поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Организацию создали, теперь нужно совершенствовать

01.12.2011
Просмотры
552
Институт саморегулирования введен. Вот уже более двух лет на рынке строительных услуг действуют саморегулируемые организации (СРО).

СРО имеются почти во всех субъектах Российской Федерации. Можно смело сказать, что система СРО состоялась.
Но остается вопрос: эффективна ли эта система саморегулирования или она уже нуждается в достаточно серьезном совершенствовании?

Замена лицензирования на саморегулирование была, безусловно, революционным шагом. При кажущемся одинаковом подходе к выдаче лицензии или допуска имеются весомые различия. Может быть даже принципиальные. Радикальное внедрение саморегулирования произошло не без значительных сложностей. Тем не менее, в сжатые сроки были сформированы СРО, создано Национальное объединение (НОСТРОЙ).

НОСТРОЕМ созданы комитеты, где профессионалами формируется мнение строительного общества по специализированным вопросам. Проводится важнейшая работа по актуализации СНиПов.

Строительное сообщество взяло на себя значительную часть финансирования этой работы, поскольку государство оказалось не готово к решению этого вопроса. Разрабатываются стандарты предприятий, которые могут принимать строительные организации. Находится в завершающей стадии разработки Единая система аттестации специалистов. Проводится работа по гармонизации российских СНиПов с Еврокодами.

Создан институт конференций СРО, позволяющий формировать консолидированное мнение строительного сообщества федерального округа.

Существующая нормативная база позволяет решать вопросы обеспечения защиты интересов потребителей работ в сфере строительства. Возмещение вреда, причиненного потерпевшим вследствие недостатков работ при осуществлении строительства, произойдет из компенсационных фондов СРО или страховыми компаниями. А практически все СРО внедряют систему страхования для своих членов.

Но внедрение саморегулирования происходило и происходит не без значительных сложностей. Прежде всего, это касается неоправданно частых изменений нормативно-правовой и законодательной баз. Неоднократно менялся перечень видов работ, для осуществления которых необходимо наличие свидетельств о допусках. В результате была проведена масштабная замена всех свидетельств о допуске, что привело к неоправданным существенным финансовым затратам СРО, нанесло вред репутации саморегулирования в строительном сообществе, замедлило развитие системы.

Этому развитию помешала и попытка НОСТРОЯ законодательно получить функции контроля за работой СРО.

Строительное сообщество в настоящее время серьезно обеспокоено выводом из сферы саморегулирования ряда видов работ. НОСТРОЙ при поддержке СРО проводит активную работу по отмене существующих правил, по которым значительное количество видов работ можно выполнять, не имея свидетельств о допуске.

Иными словами, эти работы могут выполняться людьми, не имеющими никакого отношения к строительству. А ведь никто не отменял статью 1079 Гражданского кодекса, которая относит строительную и иную, связанную с ней деятельность, к деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих.

Огромный вред репутации системы саморегулирования наносит деятельность недобросовестных СРО, которые откровенно торгуют свидетельствами о допусках, нарушая действующие нормы.

Законодательная и нормативно-правовая база системы саморегулирования сформирована. Она не нуждается в коренном реформировании, но совершенствоваться должна.

Вот, например, законом предусмотрено возмещение из компенсационного фонда вреда, причиненного вследствие недостатков работ. Возникает вопрос: что такое «недостаток работ»? В российском праве - ни в гражданском, ни в административном - нет понятия «недостаток». Как в суде доказать, что кому-то причинен вред вследствие недостатков работ? Вопрос компенсации может повиснуть в воздухе.

Законодательство в сфере саморегулирования, несомненно, будет совершенствоваться. Правительство России подготовило ко второму чтению в Госдуме проект внесения изменений в федеральный закон «О саморегулируемых организациях».
Содержание поправок встревожило строительное сообщество.

НОСТРОЙ подготовил замечания и предложения,  прежде всего касающиеся необходимости учета в проекте закона особенности саморегулирования в строительной сфере. Они будут представлены в Минрегионразвития для обобщения и представления в Госдуму.

Время покажет, будет ли учтено на этот раз мнение профессионального сообщества.

Остается надеяться, что разум восторжествует, закончится период конфликтов, и система саморегулирования достигнет основных целей, ради которых создавались СРО, - предупреждение вреда и повышение качества выполнения строительства.

Анатолий Серов, генеральный директор некоммерческого партнерства саморегулируемой организации.