Мера, конечно, не популярная, но…
20.07.2018
237
В рамках региональной недели депутат Государственной Думы от Хабаровского края Борис Гладких провел встречу на тему: «Изменения в пенсионной системе». Парламентарий рассказал, в чем суть предлагаемого реформирования, а также ответил на часто задаваемые вопросы населения.
Основными задачами проведения пенсионной реформы является необходимость последующего создания условий по повышению надежности обеспечения пенсиями неработающих граждан пенсионного возраста, сообщил депутат.
- К в 2024 году, если мы будем идти теми темпами, которые мы спрогнозировали, то минимальный уровень среднего размера пенсии увеличится с 14 до 20 тысяч рублей. Пенсионные выплаты планируется увеличить не только за счет увеличение числа граждан трудоспособного возраста, но и средств федерального бюджета. На сегодняшний день к трём триллионам средств бюджета, направляемым на обеспечение пенсиями, в случае реализации пенсионной реформы планируется дополнительно 600 миллиардов. Это базовый сценарий начала пенсионной реформы. То есть уже работающее население не обеспечивает пенсиями пенсионеров. Существенного увеличения пенсионного фонда не предвидится даже в случае полного исключения серой занятости населения. В перспективе необходимо стремиться к снижению доли таких работников, - рассказал Борис Гладких, депутат Государственной Думы.
Не секрет, что устроиться на работу в возрасте 50-60 лет достаточно сложно. Увеличение пенсионного возраста необходимо рассматривать в комплексе с мерами по устранению проблем трудоустройства трудоспособного населения, отметил Борис Гладких.
- Трудовые отношения несовершенны, и проблема трудоустройства появится не в будущем, после повышения пенсионного возраста, она есть уже сейчас. В решение этого вопроса нужно погружаться полностью. Надо обратить внимание и на самих работодателей, возможно, посмотреть в сторону их поддержки. Тот, кто берет на себя дополнительные обязательства, наверное, должен как-то выгодно отличаться от других. Но если работник предпенсионного возраста уже трудится в штате, работодателя необходимо поставить в такие условия, чтобы он этого сотрудника не мог уволить по надуманным основаниям. Это наиболее распространённый вопрос при обсуждении пенсионной реформы, - рассказал Борис Гладких, депутат Госдумы.
Отметим, не все профессии попадают под пенсионную реформу. Уже на начальном этапе реформирования есть те, кого не коснутся предлагаемые изменения. Например, представители отдельных видов профессий с вредными и тяжёлыми условиями труда; граждане, пенсии которым назначаются по социальным мотивам или по состоянию здоровья. Прежним остаётся пенсионное обеспечение и особо социально значимой категории граждан. Также изменения не затронут работников лётного испытательного состава, чернобыльцев и других граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
- Возможно в ходе обсуждения проекта Федерального закона реестр профессий будет пополнен. Необходимо ответить и на вопросы, связанные с условиями труда по отдельным видам профессий, представителей которых затронет пенсионная реформа - работники в возрасте от 55 и старше для женщин и 60 лет и старше для мужчин. Отдельно необходимо обсуждать вопрос поддержки граждан предпенсионного возраста. Не менее важным является и создание дополнительных условий для поддержки самозанятости граждан, - подчеркнул Борис Гладких.
Пенсионная реформа - «непопулярная» мера, считает депутат. Однако к повышению пенсионного возраста есть определенные предпосылки. Одной из них стало сокращение числа трудоспособного населения из-за демографического провала 90-х годов. Сегодня в Российской Федерации - 146 миллионов граждан и 46,5 миллиона пенсионеров. В перспективе соотношение между трудоспособным населением и неработающими пенсионерами будет снижаться, сообщил депутат.
- В обозримом периоде на пенсию выходит поколение конца 50-60-х годов прошлого столетия - поколение всплеска рождаемости, самой высокой за все советское время, а основным трудовым поколением становится поколение рожденных в 90-е годы - «поколение демографической ямы, полного, тотального падения рождаемости». Этот процесс проходил на всей территории бывшего Советского Союза, во всех бывших союзных республиках, поэтому решение о повышении пенсионного возраста уже реализуется на территории бывших союзных республик. К слову, подобный подход заложен в законодательстве 160 развитых и развивающихся стран, и поэтому нам не приходится рассчитывать на приток трудовых мигрантов, которые исправят ситуацию, - отметил депутат Государственной Думы от Хабаровского края.
Оппозиция предлагает использовать фонд национального благосостояния для решения проблем в пенсионной системе, сообщил депутат. Однако сегодня действует правило, в соответствии с которым эти средства будут направлены на развитие экономики при достижении показателя 7 процентов от ВВП. На сегодняшний день объем ФНБ около 4,2 трлн. рублей, годовой бюджет Пенсионного фонда - более 8 трлн. рублей. Пенсионных накоплений, собранных за период с начала пенсионной реформы, также хватит лишь на то, чтобы ненадолго отсрочить необходимость решения проблемы, подчеркнул парламентарий.
Одним из основных вопросов, которые озвучивает население в Хабаровском крае, стало соотношение между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию. По данным ВЦИОМ, средняя продолжительность жизни у мужчин на Дальнем Востоке составляет 63 года. Грядущая реформа повысит пенсионный возраст до 65 лет. Многие задаются вопросом: мужчины будут умирать раньше, чем успеют выйти на пенсию? Все не совсем так.
- Средняя продолжительность жизни - это как средняя температура по больнице. На эту величину влияет и детская смертность, и смертность от различных заболеваний, не связанных с возрастом, от пристрастий к алкоголю и наркотикам. У нас общество воспринимает эту цифру как показатель, что все мужчины живут до 63. Нужно смотреть на другую цифру - на возраст жизни уже после выхода на пенсию. Сейчас он составляет у мужчин в среднем 17 лет. Если законопроект будет принят, то эта цифра снизится на четыре года, при этом, по прогнозу, к 2030 году продолжительность жизни населения возрастёт. Напомню, реформирование поэтапное, - подчеркнул Борис Гладких.
Отметим, что в 90-е пенсионный возраст для мужчин был 60 лет, а средняя продолжительность жизни 58. Также в тот период и продолжительность жизни после выхода на пенсию была меньше, чем сейчас.
Борис Гладких также акцентировал внимание и на том, что в данный момент идет процесс обсуждения и осмысления сути пенсионной реформы совместно с населением, общественными объединениями, экспертами.
- Безусловно, после окончательного утверждения параметров и инструментов пенсионной реформы на федеральном уровне мы будем систематически возвращаться к обсуждению совместно принятых решений и контролю взятых со стороны федеральных органов исполнительной власти обязательств, - рассказал Борис Гладких
На этапе рассмотрения основных подходов к реализации пенсионной реформы важно обратить внимание разработчиков на создание комплексных решений, обеспечивающих поддержку различных категорий граждан на этапе реформирования, постараться максимально учесть итоги общественных обсуждений, считает парламентарий.
Основными задачами проведения пенсионной реформы является необходимость последующего создания условий по повышению надежности обеспечения пенсиями неработающих граждан пенсионного возраста, сообщил депутат.
- К в 2024 году, если мы будем идти теми темпами, которые мы спрогнозировали, то минимальный уровень среднего размера пенсии увеличится с 14 до 20 тысяч рублей. Пенсионные выплаты планируется увеличить не только за счет увеличение числа граждан трудоспособного возраста, но и средств федерального бюджета. На сегодняшний день к трём триллионам средств бюджета, направляемым на обеспечение пенсиями, в случае реализации пенсионной реформы планируется дополнительно 600 миллиардов. Это базовый сценарий начала пенсионной реформы. То есть уже работающее население не обеспечивает пенсиями пенсионеров. Существенного увеличения пенсионного фонда не предвидится даже в случае полного исключения серой занятости населения. В перспективе необходимо стремиться к снижению доли таких работников, - рассказал Борис Гладких, депутат Государственной Думы.
Не секрет, что устроиться на работу в возрасте 50-60 лет достаточно сложно. Увеличение пенсионного возраста необходимо рассматривать в комплексе с мерами по устранению проблем трудоустройства трудоспособного населения, отметил Борис Гладких.
- Трудовые отношения несовершенны, и проблема трудоустройства появится не в будущем, после повышения пенсионного возраста, она есть уже сейчас. В решение этого вопроса нужно погружаться полностью. Надо обратить внимание и на самих работодателей, возможно, посмотреть в сторону их поддержки. Тот, кто берет на себя дополнительные обязательства, наверное, должен как-то выгодно отличаться от других. Но если работник предпенсионного возраста уже трудится в штате, работодателя необходимо поставить в такие условия, чтобы он этого сотрудника не мог уволить по надуманным основаниям. Это наиболее распространённый вопрос при обсуждении пенсионной реформы, - рассказал Борис Гладких, депутат Госдумы.
Отметим, не все профессии попадают под пенсионную реформу. Уже на начальном этапе реформирования есть те, кого не коснутся предлагаемые изменения. Например, представители отдельных видов профессий с вредными и тяжёлыми условиями труда; граждане, пенсии которым назначаются по социальным мотивам или по состоянию здоровья. Прежним остаётся пенсионное обеспечение и особо социально значимой категории граждан. Также изменения не затронут работников лётного испытательного состава, чернобыльцев и других граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
- Возможно в ходе обсуждения проекта Федерального закона реестр профессий будет пополнен. Необходимо ответить и на вопросы, связанные с условиями труда по отдельным видам профессий, представителей которых затронет пенсионная реформа - работники в возрасте от 55 и старше для женщин и 60 лет и старше для мужчин. Отдельно необходимо обсуждать вопрос поддержки граждан предпенсионного возраста. Не менее важным является и создание дополнительных условий для поддержки самозанятости граждан, - подчеркнул Борис Гладких.
Пенсионная реформа - «непопулярная» мера, считает депутат. Однако к повышению пенсионного возраста есть определенные предпосылки. Одной из них стало сокращение числа трудоспособного населения из-за демографического провала 90-х годов. Сегодня в Российской Федерации - 146 миллионов граждан и 46,5 миллиона пенсионеров. В перспективе соотношение между трудоспособным населением и неработающими пенсионерами будет снижаться, сообщил депутат.
- В обозримом периоде на пенсию выходит поколение конца 50-60-х годов прошлого столетия - поколение всплеска рождаемости, самой высокой за все советское время, а основным трудовым поколением становится поколение рожденных в 90-е годы - «поколение демографической ямы, полного, тотального падения рождаемости». Этот процесс проходил на всей территории бывшего Советского Союза, во всех бывших союзных республиках, поэтому решение о повышении пенсионного возраста уже реализуется на территории бывших союзных республик. К слову, подобный подход заложен в законодательстве 160 развитых и развивающихся стран, и поэтому нам не приходится рассчитывать на приток трудовых мигрантов, которые исправят ситуацию, - отметил депутат Государственной Думы от Хабаровского края.
Оппозиция предлагает использовать фонд национального благосостояния для решения проблем в пенсионной системе, сообщил депутат. Однако сегодня действует правило, в соответствии с которым эти средства будут направлены на развитие экономики при достижении показателя 7 процентов от ВВП. На сегодняшний день объем ФНБ около 4,2 трлн. рублей, годовой бюджет Пенсионного фонда - более 8 трлн. рублей. Пенсионных накоплений, собранных за период с начала пенсионной реформы, также хватит лишь на то, чтобы ненадолго отсрочить необходимость решения проблемы, подчеркнул парламентарий.
Одним из основных вопросов, которые озвучивает население в Хабаровском крае, стало соотношение между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию. По данным ВЦИОМ, средняя продолжительность жизни у мужчин на Дальнем Востоке составляет 63 года. Грядущая реформа повысит пенсионный возраст до 65 лет. Многие задаются вопросом: мужчины будут умирать раньше, чем успеют выйти на пенсию? Все не совсем так.
- Средняя продолжительность жизни - это как средняя температура по больнице. На эту величину влияет и детская смертность, и смертность от различных заболеваний, не связанных с возрастом, от пристрастий к алкоголю и наркотикам. У нас общество воспринимает эту цифру как показатель, что все мужчины живут до 63. Нужно смотреть на другую цифру - на возраст жизни уже после выхода на пенсию. Сейчас он составляет у мужчин в среднем 17 лет. Если законопроект будет принят, то эта цифра снизится на четыре года, при этом, по прогнозу, к 2030 году продолжительность жизни населения возрастёт. Напомню, реформирование поэтапное, - подчеркнул Борис Гладких.
Отметим, что в 90-е пенсионный возраст для мужчин был 60 лет, а средняя продолжительность жизни 58. Также в тот период и продолжительность жизни после выхода на пенсию была меньше, чем сейчас.
Борис Гладких также акцентировал внимание и на том, что в данный момент идет процесс обсуждения и осмысления сути пенсионной реформы совместно с населением, общественными объединениями, экспертами.
- Безусловно, после окончательного утверждения параметров и инструментов пенсионной реформы на федеральном уровне мы будем систематически возвращаться к обсуждению совместно принятых решений и контролю взятых со стороны федеральных органов исполнительной власти обязательств, - рассказал Борис Гладких
На этапе рассмотрения основных подходов к реализации пенсионной реформы важно обратить внимание разработчиков на создание комплексных решений, обеспечивающих поддержку различных категорий граждан на этапе реформирования, постараться максимально учесть итоги общественных обсуждений, считает парламентарий.