Вся власть - cовету... инвестиционному
27.08.2013
445

Наш совет всегда отличали жаркие дискуссии. На фото (слева направо): Юрий Чайка, Сергей Мазунин и Сергей Степанов
Совет по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края получил прибавку в свое название. Теперь он «по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата». Именно эти три слова заставляют сегодня cовет трансформироваться в новую структуру. Кто-то говорит, что изменения грядут принципиальные, иные считают, что чисто внешние.
Напомним, перестройка в cовете связана с тем, что в Хабаровском крае в этом году завершается внедрение стандартов АСИ (Агентства стратегических инициатив), призванных улучшить инвестиционный климат региона. И вот один из таких внедряемых стандартов (под номером пять) - это наличие в крае cовета по улучшению инвестиционного климата. В правительстве края по этому поводу решили не создавать новый орган, а сформировать его на базе уже действующей структуры. Наиболее близко по всем требованиям АСИ подошел наш Совет по предпринимательству при губернаторе края. Но теперь для работы в системе стандартов он должен заметно измениться. Во-первых, cовет возглавляет, согласно требованиям стандарта АСИ, лично губернатор. Во-вторых, функции совета расширяются за счет инвестиционной проблематики. В-третьих, в состав нового органа должны быть включены дополнительно представители министерств края и федеральных служб.
Человек украсит место
- На сегодняшний момент губернатору представлены новые кандидатуры на включение в новый cовет, - говорит Сергей Степанов (бывший руководитель Совета по предпринимательству, сегодня исполняет обязанности заместителя председателя Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата). - В основном это чиновники - представители ведомств и министерств, которые должны по стандартам АСИ войти в cовет, чтобы обеспечить работу инвестиционного направления.
- Кроме того, мы предложили включить в состав ряд новых кандидатур. Например, представителя общественной организации «Деловая Россия». Так как у нас вообще принцип формирования cовета - в него должны входить все ключевые бизнес-ассоциации. Планируем также включить председателя Хабаровского городского объединения автотранспортников. Потому что в последнее время это направление у нас является проблемным по многим параметрам.
В общем, к нынешним 70 членам cовета добавятся еще порядка 20 человек.
- Говорят, что при формировании нового состава cовета в его рядах пройдет чистка - будут исключены люди, в нем значащиеся, но активно не работающие.
- Нескольких человек мы из cовета действительно исключили. Перед изменением состава проверили статистику посещаемости. Поговорили с каждым членом cовета, который пропустил более одного заседания, чтобы понять - почему. У нас ведь не директивное назначение по приказу. Мы включали в состав только тех людей, кто заявлял о своем желании в cовете работать. Кто-то пропускал в результате потом наши собрания на самом деле без серьезных причин. Совсем другая ситуация по предпринимателям из отдаленных районов края. Они говорят, что хотят, готовы работать, но на все мероприятия в Хабаровск просто физически не могут приехать - далеко и дорого. Этих людей мы в составе, разумеется, оставили. У нас ведь организация краевая, мы не можем ориентироваться только на жителей Хабаровска и Комсомольска.
В общем, это была не чистка, а достаточно простой и честный разговор на тему: будете с нами дальше работать или нет?
- Кто из чиновников придет в новый cовет - министры, руководители или старшие специалисты?
- Приведу один пример: нам предлагали включить в cовет от минимущества края представителя на уровне исполнителя среднего звена. Мы с этим не согласились и вышли с предложением: раз у нас постоянно на заседаниях поднимаются острые вопросы по этому министерству, то представлять его должны первые лица.
Поэтому в совет, я уверен, войдут первые-вторые лица от федеральных территориальных органов и краевых министерств. Причем нам хотелось бы, чтобы с нами работало больше именно федералов. Так как совет теперь возглавляет губернатор края, он сам может в необходимый момент выстроить работу своих министров по результатам решений совета. Нам нет смысла создавать здесь второе правительство. А вот прямых контактов в рамках работы совета с чиновниками федерального уровня нам до сих пор остро не хватало.
То же самое и на муниципальном уровне. Например, предложили мэру Хабаровска Александру Николаевичу Соколову делегировать в совет своего первого заместителя - Валерия Федоровича Лебеду. Чтобы и на этом - муниципальном уровне работа наша была предметной и эффективной.
Лично моя позиция: если мы кого-то сегодня включаем в новый состав совета - это должны быть лица, принимающие решения, а не помощники, которые будут потом им докладывать, что было на совете и почему.
С другой стороны, так как в названии совета появилось прилагательное «инвестиционный», раз добавляются у нас инвестиционные функции, должен в этом направлении расширяться и состав. Поэтому в него включается представитель управления внешнеэкономического сотрудничества и инвестиций министерства экономического развития края. Что, несомненно, является положительным моментом, так как до сих пор это управление работало (над той же Инвестиционной стратегией региона) без тесной связи с советом. Теперь связь появляется, причем прямая. От нее есть уже и положительный результат. В сентябре на расширенном заседании экономического совета при губернаторе края будет рассматриваться Инвестиционная стратегия региона. И нас уже спрашивают: кого из предпринимателей на него логично пригласить, чтобы получить обратную связь? Мы предложили, причем не только из числа членов нашего совета, но и предпринимателей, которые реально инвестируют, строят - Донских, Егорова…
Давно забытое новое
- В начале октября совет впервые соберется в своем обновленном составе. Председательствовать будет на нем уже не Сергей Степанов, а губернатор Хабаровского края. Будет выбран новый президиум…
- Причем очень демократично. Предполагается, что в него войдут, как сейчас, 9 человек, либо максимум - 11. Не хочется сильно расширяться, чтобы остаться рабочим органом.
Причем в президиум на новом уровне развития совета должны войти не только предприниматели, а еще и чиновники. Но речь не идет о таком сочетании, например, как 50 на 50. Предпринимателей там будет подавляющее большинство. Губернатор заявил, что никаких принципиальных изменений не должно быть: как работал совет, состоящий из предпринимателей, над проблемами предпринимателей, так он и должен работать. Мы эту линию намерены проводить. Но, если кто-то из чиновников (первых лиц) заявит о своем желании войти в президиум и это будет деловой, адекватный специалист, думаю, никто тоже не возразит.
То есть мы не меняем глобально работу совета, мы ее дополняем новым инвестиционным блоком. Теперь инвестиционные вопросы будут в крае обсуждаться более публично, широко и, я надеюсь, конструктивно. В результате инвестор увидит, что его проблемы рассматриваются не кулуарно, решать их можно открыто на самом высоком уровне компетенции.
Не случайно мы настояли на включении в положение о совете такой функции, как «анализ реализованных и неуспешных инвестпроектов», чтобы мы могли открыто обсуждать: получилось или не получилось в крае построить новый завод, как и почему. Предприниматели наверняка будут задавать по этому поводу неприятные вопросы. И чиновники, которые не обеспечили реализацию проекта, вынуждены будут публично отвечать, причем в присутствии губернатора. Главное - они будут понимать, что если что-то не реализовано по их вине, они за это публично отчитаются. Это должно дать вполне определенный эффект.
- Что еще из приобретаемых функций будет принципиально новым?
- Есть такое положение в нашем новом регламенте - «мнение совета по вопросу», которое очно или заочно может быть запрошено органами власти. То есть членов совета спросят: как вы относитесь к такому-то решению, которое касается предпринимательской и инвестиционной деятельности и может быть в ближайшее время принято? Это - новая экспертная функция, и мнение совета будет учитываться теми, кто планирует принимать решение.
- Но ведь подобный механизма был запущен больше года назад. Когда членам совета и не только им - многим предпринимателям на электронную почту начали приходить законопроекты и проекты постановлений с просьбой высказать свое мнение. Интересно: кто-нибудь высказывал?
- Практически нет. Этот экспертный механизм фактически не заработал. Поэтому, когда нам предложили в новый совет подобную функцию, мы сказали: такой вал информации, как был, качественно обработать невозможно. Поэтому мы в регламент «мнение совета по вопросу» принимаем, но как сам механизм будет работать - давайте хорошо подумаем.
Мы можем, например, отвечать на конкретно поставленные вопросы в режиме: да, нет, сомневаюсь. Можем высказывать свою точку зрения по принципиальным для отрасли вопросам. Но за два дня предпринимателю изучить законопроект и дать свои замечания, а через неделю получить следующий стостраничный документ на экспертизу - это не реально.
Надо либо создавать при совете для этого специальную экспертную группу, которая только этим и будет заниматься, либо ставить более четкие и конкретные вопросы.
Бесспорно только одно - такая экспертная работа должна быть. Чтобы не выходили законы, обреченные на невыполнение или, что еще хуже, вредные для предпринимательства. И уже большой плюс, что сейчас бизнес привлекается к такой работе, раньше ничего подобного не было.
Кто в совете всех главнее
- В совете принципиальная смена власти: до сих пор его возглавлял предприниматель, теперь - губернатор. Чего в этом больше: плюсов или минусов?
- По этому поводу Вячеслав Иванович Шпорт высказал так свою позицию: поскольку это требование стандартов АСИ, что во главе совета должен стоять губернатор региона, я совет возглавлю. Для региона предпринимательская деятельность очень важна. Поэтому, как и раньше, я уделял большое внимание этой теме, так и в дальнейшем буду. Но при этом директивно в работу, как прошлого, так и нового совета, вмешиваться не стану. Все решения по повестке дня, другим ключевым позициям остаются в компетенции заместителя председателя совета и президиума.
Вот в такой интерпретации о «смене власти» в совете речи не идет. И возможных минусов не возникает.
Скорее наоборот. Во многих формулировках регламента совета по поводу руководящих полномочий прописано, что решение принимает «председатель или заместитель». То есть мы уровень заместителя председателя совета не опустили на второй план. Заместитель - это постоянно действующий дублер председателя. Получается, с точки зрения функционала его статус даже больше, чем раньше был у председателя-предпринимателя. Потому что теперь он для губернатора не просто эксперт-советчик, который пришел, доложил о мнении совета и ушел. А губернатор потом уже сам решает - воспользоваться советом или нет.
Теперь они вместе разделяют ответственность за работу совета, за принятые им решения. Прочувствуйте, что называется, разницу.
- А вы не боитесь, что, например, предприниматели захотят рассмотреть вопрос о коррупции, а губернатор скажет: нет, с коррупцией у нас все хорошо, давайте лучше поднимем вопрос о спонсорской помощи для социальных проектов края?
- В подобной работе могут быть самые разные конфликты интересов и различия в точках зрения на проблему. В нашем случае председатель вправе обозначить свою позицию, члены президиума совета - свою. Но все мы взрослые и разумные люди, умеем понимать друг друга и договариваться. До сих пор, во всяком случае, так всегда и было. Поэтому, если кто-то из членов совета инициирует вопрос о коррупции или любой другой, он должен будет его прежде всего аргументировать. Ведь чтобы обсуждать любую проблему, нужно иметь факты, какой-то общий анализ ситуации, чтобы не было просто пустой болтовни. Если проблема, факты и анализ есть, никто не скажет, что это не интересно. Будем рассматривать.
Причем такая позиция должна быть не только у губернатора-председателя, а у всех членов президиума. Потому что, повторю, все решения по повестке дня, другим ключевым позициям остаются в компетенции президиума. Его члены - руководители предпринимательских организаций много раз обжигались уже о пустые дискуссии и, думаю, не допустят рассмотрения неподготовленных вопросов на совете.
У нас, между прочим, и раньше в заседаниях президиума принимал участие на постоянной основе представитель правительства края в том числе уровня замминистра. Не помню ни одного случая, чтобы при этом возникали хоть сколько-нибудь серьезные конфликты интересов.
В общем, сам механизм формирования повестки принципиально не изменится. Но усложнится, потому что нужно будет делать запросы федеральным структурам по проблематике заседания, получать от них ответы, готовить аналитику, приглашать сторонних экспертов. В результате обсуждение любой проблемы выйдет на принципиально другой качественный уровень. Не просто предприниматели соберутся и выскажут друг другу свою точку зрения. На поставленные ими вопросы чиновники должны будут дать ответы, причем в присутствии губернатора.
Еще один плюс нового совета и в его новом составе: мы сможем рассматривать вопросы, решение которых зависит от разных уровней власти: федеральной, краевой и муниципальной. Ведь их представители будут присутствовать на заседаниях в обязательном порядке и на уровне лиц, принимающих решения. Это очень важно при нашем законодательстве, когда часто ответственность органов власти четко не обозначена. А предпринимателю нужно свою проблему решить на этом стыке интересов города, края и федерации.
- При этом эффективность решений совета должна повыситься? Коль скоро во главе стоит теперь глава региона.
- Раньше от решения совета до административного решения нужно было пройти еще очень большой путь. И редко когда на самом деле это удавалось. По разным причинам. В том числе из-за некачественной подготовки самих решений: не были они оформлены как административный документ, не были аргументированы и т.д. Сейчас же, как я надеюсь, все решения совета будут профессионально оформлены именно с административной точки зрения. Они автоматически тогда становятся распоряжениями губернатора, с выдачей поручений и постановкой на контроль их выполнения.
- Получается, что второй ключевой фигурой в новом совете становится заместитель председателя. Он назначается губернатором или избирается?
- Избирается советом по предпринимательству.
- То есть весьма велика вероятность, что Сергей Степанов просто изменит свой статус председателя на заместителя председателя Совета по предпринимательству?
- Проблема в том, что это не просто смена статуса, но и другой уровень ответственности, функциональной нагрузки. Проще говоря, нужно будет работать 24 часа в сутки. До сих пор я совмещал эту общественную работу с собственной предпринимательской деятельностью. В новом формате я вижу, что качественно работать, не закрыв свой бизнес, невозможно. Я бросить свое дело, людей, которые в нем работают, не могу.
Поэтому, если предложат, останусь в совете в качестве рядового члена, буду так же активно работать, но в случае выдвижения на должность заместителя председателя вынужден дать самоотвод.
- Тем не менее, вы предполагаете уже, что будет обсуждать новый совет? Какие у него приоритеты?
- В первую очередь по инвестиционной программе нашей работы есть конкретные, обусловленные регламентом АСИ темы и проблемы. Как, например, инвестиционная стратегия региона. Новому совету, я полагаю, придется в первую очередь взять в обсуждение именно эти инвестиционные вопросы. В том числе и потому, что они раньше у нас были мало или совсем не затронуты в работе.
Я думаю, нужно будет посмотреть по итогам года - как изменился не просто инвестиционный, а предпринимательский климат в регионе. Много было высказано мнений и фактов по поводу ухода малого бизнеса в тень. Нужно посмотреть: что фактически случилось, в каких секторах экономики, по каким причинам? Ведь, например, по Ленинградской области прошла информация - в этом году ожидается на 20 процентов сокращение налоговых поступлений, и в 2014 году будет рекордный дефицит бюджета (на уровне кризисного 2008 года). Основная причина - подавление предпринимательской активности комплексом разных факторов. А какая ситуация у нас? Как можно улучшить ее? Мне бы хотелось, чтобы наш совет смог провести такой анализ и ответить на многие вопросы.
Виктор Илин.
Напомним, перестройка в cовете связана с тем, что в Хабаровском крае в этом году завершается внедрение стандартов АСИ (Агентства стратегических инициатив), призванных улучшить инвестиционный климат региона. И вот один из таких внедряемых стандартов (под номером пять) - это наличие в крае cовета по улучшению инвестиционного климата. В правительстве края по этому поводу решили не создавать новый орган, а сформировать его на базе уже действующей структуры. Наиболее близко по всем требованиям АСИ подошел наш Совет по предпринимательству при губернаторе края. Но теперь для работы в системе стандартов он должен заметно измениться. Во-первых, cовет возглавляет, согласно требованиям стандарта АСИ, лично губернатор. Во-вторых, функции совета расширяются за счет инвестиционной проблематики. В-третьих, в состав нового органа должны быть включены дополнительно представители министерств края и федеральных служб.
Человек украсит место
- На сегодняшний момент губернатору представлены новые кандидатуры на включение в новый cовет, - говорит Сергей Степанов (бывший руководитель Совета по предпринимательству, сегодня исполняет обязанности заместителя председателя Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата). - В основном это чиновники - представители ведомств и министерств, которые должны по стандартам АСИ войти в cовет, чтобы обеспечить работу инвестиционного направления.
- Кроме того, мы предложили включить в состав ряд новых кандидатур. Например, представителя общественной организации «Деловая Россия». Так как у нас вообще принцип формирования cовета - в него должны входить все ключевые бизнес-ассоциации. Планируем также включить председателя Хабаровского городского объединения автотранспортников. Потому что в последнее время это направление у нас является проблемным по многим параметрам.
В общем, к нынешним 70 членам cовета добавятся еще порядка 20 человек.
- Говорят, что при формировании нового состава cовета в его рядах пройдет чистка - будут исключены люди, в нем значащиеся, но активно не работающие.
- Нескольких человек мы из cовета действительно исключили. Перед изменением состава проверили статистику посещаемости. Поговорили с каждым членом cовета, который пропустил более одного заседания, чтобы понять - почему. У нас ведь не директивное назначение по приказу. Мы включали в состав только тех людей, кто заявлял о своем желании в cовете работать. Кто-то пропускал в результате потом наши собрания на самом деле без серьезных причин. Совсем другая ситуация по предпринимателям из отдаленных районов края. Они говорят, что хотят, готовы работать, но на все мероприятия в Хабаровск просто физически не могут приехать - далеко и дорого. Этих людей мы в составе, разумеется, оставили. У нас ведь организация краевая, мы не можем ориентироваться только на жителей Хабаровска и Комсомольска.
В общем, это была не чистка, а достаточно простой и честный разговор на тему: будете с нами дальше работать или нет?
- Кто из чиновников придет в новый cовет - министры, руководители или старшие специалисты?
- Приведу один пример: нам предлагали включить в cовет от минимущества края представителя на уровне исполнителя среднего звена. Мы с этим не согласились и вышли с предложением: раз у нас постоянно на заседаниях поднимаются острые вопросы по этому министерству, то представлять его должны первые лица.
Поэтому в совет, я уверен, войдут первые-вторые лица от федеральных территориальных органов и краевых министерств. Причем нам хотелось бы, чтобы с нами работало больше именно федералов. Так как совет теперь возглавляет губернатор края, он сам может в необходимый момент выстроить работу своих министров по результатам решений совета. Нам нет смысла создавать здесь второе правительство. А вот прямых контактов в рамках работы совета с чиновниками федерального уровня нам до сих пор остро не хватало.
То же самое и на муниципальном уровне. Например, предложили мэру Хабаровска Александру Николаевичу Соколову делегировать в совет своего первого заместителя - Валерия Федоровича Лебеду. Чтобы и на этом - муниципальном уровне работа наша была предметной и эффективной.
Лично моя позиция: если мы кого-то сегодня включаем в новый состав совета - это должны быть лица, принимающие решения, а не помощники, которые будут потом им докладывать, что было на совете и почему.
С другой стороны, так как в названии совета появилось прилагательное «инвестиционный», раз добавляются у нас инвестиционные функции, должен в этом направлении расширяться и состав. Поэтому в него включается представитель управления внешнеэкономического сотрудничества и инвестиций министерства экономического развития края. Что, несомненно, является положительным моментом, так как до сих пор это управление работало (над той же Инвестиционной стратегией региона) без тесной связи с советом. Теперь связь появляется, причем прямая. От нее есть уже и положительный результат. В сентябре на расширенном заседании экономического совета при губернаторе края будет рассматриваться Инвестиционная стратегия региона. И нас уже спрашивают: кого из предпринимателей на него логично пригласить, чтобы получить обратную связь? Мы предложили, причем не только из числа членов нашего совета, но и предпринимателей, которые реально инвестируют, строят - Донских, Егорова…
Давно забытое новое
- В начале октября совет впервые соберется в своем обновленном составе. Председательствовать будет на нем уже не Сергей Степанов, а губернатор Хабаровского края. Будет выбран новый президиум…
- Причем очень демократично. Предполагается, что в него войдут, как сейчас, 9 человек, либо максимум - 11. Не хочется сильно расширяться, чтобы остаться рабочим органом.
Причем в президиум на новом уровне развития совета должны войти не только предприниматели, а еще и чиновники. Но речь не идет о таком сочетании, например, как 50 на 50. Предпринимателей там будет подавляющее большинство. Губернатор заявил, что никаких принципиальных изменений не должно быть: как работал совет, состоящий из предпринимателей, над проблемами предпринимателей, так он и должен работать. Мы эту линию намерены проводить. Но, если кто-то из чиновников (первых лиц) заявит о своем желании войти в президиум и это будет деловой, адекватный специалист, думаю, никто тоже не возразит.
То есть мы не меняем глобально работу совета, мы ее дополняем новым инвестиционным блоком. Теперь инвестиционные вопросы будут в крае обсуждаться более публично, широко и, я надеюсь, конструктивно. В результате инвестор увидит, что его проблемы рассматриваются не кулуарно, решать их можно открыто на самом высоком уровне компетенции.
Не случайно мы настояли на включении в положение о совете такой функции, как «анализ реализованных и неуспешных инвестпроектов», чтобы мы могли открыто обсуждать: получилось или не получилось в крае построить новый завод, как и почему. Предприниматели наверняка будут задавать по этому поводу неприятные вопросы. И чиновники, которые не обеспечили реализацию проекта, вынуждены будут публично отвечать, причем в присутствии губернатора. Главное - они будут понимать, что если что-то не реализовано по их вине, они за это публично отчитаются. Это должно дать вполне определенный эффект.
- Что еще из приобретаемых функций будет принципиально новым?
- Есть такое положение в нашем новом регламенте - «мнение совета по вопросу», которое очно или заочно может быть запрошено органами власти. То есть членов совета спросят: как вы относитесь к такому-то решению, которое касается предпринимательской и инвестиционной деятельности и может быть в ближайшее время принято? Это - новая экспертная функция, и мнение совета будет учитываться теми, кто планирует принимать решение.
- Но ведь подобный механизма был запущен больше года назад. Когда членам совета и не только им - многим предпринимателям на электронную почту начали приходить законопроекты и проекты постановлений с просьбой высказать свое мнение. Интересно: кто-нибудь высказывал?
- Практически нет. Этот экспертный механизм фактически не заработал. Поэтому, когда нам предложили в новый совет подобную функцию, мы сказали: такой вал информации, как был, качественно обработать невозможно. Поэтому мы в регламент «мнение совета по вопросу» принимаем, но как сам механизм будет работать - давайте хорошо подумаем.
Мы можем, например, отвечать на конкретно поставленные вопросы в режиме: да, нет, сомневаюсь. Можем высказывать свою точку зрения по принципиальным для отрасли вопросам. Но за два дня предпринимателю изучить законопроект и дать свои замечания, а через неделю получить следующий стостраничный документ на экспертизу - это не реально.
Надо либо создавать при совете для этого специальную экспертную группу, которая только этим и будет заниматься, либо ставить более четкие и конкретные вопросы.
Бесспорно только одно - такая экспертная работа должна быть. Чтобы не выходили законы, обреченные на невыполнение или, что еще хуже, вредные для предпринимательства. И уже большой плюс, что сейчас бизнес привлекается к такой работе, раньше ничего подобного не было.
Кто в совете всех главнее
- В совете принципиальная смена власти: до сих пор его возглавлял предприниматель, теперь - губернатор. Чего в этом больше: плюсов или минусов?
- По этому поводу Вячеслав Иванович Шпорт высказал так свою позицию: поскольку это требование стандартов АСИ, что во главе совета должен стоять губернатор региона, я совет возглавлю. Для региона предпринимательская деятельность очень важна. Поэтому, как и раньше, я уделял большое внимание этой теме, так и в дальнейшем буду. Но при этом директивно в работу, как прошлого, так и нового совета, вмешиваться не стану. Все решения по повестке дня, другим ключевым позициям остаются в компетенции заместителя председателя совета и президиума.
Вот в такой интерпретации о «смене власти» в совете речи не идет. И возможных минусов не возникает.
Скорее наоборот. Во многих формулировках регламента совета по поводу руководящих полномочий прописано, что решение принимает «председатель или заместитель». То есть мы уровень заместителя председателя совета не опустили на второй план. Заместитель - это постоянно действующий дублер председателя. Получается, с точки зрения функционала его статус даже больше, чем раньше был у председателя-предпринимателя. Потому что теперь он для губернатора не просто эксперт-советчик, который пришел, доложил о мнении совета и ушел. А губернатор потом уже сам решает - воспользоваться советом или нет.
Теперь они вместе разделяют ответственность за работу совета, за принятые им решения. Прочувствуйте, что называется, разницу.
- А вы не боитесь, что, например, предприниматели захотят рассмотреть вопрос о коррупции, а губернатор скажет: нет, с коррупцией у нас все хорошо, давайте лучше поднимем вопрос о спонсорской помощи для социальных проектов края?
- В подобной работе могут быть самые разные конфликты интересов и различия в точках зрения на проблему. В нашем случае председатель вправе обозначить свою позицию, члены президиума совета - свою. Но все мы взрослые и разумные люди, умеем понимать друг друга и договариваться. До сих пор, во всяком случае, так всегда и было. Поэтому, если кто-то из членов совета инициирует вопрос о коррупции или любой другой, он должен будет его прежде всего аргументировать. Ведь чтобы обсуждать любую проблему, нужно иметь факты, какой-то общий анализ ситуации, чтобы не было просто пустой болтовни. Если проблема, факты и анализ есть, никто не скажет, что это не интересно. Будем рассматривать.
Причем такая позиция должна быть не только у губернатора-председателя, а у всех членов президиума. Потому что, повторю, все решения по повестке дня, другим ключевым позициям остаются в компетенции президиума. Его члены - руководители предпринимательских организаций много раз обжигались уже о пустые дискуссии и, думаю, не допустят рассмотрения неподготовленных вопросов на совете.
У нас, между прочим, и раньше в заседаниях президиума принимал участие на постоянной основе представитель правительства края в том числе уровня замминистра. Не помню ни одного случая, чтобы при этом возникали хоть сколько-нибудь серьезные конфликты интересов.
В общем, сам механизм формирования повестки принципиально не изменится. Но усложнится, потому что нужно будет делать запросы федеральным структурам по проблематике заседания, получать от них ответы, готовить аналитику, приглашать сторонних экспертов. В результате обсуждение любой проблемы выйдет на принципиально другой качественный уровень. Не просто предприниматели соберутся и выскажут друг другу свою точку зрения. На поставленные ими вопросы чиновники должны будут дать ответы, причем в присутствии губернатора.
Еще один плюс нового совета и в его новом составе: мы сможем рассматривать вопросы, решение которых зависит от разных уровней власти: федеральной, краевой и муниципальной. Ведь их представители будут присутствовать на заседаниях в обязательном порядке и на уровне лиц, принимающих решения. Это очень важно при нашем законодательстве, когда часто ответственность органов власти четко не обозначена. А предпринимателю нужно свою проблему решить на этом стыке интересов города, края и федерации.
- При этом эффективность решений совета должна повыситься? Коль скоро во главе стоит теперь глава региона.
- Раньше от решения совета до административного решения нужно было пройти еще очень большой путь. И редко когда на самом деле это удавалось. По разным причинам. В том числе из-за некачественной подготовки самих решений: не были они оформлены как административный документ, не были аргументированы и т.д. Сейчас же, как я надеюсь, все решения совета будут профессионально оформлены именно с административной точки зрения. Они автоматически тогда становятся распоряжениями губернатора, с выдачей поручений и постановкой на контроль их выполнения.
- Получается, что второй ключевой фигурой в новом совете становится заместитель председателя. Он назначается губернатором или избирается?
- Избирается советом по предпринимательству.
- То есть весьма велика вероятность, что Сергей Степанов просто изменит свой статус председателя на заместителя председателя Совета по предпринимательству?
- Проблема в том, что это не просто смена статуса, но и другой уровень ответственности, функциональной нагрузки. Проще говоря, нужно будет работать 24 часа в сутки. До сих пор я совмещал эту общественную работу с собственной предпринимательской деятельностью. В новом формате я вижу, что качественно работать, не закрыв свой бизнес, невозможно. Я бросить свое дело, людей, которые в нем работают, не могу.
Поэтому, если предложат, останусь в совете в качестве рядового члена, буду так же активно работать, но в случае выдвижения на должность заместителя председателя вынужден дать самоотвод.
- Тем не менее, вы предполагаете уже, что будет обсуждать новый совет? Какие у него приоритеты?
- В первую очередь по инвестиционной программе нашей работы есть конкретные, обусловленные регламентом АСИ темы и проблемы. Как, например, инвестиционная стратегия региона. Новому совету, я полагаю, придется в первую очередь взять в обсуждение именно эти инвестиционные вопросы. В том числе и потому, что они раньше у нас были мало или совсем не затронуты в работе.
Я думаю, нужно будет посмотреть по итогам года - как изменился не просто инвестиционный, а предпринимательский климат в регионе. Много было высказано мнений и фактов по поводу ухода малого бизнеса в тень. Нужно посмотреть: что фактически случилось, в каких секторах экономики, по каким причинам? Ведь, например, по Ленинградской области прошла информация - в этом году ожидается на 20 процентов сокращение налоговых поступлений, и в 2014 году будет рекордный дефицит бюджета (на уровне кризисного 2008 года). Основная причина - подавление предпринимательской активности комплексом разных факторов. А какая ситуация у нас? Как можно улучшить ее? Мне бы хотелось, чтобы наш совет смог провести такой анализ и ответить на многие вопросы.
Виктор Илин.