поиск
4 октября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В разводе с... ребенком

24.10.2013
Просмотры
442
Когда семья решает усыновить ребенка, специалисты отделов опеки и попечительства и судьи рассказывают потенциальным родителям о правовых последствиях возможных жизненных коллизий.

Например, о такой ситуации: ребенок остается у вас при любых обстоятельствах, что бы ни произошло с вашими отношениями; и после развода помните, что кто-то из вас будет платить алименты, а кто-то довоспитывать ребенка. Люди с готовностью соглашаются со всем, но иногда, как только случаются трудности, в жизни получается совсем по-другому.

Старший инспектор Хабаровского отдела опеки и попечительства Наталья Свальба вспоминает случай из своей практики, когда женщина сначала взяла ребенка под опеку, была приемной мамой, а потом решила усыновить мальчика. Муж, узнав о ее решении, потребовал развода, сказав, что ему это не нужно, и он к этому не готов.

Мать сделала выбор в пользу ребенка. А мальчик оказался сложным, с большими психическими проблемами. У женщины был удобный график работы, и она все свободное время посвящала сыну. Они всюду ходили вместе: и в школу, и в библиотеку, и в театры, и на концерты... В общем, жизнь крутилась вокруг этого мальчика.

- Три года назад случилась трагедия - мама умерла, - рассказывает Наталья Геннадьевна. - Ребенок опять остается сиротой. И тогда его забирает в приемную семью дядя, брат мамы. Но от него уходит жена, которая сказала, что не хочет воспитывать чужого ребенка и иметь связанных с этим проблем. Хотя они сейчас общаются, но вместе жить она не хочет, так что мужчины остались вдвоем. К сожалению, дядя не может, как мама, столько времени уделять ребенку. А смерть ее очень сильно психологически повлияла на мальчика. Ведь на подсознательном уровне у него уже однажды было чувство потери, и тут еще одна... Это очень тяжело! Поэтому с ребенком начались проблемы. Но отказываться от него мужчина не собирается. Они пошли к психологу, ходят в службу сопровождения семьи, периодически дядя обращается за советом и за поддержкой к нам. Он сказал: за свои десять лет ребенок и так уже был дважды предан, поэтому третьего предательства просто нельзя позволить.

А потом он ушёл...

В семье муж был младше жены на несколько лет, и главенствующую роль во всем играла она. Женщина была предпринимателем, и жили они очень неплохо в материальном плане. Но по медицинским показаниям жена не могла иметь детей, поэтому решили взять ребенка из роддома.
Удочерили малышку, и первый год все было замечательно. А потом муж вдруг ушел из семьи. Развод они официально не оформляли. И тут женщина скоропостижно умирает. Поскольку девочка остается одна, о смерти матери сообщают в отдел опеки и попечительства, и специалисты вызывают отца. Тот спокойно сообщает, что это удочерение было нужно жене, а не ему, поэтому он ребенком заниматься не будет и отказывается от него. Пришлось выходить в суд с иском об отмене удочерения. И там отец подтвердил, что ребенок ему не нужен. Не взял на себя ответственность за судьбу малышки...

К счастью, для девочки все сложилось хорошо. Родственники со стороны матери, которые живут в Комсомольске-на-Амуре, заявили, что не оставят ребенка: коль их сестра решила, что это ее ребенок, значит, они обязаны девочку вырастить и вырастят. Один из братьев оформил опеку, и теперь ребенок живет в его семье. Эти люди не умеют предавать...

У кукушек нету сердца

Среди воспитанников детских домов немало выпускников, которые так и не научились понимать и ценить семейные отношения. Брошенные родителями, они сами потом также оставляют без попечения собственных детей, множа число сирот при живых матерях. Но бывает и по-другому: когда пережившие казенное детство дети, став взрослыми, стараются сделать свой дом счастливым для многих ребятишек.

Одну из показательных в этом смысле историй рассказала консультант отдела по делам опеки и попечительства города Хабаровска Наталья Кочеткова.

- 21 год - возраст уже вполне сознательный, - считает Наталья Николаевна. - Человек к этому времени понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Но женщина, о которой идет речь, не повзрослела и была не по годам инфантильной. Она воспитывалась в детском доме, и многим вещам ее не научили. В 21 год она родила ребенка и оставила в роддоме с просьбой временно поместить его в дом малютки. А потом просто забыла о нем. С ней вели переписку, искали - она кочевала с места на место - то в районе имени Лазо жила, то в Комсомольске-на-Амуре, то в Хабаровске, про ребенка не вспоминала. И все закончилось как обычно - пришлось лишать ее родительских прав.

Малыш-отказник попал в дом ребенка, где работала молодая женщина, выросшая в многодетной семье, где было пятеро детей. И она, как говорится, прикипела душой к этому мальчику. А у него, по словам Н. Кочетковой, оказались серьезные проблемы со здоровьем: кроме инвалидности по слуху, были и психические сложности. Но, несмотря ни на что, женщина больше других детей выделяла этого малыша, и именно ее он назвал мамой. И когда ребенка по возрасту нужно было переводить в детский дом, она не смогла расстаться с мальчиком и, оформив над ним опеку, забрала в семью.

- Очень хорошо приняла его и мама этой женщины, - продолжает Наталья Николаевна. - Оказывается, она когда-то сама росла и воспитывалась в интернате и тоже относилась к категории оставленных кровными родителями детям-сиротам. Получается, одна, пережившая такое, родила, бросила своего ребенка и не вспоминает о нем, а другая вырастила своих пятерых детей успешными и достойными людьми и теперь приняла внука, не родного по крови, но похожего по судьбе. Бабушка очень много времени уделяет ему, вкладывает много сил и энергии.

Дочь ее вышла замуж, муж относится к мальчику хорошо. В семье потом родился свой малыш, взаимоотношения бывают всякие, но живут они дружно, общаются и решают сообща все проблемы. Дочери трудно, поэтому бабушка помогает со старшим внуком. Раньше мальчик учился в школе для детей с нарушениями слуха, а теперь они перевели его в общеобразовательную школу по месту жительства. Конечно, он требует большого внимания со стороны семьи, потому что общается с детьми, не имеющими проблем со слухом, плюс есть психические проблемы. Но бабушка водит его за руку, наладила взаимоотношения со школой, сама всегда может вовремя найти правильное слово для ребенка.

Понятно, что трудностей немало, но бабушке даже в голову не приходит, что можно поступить как-то по-другому.

Например, из-за сложностей, связанных со здоровьем мальчика, вернуть его в детдом или отказаться от него. А ведь у нас бывает, когда родные люди с детьми не могут справиться, приходят и говорят: лишите меня родительских прав, мне такой сын (или дочь) не нужен, не желаю воспитывать... Готовы отдать - как в магазине! А тут ребенок с такими проблемами, и сколько сил и энергии нужно для его воспитания! Но никто даже и не думает от него отказаться. Окружают его своей любовью, и мальчик чувствует себя очень защищенным. Тут терпение самое главное - то, чего нам порой не хватает. У этих людей оно есть, считает Наталья Кочеткова.

М. Валентинова.