Зачем постовые ловят такси
21.11.2016
374

Операция «Такси» в Хабаровске теперь будет проводиться регулярно
Проверки ГИБДД лишь подтвердили давно известный факт - хабаровские таксисты возят пассажиров, не имея на руках полного набора положенных по закону документов. Хотя они необходимы, чтобы пассажир мог защитить свои права в случае аварии или конфликта с водителем.
- Обязан быть путевой лист с отметкой, что машина осмотрена механиком на пригодность к пассажирским перевозкам, а водитель - медиком, - поясняет общественник, товарищ атамана городского казаческого общества «Форт-ДВ» подъесаул Владимир Мутов. - Однако часто водители игнорируют эти правила, и ни разрешения, ни путевого листа у них не найти. Сейчас есть фирмы, которые помогают оформить разрешение, просто многие об этом не знают. Мы информируем водителей, раздаем буклеты. Надеюсь, грамотность у наших таксистов повысится.
- Предъявите документы, - сотрудник ГИБДД остановил автомобиль с шашечками во время оперативно-профилактического мероприятия «Операция такси».
Водитель смущается, бормочет извинения, говорит, что забыл сегодня взять их с собой…
- Что значит, «простите»? Нет вам прощения за это! - патрульный бескомпромиссен. - Давайте страховой полис, пойдемте в служебный автомобиль, там все документы потом и заберете.
Следующие два автомобиля, остановленные на обочине, - от той же фирмы. Один из них - в довольно плачевном состоянии.
- Здесь можно тысяч на пятнадцать штрафов набрать - стекло разбито, от бампера кусок отколот, и в таком виде автомобиль выпустили с «брендом» такси в рейс, - комментирует сотрудник ГИБДД.
По данным управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края в крае сейчас работает более полутора тысяч легальных перевозчиков, официально имеющих около четырех тысяч машин. Во время часового рейда было выявлено с десяток нарушителей - полного набора документов не оказалось ни у кого.
Я не я, и тачка не моя
- Я сейчас не на службе, - с ходу начал оправдываться перед полицейским водитель очередной машины с «шашечками».
- Но у вас машина в цветографической раскраске,- настаивал сотрудник ГИБДД.
- Другой нет.
- Что значит - другой нет?
- Есть только такая. Сегодня я не работаю.
Патрульный повторяет вопрос: почему водитель едет на машине такси?
- Разве на ней нельзя ехать? - недоумевает тот.
Полицейский напоминает о необходимости иметь в этом случае документы. В частности - путевой лист.
- Путевой лист не получал, я же сегодня не работаю. Еду по своим делам.
- Вы по своим делам едете на служебном автомобиле? Вы взяли служебный автомобиль и двигаетесь по своим делам?
- Автомобиль моего знакомого.
В ходе операции ГИБДД выявляет нарушения непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, привлекает к ответственности нарушителей-водителей. Так за отсутствие необходимых документов с водителя взимается штраф - 500 рублей, с предпринимателей - 30 тысяч рублей за необеспечение прохождения медосмотра и столько же - за необеспечение предрейсового техконтроля. Однако на первый раз водителю делается предупреждение, на второй - выписывают штраф.
Диспетчер
не поможет
- Прежде всего, во всей этой истории жалко пассажиров, - говорит Владимир Денисенко, член Общественного совета при управлении госконтроля и лицензирования правительства Хабаровского края. - Многие их права не соблюдаются по вине служб заказа такси, в которые мы обращаемся по телефону за услугой. Прежде всего - право на информацию: мы не знаем, кто нас везет. Нарушается и право выбора: мы выбираем только диспетчерскую службу, но не самого перевозчика. Еще момент - безопасность - он самый главный. Немаловажный момент - компенсация в случае чп.
Как говорит Владимир Митрофанович, эти права не реализуются никаким образом, поскольку пассажиру неизвестен перевозчик. А информация о нем должна быть в машине такси. Прежде всего, о том, кто везет: о предпринимателе-владельце компании, о самом водителе (визитка с фотографией), телефоны контролирующих органов.
- Ни в одном из остановленных сегодня автомобилей всего этого не было. Так что и обращаться не к кому, - говорит Владимир Денисенко. - Телефоны, по которым вызывалось такси, тоже ничем не помогут. Это - просто телефоны информационных служб, а не перевозчиков.
Разрешите подвезти
Получить разрешение на деятельность такси не так уж сложно. Нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заполнить заявление и приложить копию документов на машину (в том числе документы, на основании которых заявитель пользуется машиной, если она ему не принадлежит - копия доверенности или договора аренды). Разрешение оформляется примерно в течение недели, стоимость его составляет 531 рубль и выдается сроком на 5 лет.
Однако закон не требует предъявлять саму машину, как-то подтверждать, что у заявителя есть все необходимые условия для того, чтобы заняться этой деятельностью. Поэтому многие получают разрешение - и расслабляются, хотя наличие этого разрешения не только дает права, но и накладывает обязанности. Предприниматель должен обеспечить водителю - даже если это он сам - прохождение медосмотра, техосмотра.
В последнем случае ему следует заключить договоры с медиком и с механиком, имеющими право проводить освидетельствования. Например, можно обратиться в автобусный парк, гараж, другое транспортное предприятие. Медосмотр также можно пройти у любого медика, имеющего необходимое образование и аттестат на право проведения таких осмотров или - в коммерческом пункте проведения медкомиссий.
Невидимки на дороге
- На основании информации ГИБДД мы проводим проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявляем нарушения, - рассказал Александр Коротков, заместитель начальника отдела по контролю в деятельности такси управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края. - Но нелегальных таксистов во время этого рейда мы не увидим, машины без символики просто «невидимками» проезжают мимо нас.
По мнению Александра Короткова, работу по контролю за легальными таксистами нельзя проводить без параллельной работы с нелегалами. Но тут у проверяющих возникает много сложностей: и с доказательствами, и с привлечением к ответственности, да и штрафы за «левый» извоз небольшие. Поэтому была избрана другая тактика - экономическая: заключаются соглашения с диспетчерскими службами о взаимодействии. Главный пункт этих соглашений - диспетчерские службы берут на себя обязательство давать заказы только легальным водителям.
- Это работает лучше, чем точечное выхватывание «бомбил», - считает Александр Коротков. - Работа ведется в течение года, и мы видим, что в этом году выдано около 2000 разрешений, в прошлом - примерно 840.
Ни «законные» такси, ни нелегалы не могут работать без диспетчерских служб, так что - это мощный рычаг воздействия.
Что касается выявления нарушителей на дорогах, операция «Такси» проводится в Хабаровске уже в третий раз и, по словам Александра Короткова, впредь будет регулярной.
Евгений РОЖКОВ.
Фото автора.
- Обязан быть путевой лист с отметкой, что машина осмотрена механиком на пригодность к пассажирским перевозкам, а водитель - медиком, - поясняет общественник, товарищ атамана городского казаческого общества «Форт-ДВ» подъесаул Владимир Мутов. - Однако часто водители игнорируют эти правила, и ни разрешения, ни путевого листа у них не найти. Сейчас есть фирмы, которые помогают оформить разрешение, просто многие об этом не знают. Мы информируем водителей, раздаем буклеты. Надеюсь, грамотность у наших таксистов повысится.
- Предъявите документы, - сотрудник ГИБДД остановил автомобиль с шашечками во время оперативно-профилактического мероприятия «Операция такси».
Водитель смущается, бормочет извинения, говорит, что забыл сегодня взять их с собой…
- Что значит, «простите»? Нет вам прощения за это! - патрульный бескомпромиссен. - Давайте страховой полис, пойдемте в служебный автомобиль, там все документы потом и заберете.
Следующие два автомобиля, остановленные на обочине, - от той же фирмы. Один из них - в довольно плачевном состоянии.
- Здесь можно тысяч на пятнадцать штрафов набрать - стекло разбито, от бампера кусок отколот, и в таком виде автомобиль выпустили с «брендом» такси в рейс, - комментирует сотрудник ГИБДД.
По данным управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края в крае сейчас работает более полутора тысяч легальных перевозчиков, официально имеющих около четырех тысяч машин. Во время часового рейда было выявлено с десяток нарушителей - полного набора документов не оказалось ни у кого.
Я не я, и тачка не моя
- Я сейчас не на службе, - с ходу начал оправдываться перед полицейским водитель очередной машины с «шашечками».
- Но у вас машина в цветографической раскраске,- настаивал сотрудник ГИБДД.
- Другой нет.
- Что значит - другой нет?
- Есть только такая. Сегодня я не работаю.
Патрульный повторяет вопрос: почему водитель едет на машине такси?
- Разве на ней нельзя ехать? - недоумевает тот.
Полицейский напоминает о необходимости иметь в этом случае документы. В частности - путевой лист.
- Путевой лист не получал, я же сегодня не работаю. Еду по своим делам.
- Вы по своим делам едете на служебном автомобиле? Вы взяли служебный автомобиль и двигаетесь по своим делам?
- Автомобиль моего знакомого.
В ходе операции ГИБДД выявляет нарушения непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, привлекает к ответственности нарушителей-водителей. Так за отсутствие необходимых документов с водителя взимается штраф - 500 рублей, с предпринимателей - 30 тысяч рублей за необеспечение прохождения медосмотра и столько же - за необеспечение предрейсового техконтроля. Однако на первый раз водителю делается предупреждение, на второй - выписывают штраф.
Диспетчер
не поможет
- Прежде всего, во всей этой истории жалко пассажиров, - говорит Владимир Денисенко, член Общественного совета при управлении госконтроля и лицензирования правительства Хабаровского края. - Многие их права не соблюдаются по вине служб заказа такси, в которые мы обращаемся по телефону за услугой. Прежде всего - право на информацию: мы не знаем, кто нас везет. Нарушается и право выбора: мы выбираем только диспетчерскую службу, но не самого перевозчика. Еще момент - безопасность - он самый главный. Немаловажный момент - компенсация в случае чп.
Как говорит Владимир Митрофанович, эти права не реализуются никаким образом, поскольку пассажиру неизвестен перевозчик. А информация о нем должна быть в машине такси. Прежде всего, о том, кто везет: о предпринимателе-владельце компании, о самом водителе (визитка с фотографией), телефоны контролирующих органов.
- Ни в одном из остановленных сегодня автомобилей всего этого не было. Так что и обращаться не к кому, - говорит Владимир Денисенко. - Телефоны, по которым вызывалось такси, тоже ничем не помогут. Это - просто телефоны информационных служб, а не перевозчиков.
Разрешите подвезти
Получить разрешение на деятельность такси не так уж сложно. Нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заполнить заявление и приложить копию документов на машину (в том числе документы, на основании которых заявитель пользуется машиной, если она ему не принадлежит - копия доверенности или договора аренды). Разрешение оформляется примерно в течение недели, стоимость его составляет 531 рубль и выдается сроком на 5 лет.
Однако закон не требует предъявлять саму машину, как-то подтверждать, что у заявителя есть все необходимые условия для того, чтобы заняться этой деятельностью. Поэтому многие получают разрешение - и расслабляются, хотя наличие этого разрешения не только дает права, но и накладывает обязанности. Предприниматель должен обеспечить водителю - даже если это он сам - прохождение медосмотра, техосмотра.
В последнем случае ему следует заключить договоры с медиком и с механиком, имеющими право проводить освидетельствования. Например, можно обратиться в автобусный парк, гараж, другое транспортное предприятие. Медосмотр также можно пройти у любого медика, имеющего необходимое образование и аттестат на право проведения таких осмотров или - в коммерческом пункте проведения медкомиссий.
Невидимки на дороге
- На основании информации ГИБДД мы проводим проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявляем нарушения, - рассказал Александр Коротков, заместитель начальника отдела по контролю в деятельности такси управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края. - Но нелегальных таксистов во время этого рейда мы не увидим, машины без символики просто «невидимками» проезжают мимо нас.
По мнению Александра Короткова, работу по контролю за легальными таксистами нельзя проводить без параллельной работы с нелегалами. Но тут у проверяющих возникает много сложностей: и с доказательствами, и с привлечением к ответственности, да и штрафы за «левый» извоз небольшие. Поэтому была избрана другая тактика - экономическая: заключаются соглашения с диспетчерскими службами о взаимодействии. Главный пункт этих соглашений - диспетчерские службы берут на себя обязательство давать заказы только легальным водителям.
- Это работает лучше, чем точечное выхватывание «бомбил», - считает Александр Коротков. - Работа ведется в течение года, и мы видим, что в этом году выдано около 2000 разрешений, в прошлом - примерно 840.
Ни «законные» такси, ни нелегалы не могут работать без диспетчерских служб, так что - это мощный рычаг воздействия.
Что касается выявления нарушителей на дорогах, операция «Такси» проводится в Хабаровске уже в третий раз и, по словам Александра Короткова, впредь будет регулярной.
Евгений РОЖКОВ.
Фото автора.