Петербург и Хабаровск: векторы развития пересекаются
29.10.2013
332
Деловая часть программы дней Санкт-Петербурга в Хабаровском крае оказалась не менее насыщенной, чем культурная. В ее рамках прошли круглые столы и конференция, на которых главной темой стал поиск точек соприкосновения не только экономик двух регионов, но и отдельных предприятий. Уже сегодня они известны в судостроении: наши заводы работают по проектам конструкторских бюро из Санкт-Петербурга, мы поставляем свои машины и комплектующие в северную столицу. Можно ли расширить рамки такого сотрудничества? Что общего у хабаровского авиасудостроительного кластера и питерского? Что мы можем предложить мощному западному промышленному пулу? На эти и другие вопросы попытались дать ответы участники круглого стола «Промышленность - Инновации - Наука», прошедшего в рамках дней Санкт-Петербурга в Хабаровском крае.
Вкусное слово - кластер
- Цель кластерной политики - повышение конкурентоспособности региональных предприятий, - говорит Алексей Плотников, руководитель Центра кластерного развития. - Наш авиа-судостроительный краевой кластер вошел в перечень из 25 пилотных кластеров минэкономразвития Российской Федерации. У нас порядка 60 крупных предприятий участников, плюс мы наращиваем вокруг них пул партнеров из разряда малого и среднего бизнеса по дополнительным услугам.
Перечень проблем, которые мы уже выявили в рамках нашего кластера, возглавляет система подготовки инженерных кадров. Это - вечный кадровый вопрос, который пытаются решить по всей стране. Но в Хабаровском крае он стоит особо остро. И здесь же вторая проблема, очевидно, связанная с первой - кадровой - программа получения доступного жилья. Мы считаем: мало подготовить инженерные кадры, нужно их еще и закрепить на территории.
Что касается пояса малых компаний, которые должны окружать крупные промышленные предприятия нашего региона, здесь у нас есть уже конкретные проекты, например, в области нанесения защитных покрытий, производства сварочной продукции, создания конструкций из полимеров, производства резинотехнических изделий. У нас есть сильное направление по производству линий переработки морепродуктов и переработке ее отходов…
И сейчас мы как раз видим основной своей работой такой вот мониторинг кластерных инициатив и внутрикластерных проектов.
Хотя, честно признаюсь, сегодня рано еще говорить о формировании в крае кластера в полном смысле этого термина. Скорее у нас развивается кластерная инициатива. 102 организации, работающие на территории края, под эгидой правительства края, только формируют свое объединение. Сейчас остро стоит вопрос организационного оформления этой инициативы в некоммерческое партнерство. В качестве потенциальных его участников уже заявили о себе наши самолетостроители и корабелы, ведущие вузы края… Но пока мы в поиске кластерных проектов, в которых бы объединялись несколько серьезных участников.
К сожалению, федеральный центр до сих пор еще не определился с мерами господдержки кластеров, которых в стране существует уже более 120 во всех отраслях. Тем не менее, нам понятно - куда и ради чего мы двигаемся. Будет федеральная поддержка или нет, работа не остановится.
Например, одна из первоочередных наших задач - создание регионального центра инжиниринга. Потому что, повторюсь, принцип любого кластера: создание вокруг крупных компаний пояса малых производственных и инновационных предприятий. Они должны взять на себя обеспечение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). И единственный инструмент поддержки, который здесь предложила в 2013 году Федерация - как раз создание инжиниринговых центров. Мы пошли на этот конкурс и получили федеральную поддержку.
В центре инжиниринга
- Нет таких производств в крае, которые бы не хотели повысить собственную конкурентоспособность на рынке, увеличить прибыль и снизить издержки, - говорит Андрей Слободенюк, руководитель Центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края. - Но в условиях российского рынка сделать это крайне проблематично, даже имея хорошую идею. Чаще всего необходима модернизация производства, в том числе целый ряд новых технологических решений. Как их найти, откуда привлечь специалистов, готовых реализовать проект? Самое простое решение - обратиться в вузы, в конструкторские бюро. Но для малого бизнеса это долгий и дорогой путь.
С другой стороны, есть мировые практики быстрого развития небольших компаний за счет улучшения качества продукции, повышения производительности в тех случаях, когда между производством и новыми технологиями появляются в качестве «посредника» инжиниринговые компании. Они берут на себя поиск и подбор новых технологий, их внедрение в конкретное производство.
В наших российских условиях ждать, когда естественным образом сформируются коммерческие инжиниринговые компании, времени уже нет. Понимая это, правительство Хабаровского края инициировало собственный проект такого центра. Его оператором стало Дальневосточное агентство содействия инновациям.
Однако все новое отталкивает своей непонятностью, поэтому хотелось бы сразу развеять некоторые заблуждения руководителей наших предприятий. Во-первых, инжиниринг не является частью строительной отрасли.
Во-вторых, в нашем центре нет своих проектов и разработок, которые мы пытаемся внедрить во что бы то ни стало. Наша задача решить проблему предпринимателя, используя уже известные и хорошо апробированные методы и технологии из разных источников.
В-третьих, у нас нет цели - получить сверхприбыль от своей работы. Центр - это, прежде всего инструмент поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом, особо замечу, наши проекты не обязательно должны быть инновационными. Они, прежде всего, - простые и эффективные.
Поэтому мы планируем оказывать ряд услуг, в первую очередь, связанных с проектированием и разработкой проектов модернизации. У наших малых и средних предприятий нет технической возможности пользоваться самыми современными методами проектирования. Нет для этого специалистов. На самом же деле большинство стадий проектирования новой продукции можно проводить, не выходя из-за компьютера, нужно лишь иметь соответствующую квалификацию.
При этом замечу, мы можем привлекать к решению проблем модернизации бизнеса как своих, так и сторонних узких специалистов. Есть широкие возможности внедрения АТ-технологий, способных автоматизировать производство.
Хочу лишь добавить, - говорит Сергей Васильев, начальник ГУ модернизации и стратегических инициатив губернатора и правительства Хабаровского края, - что потенциальными партнерами центра инжиниринга являются, прежде всего, наши ведущие вузы: Комсомольский-на-Амуре и Хабаровский технический университеты, Университет путей сообщения и целый пул внешних партнеров. Есть соглашение, в том числе, с Петербургским политехническим университетом. Это очень важно - установить прямой приток западных технологий в наши дальневосточные компании.
С другой стороны центр - это еще и общедоступная база для технологических решений. Например, когда мы спросили в ходе мониторинга наши малые компании: что вам нужно? АТ-разработчики нам ответили: нужны современные инструменты, в том числе мощный сервер и дорогие программные продукты. Все это мы готовы предоставить в рамках центра коллективного доступа для 20-40 хабаровских компаний. Каждая из них по отдельности не сможет вложить порядка 15-20 млн. рублей в подобный проект. Мы готовы.
К сожалению, у нас в крае пока немного таких инновационных площадок. Особенно по сравнению с Санкт-Петербургом. Меня поразила цифра: оказывается, только в образовательной сфере их порядка 450. Нам есть на что здесь равняться.
Равнение на Питер
- У нас при губернаторе работает Промышленный Совет, - рассказывает Сергей Тальнишних, начальник управления промышленности комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. - Хотя он собирается раз в квартал, но эффективность его работы очень неплохая. Прежде всего, потому что с одной стороны, его возглавляет губернатор, а с другой, собираются первые лица - руководители крупнейших промышленных предприятий. Каждая встреча подготовлена, есть интересные продуманные предложения, а значит, и эффективные решения, с которыми наш губернатор может выходить на федеральный уровень.
Например, совместными усилиями промпредприятий и губернатора не раз удавалось привлечь к решению проблем местной промышленности первых лиц Федерации, вплоть до президента, который в результате лично посещал проблемные предприятия, принимал решения, меняющие их судьбу.
В рамках этого промсовета принимаются решения и по кадровым проблемам, и по комплексному - кластерному развитию отрасли. Например, разработана региональная программа, в соответствии с которой идет субсидирование промышленных предприятий. В частности, город компенсирует часть затрат по лизингу оборудования.
У нас, хочу так же обратить внимание, работает межведомственная комиссия по экономической безопасности, которая занимается, в том числе, противодействием рейдерству на крупных промышленных предприятиях. Эта проблема была серьезной для нас особенно в начале 2000-х годов. Сейчас комиссия в большей степени занимается анализом крупных объединений и поглощений в отрасли. В ней помимо городских властей работают основные федеральные службы, силовики. Это позволяет реально контролировать ситуацию с незаконными или малопонятными превращениями собственности в промпроизводстве.
Есть в Санкт-Петербурге и свой Фонд поддержки промышленности в форме некоммерческого партнерства, который работает уже порядка 15 лет. Приведу лишь один пример из того, чем он реально занимается. Фонд взял на себя инициативу, купил современные станки. С другой стороны наш завод имени Климова (производит вертолетные двигатели) выделил площадку, обеспечил заказами на три года вперед. И сегодня на новом производстве выпускаются детали для завода. Но самое главное здесь работают студенты питерских вузов. Они получают уникальную практику и опыт, становясь кадровым потенциалом машиностроительной отрасли.
Сейчас в наших планах расширение этой площадки вплоть до создания целого индустриального технопарка при поддержке городского бюджета.
- Я представляю как раз инжиниринговую компанию, - говорит Владимир Силаков, заместитель генерального директора по перспективным проектам ЭлТех СПБ. - Поэтому точно знаю, что за модным ныне словом «инновации» скрывается простая задача - создать современные производства в реальной экономике. Основные составляющие такого строительства: современные технологии, современные материалы и оборудование, плюс современные кадры. В рамках этой концепции мы и работаем с 2005 года совместно с ведущими питерскими вузами.
Первоначально занимались только оборудованием, потом проектированием, со временем вышли на микроэлектронику и солнечную энергетику. В результате сегодня создаем наукоемкие производства с нуля, в том числе и для тех предприятий, которые модернизируются в рамках федеральных программ. Проекты ведем от проектирования до запуска производства и подготовки для него персонала.
Начинали с 6 человек, сегодня у нас работает порядка 300 только ИТР. Оборот вырос с 10 млн. до
2 млрд. рублей в прошлом году.
Сразу хочу ответить на ключевой для инжиниринговой деятельности вопрос: откуда берутся у нас современные технологии, особенно в тех отраслях, в которых Россия отстала, как например, в микроэлектронике? С Запада. Это основная наша идея на современном этапе: их трансфер в Россию и адаптация для российских условий.
Для этого, между прочим, требуется своя база. Поэтому с нашим участием построен, например, научно-технический центр нано-технологий, центр тонкопленочных технологий в микроэлектронике при вузах города. Сейчас начинаем активно работать с регионами, но дальше Сибири пока не заходили. Визит на Дальний Восток - первый для нас.
- Не только для вас, - говорит Сергей Васильев. - Когда мы сегодня предлагаем сотрудничество различным западным институтам в инновационной сфере, для многих это первое открытие региона. У нас в этом плане чистый рынок, на котором отсутствует конкуренция. Так что приглашаю всех воспользоваться этим.
Производству нужны заказы и кадры
- С Санкт-Петербургом мы достаточно давно и плотно работаем, - говорит Александр Гордеев, заместитель генерального директора по экономике и корпоративному развитию ОАО «Хабаровский судостроительный завод», - не только по поставкам оборудования, но и с конструкторским бюро «Алмаз», которое разрабатывает модели наших кораблей. Например, всем известные «Мурены», - десантные корабли на воздушной подушке. Мы строили три таких судна для экспортного контракта в Южную Корею. Сейчас есть большая вероятность нового заказа. С другой стороны, рассчитываем получить подобный заказ и от нашего министерства обороны.
Основная же проблема предприятия, как и по всей России, - это кадры, причем не только инженерные, но и рабочие. Приходится привлекать их из других регионов России, с Украины, Прибалтики. К сожалению, у нас в отличие от питерских коллег, загрузка производства не стабильная, поэтому очень сложно делать постоянную ставку на воспитание своих молодых специалистов. Мы обучаем ребят в период пика загрузки предприятия, который может продолжаться 2-3 года, а во время спада из-за отсутствия заказов они уходят.
Поэтому главное для нас в кластерной программе - не только дать работу партнерам из малого бизнеса, но и самим стать партнерами для западных судостроительных, в том числе, петербургских компаний.
Сейчас у нас просматривается интересный проект в рамках Объединенной судостроительной компании - совместно с КБ «Алмаз» расширить нашу производственную линейку пассажирских и грузопассажирских судов на воздушной подушке, чтобы они были рассчитаны и на 100 пассажиров и на 4-5. Они, особенно на Дальнем Востоке, могут быть очень востребованы. Считаю, этот проект может быть интересен в целом краевому судостроительному кластеру.
- Нашему предприятию уже 180 лет, - говорит Александр Кухарь, консультант ОАО «Хабаровский завод им. Горького». - С первых своих дней оно работает на оборону: от ремонта авиатехники до оборудования судового машиностроения.
Как, наверное, и наши питерские коллеги, в 90-х годах мы пережили отраслевой кризис. Оставшись без госзаказов, чего только не выпускали, постоянно меняя профиль. Например, по всему региону на храмах вы можете видеть сделанные нами купола.
Надеемся все-таки, что теперь основным направлением работы завода вновь станет оборона. И здесь исторические основные наши партнеры из Петербурга. Так получается, что с питерскими предприятиями наши связи гораздо крепче, чем с дальневосточными.
Мы поставляем свою продукцию на западные верфи. При этом, к сожалению, суда, которые сегодня строятся у нас в регионе, бывает, на 100% состоят из зарубежных комплектующих и ни одного отечественного болта не имеют. Хотя производители судового машиностроения есть и Петербурге, и в Хабаровске. Но воля заказчика и проектировщика - это сегодня закон для судостроителя.
Поэтому ориентируемся в основном на те заказы, которые дает нам Родина в лице министерства обороны. В целом перспективу видим в том, что появилась и начала реализовываться государственная стратегия развития отечественного судостроения.
- Мы в рамках своего предприятия создаем некий мини-кластер, - говорит Вячеслав Никишечкин, директор по производству ОАО «Дальэнергомаш». - В начале в состав нашей группы компаний вошел завод «Амурлитмаш», а в этом году - Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования. Эти два филиала мы будем объединять на одной площадке. Наша головная площадка пока находится в Хабаровске, но в перспективе планируем ее перевод также в Комсомольск.
Специализация предприятия была и остается - газовые турбины и компрессорная техника. Кроме того, планируем развивать производство полимерных композитов. Пока занимаемся этим точечно, выполняя заказы флота по деталям для судов на воздушной подушке. Следующий вектор развития полимеров видим в транспортной и строительной отрасли.
Из перспективных проектов завода назову, прежде всего, создание новой газовой технологической турбины. Проект практически готов, есть даже потенциальные заказчики. Проблема в том, что машину надо в начале сделать, потом показать всем, как она работает. Но выпустить такую турбину - очень затратное мероприятие, до 200 миллионов рублей. Мне здесь понравился питерский опыт поддержки крупных производителей. Хотелось бы и у нас его видеть. Тогда больше будет новых проектов не только в малом, но и в крупном бизнесе.
Виктор Илин.
Вкусное слово - кластер
- Цель кластерной политики - повышение конкурентоспособности региональных предприятий, - говорит Алексей Плотников, руководитель Центра кластерного развития. - Наш авиа-судостроительный краевой кластер вошел в перечень из 25 пилотных кластеров минэкономразвития Российской Федерации. У нас порядка 60 крупных предприятий участников, плюс мы наращиваем вокруг них пул партнеров из разряда малого и среднего бизнеса по дополнительным услугам.
Перечень проблем, которые мы уже выявили в рамках нашего кластера, возглавляет система подготовки инженерных кадров. Это - вечный кадровый вопрос, который пытаются решить по всей стране. Но в Хабаровском крае он стоит особо остро. И здесь же вторая проблема, очевидно, связанная с первой - кадровой - программа получения доступного жилья. Мы считаем: мало подготовить инженерные кадры, нужно их еще и закрепить на территории.
Что касается пояса малых компаний, которые должны окружать крупные промышленные предприятия нашего региона, здесь у нас есть уже конкретные проекты, например, в области нанесения защитных покрытий, производства сварочной продукции, создания конструкций из полимеров, производства резинотехнических изделий. У нас есть сильное направление по производству линий переработки морепродуктов и переработке ее отходов…
И сейчас мы как раз видим основной своей работой такой вот мониторинг кластерных инициатив и внутрикластерных проектов.
Хотя, честно признаюсь, сегодня рано еще говорить о формировании в крае кластера в полном смысле этого термина. Скорее у нас развивается кластерная инициатива. 102 организации, работающие на территории края, под эгидой правительства края, только формируют свое объединение. Сейчас остро стоит вопрос организационного оформления этой инициативы в некоммерческое партнерство. В качестве потенциальных его участников уже заявили о себе наши самолетостроители и корабелы, ведущие вузы края… Но пока мы в поиске кластерных проектов, в которых бы объединялись несколько серьезных участников.
К сожалению, федеральный центр до сих пор еще не определился с мерами господдержки кластеров, которых в стране существует уже более 120 во всех отраслях. Тем не менее, нам понятно - куда и ради чего мы двигаемся. Будет федеральная поддержка или нет, работа не остановится.
Например, одна из первоочередных наших задач - создание регионального центра инжиниринга. Потому что, повторюсь, принцип любого кластера: создание вокруг крупных компаний пояса малых производственных и инновационных предприятий. Они должны взять на себя обеспечение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). И единственный инструмент поддержки, который здесь предложила в 2013 году Федерация - как раз создание инжиниринговых центров. Мы пошли на этот конкурс и получили федеральную поддержку.
В центре инжиниринга
- Нет таких производств в крае, которые бы не хотели повысить собственную конкурентоспособность на рынке, увеличить прибыль и снизить издержки, - говорит Андрей Слободенюк, руководитель Центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края. - Но в условиях российского рынка сделать это крайне проблематично, даже имея хорошую идею. Чаще всего необходима модернизация производства, в том числе целый ряд новых технологических решений. Как их найти, откуда привлечь специалистов, готовых реализовать проект? Самое простое решение - обратиться в вузы, в конструкторские бюро. Но для малого бизнеса это долгий и дорогой путь.
С другой стороны, есть мировые практики быстрого развития небольших компаний за счет улучшения качества продукции, повышения производительности в тех случаях, когда между производством и новыми технологиями появляются в качестве «посредника» инжиниринговые компании. Они берут на себя поиск и подбор новых технологий, их внедрение в конкретное производство.
В наших российских условиях ждать, когда естественным образом сформируются коммерческие инжиниринговые компании, времени уже нет. Понимая это, правительство Хабаровского края инициировало собственный проект такого центра. Его оператором стало Дальневосточное агентство содействия инновациям.
Однако все новое отталкивает своей непонятностью, поэтому хотелось бы сразу развеять некоторые заблуждения руководителей наших предприятий. Во-первых, инжиниринг не является частью строительной отрасли.
Во-вторых, в нашем центре нет своих проектов и разработок, которые мы пытаемся внедрить во что бы то ни стало. Наша задача решить проблему предпринимателя, используя уже известные и хорошо апробированные методы и технологии из разных источников.
В-третьих, у нас нет цели - получить сверхприбыль от своей работы. Центр - это, прежде всего инструмент поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом, особо замечу, наши проекты не обязательно должны быть инновационными. Они, прежде всего, - простые и эффективные.
Поэтому мы планируем оказывать ряд услуг, в первую очередь, связанных с проектированием и разработкой проектов модернизации. У наших малых и средних предприятий нет технической возможности пользоваться самыми современными методами проектирования. Нет для этого специалистов. На самом же деле большинство стадий проектирования новой продукции можно проводить, не выходя из-за компьютера, нужно лишь иметь соответствующую квалификацию.
При этом замечу, мы можем привлекать к решению проблем модернизации бизнеса как своих, так и сторонних узких специалистов. Есть широкие возможности внедрения АТ-технологий, способных автоматизировать производство.
Хочу лишь добавить, - говорит Сергей Васильев, начальник ГУ модернизации и стратегических инициатив губернатора и правительства Хабаровского края, - что потенциальными партнерами центра инжиниринга являются, прежде всего, наши ведущие вузы: Комсомольский-на-Амуре и Хабаровский технический университеты, Университет путей сообщения и целый пул внешних партнеров. Есть соглашение, в том числе, с Петербургским политехническим университетом. Это очень важно - установить прямой приток западных технологий в наши дальневосточные компании.
С другой стороны центр - это еще и общедоступная база для технологических решений. Например, когда мы спросили в ходе мониторинга наши малые компании: что вам нужно? АТ-разработчики нам ответили: нужны современные инструменты, в том числе мощный сервер и дорогие программные продукты. Все это мы готовы предоставить в рамках центра коллективного доступа для 20-40 хабаровских компаний. Каждая из них по отдельности не сможет вложить порядка 15-20 млн. рублей в подобный проект. Мы готовы.
К сожалению, у нас в крае пока немного таких инновационных площадок. Особенно по сравнению с Санкт-Петербургом. Меня поразила цифра: оказывается, только в образовательной сфере их порядка 450. Нам есть на что здесь равняться.
Равнение на Питер
- У нас при губернаторе работает Промышленный Совет, - рассказывает Сергей Тальнишних, начальник управления промышленности комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. - Хотя он собирается раз в квартал, но эффективность его работы очень неплохая. Прежде всего, потому что с одной стороны, его возглавляет губернатор, а с другой, собираются первые лица - руководители крупнейших промышленных предприятий. Каждая встреча подготовлена, есть интересные продуманные предложения, а значит, и эффективные решения, с которыми наш губернатор может выходить на федеральный уровень.
Например, совместными усилиями промпредприятий и губернатора не раз удавалось привлечь к решению проблем местной промышленности первых лиц Федерации, вплоть до президента, который в результате лично посещал проблемные предприятия, принимал решения, меняющие их судьбу.
В рамках этого промсовета принимаются решения и по кадровым проблемам, и по комплексному - кластерному развитию отрасли. Например, разработана региональная программа, в соответствии с которой идет субсидирование промышленных предприятий. В частности, город компенсирует часть затрат по лизингу оборудования.
У нас, хочу так же обратить внимание, работает межведомственная комиссия по экономической безопасности, которая занимается, в том числе, противодействием рейдерству на крупных промышленных предприятиях. Эта проблема была серьезной для нас особенно в начале 2000-х годов. Сейчас комиссия в большей степени занимается анализом крупных объединений и поглощений в отрасли. В ней помимо городских властей работают основные федеральные службы, силовики. Это позволяет реально контролировать ситуацию с незаконными или малопонятными превращениями собственности в промпроизводстве.
Есть в Санкт-Петербурге и свой Фонд поддержки промышленности в форме некоммерческого партнерства, который работает уже порядка 15 лет. Приведу лишь один пример из того, чем он реально занимается. Фонд взял на себя инициативу, купил современные станки. С другой стороны наш завод имени Климова (производит вертолетные двигатели) выделил площадку, обеспечил заказами на три года вперед. И сегодня на новом производстве выпускаются детали для завода. Но самое главное здесь работают студенты питерских вузов. Они получают уникальную практику и опыт, становясь кадровым потенциалом машиностроительной отрасли.
Сейчас в наших планах расширение этой площадки вплоть до создания целого индустриального технопарка при поддержке городского бюджета.
- Я представляю как раз инжиниринговую компанию, - говорит Владимир Силаков, заместитель генерального директора по перспективным проектам ЭлТех СПБ. - Поэтому точно знаю, что за модным ныне словом «инновации» скрывается простая задача - создать современные производства в реальной экономике. Основные составляющие такого строительства: современные технологии, современные материалы и оборудование, плюс современные кадры. В рамках этой концепции мы и работаем с 2005 года совместно с ведущими питерскими вузами.
Первоначально занимались только оборудованием, потом проектированием, со временем вышли на микроэлектронику и солнечную энергетику. В результате сегодня создаем наукоемкие производства с нуля, в том числе и для тех предприятий, которые модернизируются в рамках федеральных программ. Проекты ведем от проектирования до запуска производства и подготовки для него персонала.
Начинали с 6 человек, сегодня у нас работает порядка 300 только ИТР. Оборот вырос с 10 млн. до
2 млрд. рублей в прошлом году.
Сразу хочу ответить на ключевой для инжиниринговой деятельности вопрос: откуда берутся у нас современные технологии, особенно в тех отраслях, в которых Россия отстала, как например, в микроэлектронике? С Запада. Это основная наша идея на современном этапе: их трансфер в Россию и адаптация для российских условий.
Для этого, между прочим, требуется своя база. Поэтому с нашим участием построен, например, научно-технический центр нано-технологий, центр тонкопленочных технологий в микроэлектронике при вузах города. Сейчас начинаем активно работать с регионами, но дальше Сибири пока не заходили. Визит на Дальний Восток - первый для нас.
- Не только для вас, - говорит Сергей Васильев. - Когда мы сегодня предлагаем сотрудничество различным западным институтам в инновационной сфере, для многих это первое открытие региона. У нас в этом плане чистый рынок, на котором отсутствует конкуренция. Так что приглашаю всех воспользоваться этим.
Производству нужны заказы и кадры
- С Санкт-Петербургом мы достаточно давно и плотно работаем, - говорит Александр Гордеев, заместитель генерального директора по экономике и корпоративному развитию ОАО «Хабаровский судостроительный завод», - не только по поставкам оборудования, но и с конструкторским бюро «Алмаз», которое разрабатывает модели наших кораблей. Например, всем известные «Мурены», - десантные корабли на воздушной подушке. Мы строили три таких судна для экспортного контракта в Южную Корею. Сейчас есть большая вероятность нового заказа. С другой стороны, рассчитываем получить подобный заказ и от нашего министерства обороны.
Основная же проблема предприятия, как и по всей России, - это кадры, причем не только инженерные, но и рабочие. Приходится привлекать их из других регионов России, с Украины, Прибалтики. К сожалению, у нас в отличие от питерских коллег, загрузка производства не стабильная, поэтому очень сложно делать постоянную ставку на воспитание своих молодых специалистов. Мы обучаем ребят в период пика загрузки предприятия, который может продолжаться 2-3 года, а во время спада из-за отсутствия заказов они уходят.
Поэтому главное для нас в кластерной программе - не только дать работу партнерам из малого бизнеса, но и самим стать партнерами для западных судостроительных, в том числе, петербургских компаний.
Сейчас у нас просматривается интересный проект в рамках Объединенной судостроительной компании - совместно с КБ «Алмаз» расширить нашу производственную линейку пассажирских и грузопассажирских судов на воздушной подушке, чтобы они были рассчитаны и на 100 пассажиров и на 4-5. Они, особенно на Дальнем Востоке, могут быть очень востребованы. Считаю, этот проект может быть интересен в целом краевому судостроительному кластеру.
- Нашему предприятию уже 180 лет, - говорит Александр Кухарь, консультант ОАО «Хабаровский завод им. Горького». - С первых своих дней оно работает на оборону: от ремонта авиатехники до оборудования судового машиностроения.
Как, наверное, и наши питерские коллеги, в 90-х годах мы пережили отраслевой кризис. Оставшись без госзаказов, чего только не выпускали, постоянно меняя профиль. Например, по всему региону на храмах вы можете видеть сделанные нами купола.
Надеемся все-таки, что теперь основным направлением работы завода вновь станет оборона. И здесь исторические основные наши партнеры из Петербурга. Так получается, что с питерскими предприятиями наши связи гораздо крепче, чем с дальневосточными.
Мы поставляем свою продукцию на западные верфи. При этом, к сожалению, суда, которые сегодня строятся у нас в регионе, бывает, на 100% состоят из зарубежных комплектующих и ни одного отечественного болта не имеют. Хотя производители судового машиностроения есть и Петербурге, и в Хабаровске. Но воля заказчика и проектировщика - это сегодня закон для судостроителя.
Поэтому ориентируемся в основном на те заказы, которые дает нам Родина в лице министерства обороны. В целом перспективу видим в том, что появилась и начала реализовываться государственная стратегия развития отечественного судостроения.
- Мы в рамках своего предприятия создаем некий мини-кластер, - говорит Вячеслав Никишечкин, директор по производству ОАО «Дальэнергомаш». - В начале в состав нашей группы компаний вошел завод «Амурлитмаш», а в этом году - Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования. Эти два филиала мы будем объединять на одной площадке. Наша головная площадка пока находится в Хабаровске, но в перспективе планируем ее перевод также в Комсомольск.
Специализация предприятия была и остается - газовые турбины и компрессорная техника. Кроме того, планируем развивать производство полимерных композитов. Пока занимаемся этим точечно, выполняя заказы флота по деталям для судов на воздушной подушке. Следующий вектор развития полимеров видим в транспортной и строительной отрасли.
Из перспективных проектов завода назову, прежде всего, создание новой газовой технологической турбины. Проект практически готов, есть даже потенциальные заказчики. Проблема в том, что машину надо в начале сделать, потом показать всем, как она работает. Но выпустить такую турбину - очень затратное мероприятие, до 200 миллионов рублей. Мне здесь понравился питерский опыт поддержки крупных производителей. Хотелось бы и у нас его видеть. Тогда больше будет новых проектов не только в малом, но и в крупном бизнесе.
Виктор Илин.