И мастерство, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…
21.03.2016
533

Тигран Ахназарян: «Надо чтить лучшие традиции оркестра и двигаться вперед»
В середине XIX века, с «подачи» Рихарда Вагнера и Феликса Мендельсона, дирижеры развернулись лицом к оркестрантам - до этого они руководили исполнением, повернувшись к достопочтимой публике. Как показывает история музыки, это оказалось очень правильным решением.
Лицом к лицу с Дальневосточным симфоническим оркестром его нынешний главный дирижер и художественный руководитель Тигран Ахназарян встретился более трех лет назад в достаточно сложный для коллектива период: он на тот момент был без руководителя, и, чтобы занять этот пост, необходимо было выдержать конкурс.
- Это было очень волнительно, - вспоминает Тигран Суренович. - Я был первым из кандидатов, мне пришлось почти полгода понервничать, ожидая окончания работы коллег-конкурентов и вынесения решения.
Это было хорошее человеческое волнение - при определенной профессиональной уверенности: Тигран Ахназарян очень благодарен своим родителям и педагогам, что научили его этому необходимому для дирижера качеству - хорошо понимать, чего ты хочешь добиться, четко представлять задачу и уметь добиться настоящего партнерства от единомышленников при ее решении. Ах, какие это имена! Ахназаряну, по его признанию, повезло приобщиться к лучшим проявлениям разных дирижерских школ. Его профессиональный «фундамент» был заложен благодаря Эмину Хачатуряну (пожалуй, даже далекие от симфонической музыки люди знают его, главного дирижера оркестра кинематографии СССР, по титрам к множеству кинофильмов), профессору Ереванской консерватории, представителю московской школы. А, если так можно выразиться, «второй этаж» был выстроен уже во время стажировки в Санкт-Петербурге при непосредственном участии знаменитого Ильи Мусина, учившего Юрия Темирканова и Валерия Гергиева и поверившего в подающие надежды студента из Армении.
Прибавляет профессиональной уверенности и 15-летний дирижерский опыт. Хорошим «учителем» Тиграна Ахназаряна была работа главным дирижером в театре опера и балета Республики Коми. Именно там, в Сыктывкаре, в российской провинции, постигал он, в числе прочего, науку противостояния сложностям, с которыми, увы, сталкиваются сегодня учреждения культуры: недостаток финансирования, неукомлектованность кадрами… Ахназарян ищет музыкантов везде, специально взялся за преподавание в Хабаровском институте искусств и культуры, чтобы высматривать и готовить для оркестра талантливую молодежь. Гордится: стажеры уже выходят на сцену, слушают, учатся, вживаются.
А сомнения? Конечно, куда ж без них творческому, ищущему человеку: правильно ли прочитано то или иное произведение, точно ли воспринят посыл автора… Вот великий Моцарт же, к примеру, не предлагал готовых решений, предоставляя делать это музыкантам! Кстати, к 70-летию Великой Победы оркестр под управлением Ахназаряна исполнил 7-ю «Ленинградскую» симфонию Д. Шостаковича, которая очень давно не исполнялась полностью - при том, что дирижер осознавал все риски этого дела, тревожился, сомневался: верно ли услышал, верно ли «расшифровал» гениальную музыку.
Став лицом к лицу с Дальневосточным симфоническим, получив от коллектива огромный кредит доверия (за то, чтобы он возглавил оркестр, проголосовало более 90 процентов его артистов!), Тигран Суренович с великим почтением принял наследие ДВАСО. Славу оркестру создали предшественники Ахназаряна - особенно с благодарностью вспоминаемые Юрий Николаевский, Виктор Тиц. Традицию чтить и поддерживать созданное этими Мастерами культуру исполнения, которой они придавали такое большое значение, Тигран Суренович воспринял как одну из своих задач, а состоявшийся недавно концерт памяти Виктора Тица и готовящийся к апрелю концерт памяти безвременно ушедшей «первой скрипки» ДВАСО заслуженной артистки России Веры Дубовик - наглядное тому подтверждение. При этом, как считает главный дирижер и художественный руководитель, надо расти, надо развиваться, надо создавать новые традиции.
- Кстати, одна из прекрасных традиций нашего оркестра - то вдохновение, с которым выступают музыканты, - говорит Тигран Ахназарян. - У каждого оркестра, по идее, стопроцентная отдача во время концерта. Но Дальневосточный симфонический делится вдохновением, радостью общения с прекрасной музыкой и, если хотите, - куражом на все 300-400 процентов! Это удивительное, потрясающее его свойство! Он помогает двигаться вперед.
Дирижер это знает наверняка: он всегда - лицом к оркестру.
Тигран Ахназарян называет себя «махровым классиком-академиком» - в том смысле, что убежден: репертуар оркестра должен на 70-80 процентов строиться на академической симфонической музыке. Это не означает, что не должно быть особых праздничных, «отдохновенных», чисто развлекательных концертов - и оркестр с удовольствием их готовит, в том числе продолжая традицию затеянных еще Виктором Тицем «староновогодних» концертов. Кстати, с каждым годом в таких концертах обязательно появляется что-то новенькое, привлекая все новых и новых слушателей - уже на встречу с, возможно, более сложной, но такой прекрасной музыкой.
Современный дирижер стоит спиной к публике. Но он, как признается Тигран Ахназарян, чувствует ее кожей, это очень тонкая связь - на уровне каких-то необъяснимых флюидов, тишайшего вздоха, сердечного перебоя - того, что дарит музыка на уровне высокой любви… Ощутить, заразить этим музыкантов и с их помощью послать ответно в зал.
- Недавно один мой знакомый военный признался, что не был на симфонических концертах чуть ли не больше 40 лет, - рассказывает Тигран Суренович. - Я пригласил его на концерт, пообещал, что хотя музыка и не будет простой, оркестр сделает все возможное, чтобы и ему, и другим слушателям понравилось. Играли как раз 7-ю симфонию Шостаковича. После концерта знакомый пришел ко мне … в слезах… Как, удивляется, это возможно: ведь за годы службы я стал скупым на эмоции, а вы помогли мне почувствовать собственную душу?!. Я ему объяснил - но не словами, а со сцены. Теперь он приходит чуть ли не на все наши концерты.
На концерты ДВАСО приходят все новые и новые поклонники музыки: кто-то после того, как случайно оказался слушателем паркового концерта (тоже, кстати, прекрасная традиция нашего оркестра), кто-то - после развлекательного «староновогоднего», кто-то - за компанию. Аудитория концертного зала молодеет - это Тигран Ахназарян отмечает с большой радостью. Потому и делают сегодня с таким удовольствием абонементные концерты для детей и юношества - растят новое поколение слушателей.
По сути, у Дальневосточного академического симфонического оркестра еще все впереди. Ну, что такое его 80 лет? Да, опыт, да, признание, да, прекрасные традиции. Но вот одному из лучших симфонических оркестров мира - Дрезденскому филармоническому - без малого полтораста лет, Люцернскому симфоническому оркестру, старейшему в Швейцарии, - больше 200 лет. Так что - какие ваши годы, Дальневосточный академический? Думаю, Тигран Ахназарян не возразит…
Марина СЕМЧЕНКО.
Лицом к лицу с Дальневосточным симфоническим оркестром его нынешний главный дирижер и художественный руководитель Тигран Ахназарян встретился более трех лет назад в достаточно сложный для коллектива период: он на тот момент был без руководителя, и, чтобы занять этот пост, необходимо было выдержать конкурс.
- Это было очень волнительно, - вспоминает Тигран Суренович. - Я был первым из кандидатов, мне пришлось почти полгода понервничать, ожидая окончания работы коллег-конкурентов и вынесения решения.
Это было хорошее человеческое волнение - при определенной профессиональной уверенности: Тигран Ахназарян очень благодарен своим родителям и педагогам, что научили его этому необходимому для дирижера качеству - хорошо понимать, чего ты хочешь добиться, четко представлять задачу и уметь добиться настоящего партнерства от единомышленников при ее решении. Ах, какие это имена! Ахназаряну, по его признанию, повезло приобщиться к лучшим проявлениям разных дирижерских школ. Его профессиональный «фундамент» был заложен благодаря Эмину Хачатуряну (пожалуй, даже далекие от симфонической музыки люди знают его, главного дирижера оркестра кинематографии СССР, по титрам к множеству кинофильмов), профессору Ереванской консерватории, представителю московской школы. А, если так можно выразиться, «второй этаж» был выстроен уже во время стажировки в Санкт-Петербурге при непосредственном участии знаменитого Ильи Мусина, учившего Юрия Темирканова и Валерия Гергиева и поверившего в подающие надежды студента из Армении.
Прибавляет профессиональной уверенности и 15-летний дирижерский опыт. Хорошим «учителем» Тиграна Ахназаряна была работа главным дирижером в театре опера и балета Республики Коми. Именно там, в Сыктывкаре, в российской провинции, постигал он, в числе прочего, науку противостояния сложностям, с которыми, увы, сталкиваются сегодня учреждения культуры: недостаток финансирования, неукомлектованность кадрами… Ахназарян ищет музыкантов везде, специально взялся за преподавание в Хабаровском институте искусств и культуры, чтобы высматривать и готовить для оркестра талантливую молодежь. Гордится: стажеры уже выходят на сцену, слушают, учатся, вживаются.
А сомнения? Конечно, куда ж без них творческому, ищущему человеку: правильно ли прочитано то или иное произведение, точно ли воспринят посыл автора… Вот великий Моцарт же, к примеру, не предлагал готовых решений, предоставляя делать это музыкантам! Кстати, к 70-летию Великой Победы оркестр под управлением Ахназаряна исполнил 7-ю «Ленинградскую» симфонию Д. Шостаковича, которая очень давно не исполнялась полностью - при том, что дирижер осознавал все риски этого дела, тревожился, сомневался: верно ли услышал, верно ли «расшифровал» гениальную музыку.
Став лицом к лицу с Дальневосточным симфоническим, получив от коллектива огромный кредит доверия (за то, чтобы он возглавил оркестр, проголосовало более 90 процентов его артистов!), Тигран Суренович с великим почтением принял наследие ДВАСО. Славу оркестру создали предшественники Ахназаряна - особенно с благодарностью вспоминаемые Юрий Николаевский, Виктор Тиц. Традицию чтить и поддерживать созданное этими Мастерами культуру исполнения, которой они придавали такое большое значение, Тигран Суренович воспринял как одну из своих задач, а состоявшийся недавно концерт памяти Виктора Тица и готовящийся к апрелю концерт памяти безвременно ушедшей «первой скрипки» ДВАСО заслуженной артистки России Веры Дубовик - наглядное тому подтверждение. При этом, как считает главный дирижер и художественный руководитель, надо расти, надо развиваться, надо создавать новые традиции.
- Кстати, одна из прекрасных традиций нашего оркестра - то вдохновение, с которым выступают музыканты, - говорит Тигран Ахназарян. - У каждого оркестра, по идее, стопроцентная отдача во время концерта. Но Дальневосточный симфонический делится вдохновением, радостью общения с прекрасной музыкой и, если хотите, - куражом на все 300-400 процентов! Это удивительное, потрясающее его свойство! Он помогает двигаться вперед.
Дирижер это знает наверняка: он всегда - лицом к оркестру.
Тигран Ахназарян называет себя «махровым классиком-академиком» - в том смысле, что убежден: репертуар оркестра должен на 70-80 процентов строиться на академической симфонической музыке. Это не означает, что не должно быть особых праздничных, «отдохновенных», чисто развлекательных концертов - и оркестр с удовольствием их готовит, в том числе продолжая традицию затеянных еще Виктором Тицем «староновогодних» концертов. Кстати, с каждым годом в таких концертах обязательно появляется что-то новенькое, привлекая все новых и новых слушателей - уже на встречу с, возможно, более сложной, но такой прекрасной музыкой.
Современный дирижер стоит спиной к публике. Но он, как признается Тигран Ахназарян, чувствует ее кожей, это очень тонкая связь - на уровне каких-то необъяснимых флюидов, тишайшего вздоха, сердечного перебоя - того, что дарит музыка на уровне высокой любви… Ощутить, заразить этим музыкантов и с их помощью послать ответно в зал.
- Недавно один мой знакомый военный признался, что не был на симфонических концертах чуть ли не больше 40 лет, - рассказывает Тигран Суренович. - Я пригласил его на концерт, пообещал, что хотя музыка и не будет простой, оркестр сделает все возможное, чтобы и ему, и другим слушателям понравилось. Играли как раз 7-ю симфонию Шостаковича. После концерта знакомый пришел ко мне … в слезах… Как, удивляется, это возможно: ведь за годы службы я стал скупым на эмоции, а вы помогли мне почувствовать собственную душу?!. Я ему объяснил - но не словами, а со сцены. Теперь он приходит чуть ли не на все наши концерты.
На концерты ДВАСО приходят все новые и новые поклонники музыки: кто-то после того, как случайно оказался слушателем паркового концерта (тоже, кстати, прекрасная традиция нашего оркестра), кто-то - после развлекательного «староновогоднего», кто-то - за компанию. Аудитория концертного зала молодеет - это Тигран Ахназарян отмечает с большой радостью. Потому и делают сегодня с таким удовольствием абонементные концерты для детей и юношества - растят новое поколение слушателей.
По сути, у Дальневосточного академического симфонического оркестра еще все впереди. Ну, что такое его 80 лет? Да, опыт, да, признание, да, прекрасные традиции. Но вот одному из лучших симфонических оркестров мира - Дрезденскому филармоническому - без малого полтораста лет, Люцернскому симфоническому оркестру, старейшему в Швейцарии, - больше 200 лет. Так что - какие ваши годы, Дальневосточный академический? Думаю, Тигран Ахназарян не возразит…
Марина СЕМЧЕНКО.