В этом спектакле проходных ролей нет

В краевом театре юного зрителя премьера - спектакль по пьесе Юлия Кима и Юлии Мариновой «Страна сорванцов». Поставил его известный критик, профессор РГГУ, режиссер и автор телевизионных фильмов Владимир Оренов. Тот самый, который поставил «Самолет Вани Чонкина» в Хабаровском музыкальном театре. Этот спектакль был отмечен двумя «Золотыми масками». Что думает режиссер о своей новой работе, об актерах и зрителях Хабаровска и рассчитывает ли на успех на этот раз?
Казан успеха
«Пока зритель не пришел в зал, трудно понять, получился ли спектакль. Иногда кажется, что впереди ждет такой успех, такая слава... А спектакль почему-то не находит отклика в зрительном зале и остается «вещью в себе». Бывает и наоборот.
В успех «Чонкина...» в музыкальном театре, кроме меня, никто не верил. Говорили, что это полный провал, потому что работали мы совершенно не по тем правилам, к каким привыкла труппа. Доброжелатели смотрели с сочувствием. Те, кто меня не любит, прятали глаза или бросали ехидные взгляды. Но зритель пришел в зал, и вдруг зазвучали нотки успеха.
Сейчас в Хабаровске у меня есть кредит доверия. И у окружающих есть предчувствие нового успеха. У меня его нет. Я не знаю, напугаю или обрадую зрительный зал. Я не знаю, что в итоге получится и не очень даже понимаю, на кого рассчитан спектакль - на взрослых или на детей? Это вторая в моей жизни детская постановка, я же все время ставил для взрослых и не знаю, каким должен быть детский спектакль.
Может быть, это будет интересно только мне одному? Иногда режиссер думает, что раз понятно ему, другие это тоже поймут. Но я уже несколько раз убеждался, что не всегда бывает так. Кстати, я отложил свой отъезд из Хабаровска. Хочу побыть с театром после премьеры три-четыре дня. Это даст возможность подкорректировать спектакль после контакта со зрителями.
О чем спектакль? Авторы - Ким и Маринова - взяли за основу детский городской фольклор и мотивы произведений Астрид Линдгрен и вкусно «сварили» все это. Там присутствуют такие известные герои, как Пеппи и ее друзья. Но пьеса абсолютно другая, такая «вечная история» про общечеловеческие ценности. Я думаю, что спектакль позволит взрослым вспомнить свое детство, а детям - чуть-чуть задуматься о взрослых проблемах и посмотреть на себя со стороны.
В нашем «казане успеха» - веселый, легкий, поэтичный текст Кима и Мариновой, замечательная музыка Кима и Дашкевича, великолепная работа столичного художника Владимира Колтунова, абсолютно звездный дебют исполнительницы роли Пеппи выпускницы Хабаровского института искусств и культуры Светланы Мальгиной.
Это имя станет открытием не только для Хабаровска. У нее природа Барбры Стрейзанд. Редкий дар, когда зрителю все равно, красива она ли нет, какая у нее стать, рост. Когда есть невероятный азарт, блестящие глаза, немыслимая пластика и особое счастье существования на сцене, которое замечательный режиссер Петр Фоменко называет «театральным восторгом».
Герои и антигерои
Я очень благодарен за доверие, оказанное мне замечательными мастерами Владимиром Годованцем, Татьяной Гогольковой и Александром Молчановым. Мы были с ними на равных, партнерами.
Однажды, когда работа над спектаклем уже перевалила за половину, неожиданно даже для самого себя, не говоря уже об актерах, я собрал «массовку» и объявил, что в этом спектакле не будет ни одной проходной роли. «Есть герои, а вы - антигерои», - сказал я. Мы оставались после репетиции и учили текст, никакого отношения к пьесе не имеющий.
Это детские высказывания, которые актеры подслушали у своих родных и знакомых, их личные воспоминания, отрывки из книги Корнея Чуковского. И внутри спектакля получился еще один спектакль. Он вне сюжета, он маленький, всего на пять минут, но я им очень дорожу.
А вообще хабаровчанам повезло. В России драматических театров такого уровня, как ваш театр юного зрителя, сейчас очень мало...»
Елена МИРОНЕНКО.
Фото Сергея ПЛОТНИКОВА.