы и стали изучать материалы, которые собраны в учебнике, с тем, чтобы думать, как это донести детям.
- Технически здесь масса преимуществ: есть электронное пособие, электронная версия. Есть свежие источники, свежие данные, которые я использую, например, в обучении по традиционному учебнику, - продолжает разговор Елена Смирнова. - Если это спорный материал, его так и нужно оценивать - делайте выводы. Это чисто методическое подспорье.
Когда в школах сдали ЕГЭ, позвонила Ирине Аркадьевне, чтобы узнать, как успехи.
- По обществознанию у нас в многопрофильном лицее высший результат в крае - 96 баллов у призера краевой олимпиады Валерии Соловьевой, - сообщила она. - Вообще результаты ожидаемые: многие ребята набрали около 80 баллов. Но знаете, что озадачило? Ребята, которые блестяще сдали обществознание и очень хорошо - историю, параллельно сдали физику и пошли на инженерные специальности. Чтобы учиться на бюджете.
- Когда мы заканчивали школу, например, я знала, что буду учителем, это - мое. А сейчас на весь класс было три человека, которые точно знали, чего хотят: один - стать пограничником, другой - юристом, третий - физиком. У нас было «хочу», а у них теперь главное - «надо». Я называю это вызовом времени. Обществу нужны инженеры, а не гуманитарии. Сейчас мы cтараемся проанализировать эту ситуацию, чтобы сориентироваться самим и помочь ребятам, которые учатся в старших классах.
Валентина СЕМЁНОВА.
Фото автора.