Пловцы в порожистой реке

Пловцы в порожистой реке

(Продолжение. Начало в номере за 10 ноября 2018 г.).
В докладе был такой раздел - о духовности в жизни края, навеянный он был недавними событиями. Докладчик о них напомнил, подчеркнув: «Заметное влияние в нашей жизни имеют творческие организации, в том числе и хабаровские писатели. Они вносят в развитие края существенный вклад… Но бюро писательской организации не сумело построить ее жизнь по назначенному пути.
О чем пишут наши творцы? Такое впечатление, что главной темой у них стала какая-то самобытность края, где ловят рыбу, гоняют тигров… А где романы о рабочем классе, о проблемах села, о той же картошке, о лесорубах - есть это у нас или нет? Мало у нас стихов гражданского звучания… На что расходятся выделяемые из бюджета деньги организации? Призываю усилить активную жизнь писательской организации, внести в нее дух перестройки».
После состоялись прения. К примеру, В. П. Сысоев задался вопросом: надо ли мне перестраиваться? Да, отвечал, главное, писать хорошо о хорошем. Неугомонный Халов сетовал: перестройка свалилась на нас неожиданно. Трудно ее представить в литературе.
Итоги подвел А. К. Черный, высказав упрек писателям: надо найти вам мужество признать свои ошибки.
Что было дальше? 16 апреля 1987 года состоялось новое отчетно-выборное собрание писательской организации. Открыла его Ю. А. Шестакова. Она же выступила с большим докладом (более 30 печатных страниц). Она подробно, обстоятельно и объективно оценила все сложные проблемы, сложившиеся в организации…
Завершая рассказ о своей «крестной», замечу: она опекала и оценивала мою журналистскую работу в газете, в которой сама трудилась около десятилетия. И понимала, что мы с ней пришли на эту стезю во многом одинаково. Все ею написанное - это документальная проза, за ее героями стояли реальные люди. Этой чистейшей правдой была жизненно-правдивая публицистика. Очевидно, она увидела во мне близкого по творчеству человека. Все мои шесть книжек - не художественный вымысел, они документальны.
Однажды Ю. А. предложила: пора вам, Александр Григорьевич, вступить в наш писательский союз. И первой написала мне рекомендацию для вступления в Союз писателей России.
Юлия Алексеевна ушла из жизни 27 марта 2002 года в возрасте 87 лет.
* * *
Ниже привожу фрагменты из наших бесед в 1984-1987 годах.
В теплый весенний вечер 20 мая 1984 года в старинном особняке на улице Комсомольской, 80, в Хабаровской писательской организации чествовали юбиляра - старейшую дальневосточную писательницу Юлию Алексеевну Шестакову. В небольшом зале на втором этаже, где располагается краевая писательская организация, было тесно и многолюдно.
Поздравить писательницу пришли многие - ее коллеги, товарищи по перу, представители общественности, читатели. Огромный букет ранних весенних роз в большой вазе стоял на столе. Она с благодарностью принимала добрые слова поздравлений. Но вот в зал вошла небольшая группа странных «лесных людей» в ярких национальных костюмах.
Потеснив к стенам собравшихся в зале, вошедшие освободили себе пятачок и начали представление под удары бубна: концерт художественной самодеятельности жителей таежного удэгейского села Гвасюги завершил юбилейный вечер писательницы яркими, огненными ритмами, песнями и танцами.
Нет, не могли не вспомнить гвасюгинские удэгейцы свою старую и добрую знакомую Юлию Шестакову, очень давняя эта дружба. Собрались гвасюгинцы в сельсовете, посоветовались с председателем Валентиной Тунсяновной Кялундзюга. Подготовили концерт. Валентина Тунсяновна тоже приехала в Хабаровск в составе этой самобытной концертной группы.
Не знаю, о чем думала Шестакова, поднимаясь в тот майский вечер на второй этаж писательского дома. Может, вспомнила, как шла впервые, с каким волнением входила сюда более полувека назад. В 1936 году, окончив иркутский пединститут, она приехала в Хабаровск.
Первым местом ее работы стала редакция газеты «Пограничный водник». Очевидно, ее газетные публикации обратили на себя внимание тех, кто возглавлял Дальневосточное правление Союза писателей - так в то время называлась региональная писательская организация. Известный прозаик М. А. Алексеев пригласил Шестакову на беседу:
- Не хотите ли работать у нас?
Она согласилась и стала заведовать бюро литературной консультации при писательском союзе. Позже перешла работать в журнал «На рубеже», располагавшийся тут же, в нескольких тесных комнатках. Ее творческая судьба начинала складываться в этом доме, знавшем многих мастеров литературного слова: Фадеева, Афанасьева, Гая, Пришвина, Комарова…
Приступая к работе над этим очерком, в своем архиве я обнаружил сложенный пополам лист бумаги, отпечатанный на машинке. Это оказалась короткая аннотация к биографии писательницы, составленная, видимо, к юбилею Шестаковой.
Сохранились у меня также магнитные ленты с записью бесед с писательницей.
- Юлия Алексеевна, пожалуй, нам не обойтись без вопроса о том, как складывался ваш творческий путь? Из чего вообще «рождается» писатель? Каковы эти истоки?
- Детство - колыбель человеческого духа. В детстве, чаще - в юности многие пытаются сочинять стихи. Я тоже их писала. К двенадцати годам у меня их накопилась целая тетрадь. Самым понятным из всех великих поэтов в то время был Некрасов.
Строки народного поэта глубоко запали в мою душу, особенно стихи о деревне, о крестьянских детях, о природе. Наверно, потому, что мое детство было не легкое, тревожное. Выпало оно на годы гражданской войны. Нашу деревню Черновку и дом наш японцы сожгли дотла. Дедушку в числе семнадцати казнили японцы в благовещенской тюрьме.
Дед мой, Иван Ильич Шестаков, после первой русской революции по этапу был сослан из родной костромской земли в Уссурийский край, куда был определен на поселение. На родине дед считался активным организатором крестьянских сходок, за что его трижды сажали в тюрьму.
И здесь, на Дальнем Востоке, он не успокоился, живо принял революцию, боролся с интервентами. Но его выследили японцы и после жестоких допросов, пыток расстреляли.
В Благовещенске на берегу Амура есть памятник борцам за власть Советов, на нем высечен длинный список погибших. Среди них имя моего деда. Мне было всего пять лет, когда не стало отца - его убили белогвардейцы под Чудиновкой.
Мать с четырьмя детьми долго скиталась по деревням, пока, после нелегких хождений, не прижилась в Чембарах - небольшой деревеньке на берегу речки Пёры. Тут у нас появился добрый и заботливый отчим Сергей Иванович Ворожцов, бывший партизан.
Детство, та самая колыбель человеческой духовности, оказалось продуваемым ветрами классовых битв, а полусиротство, скитания, бесспорно, наложили свой отпечаток. Неудивительно, что стихи Некрасова находили в моем сердце такой живой отклик. Как близка мне была эта поэзия!
Александр Чернявский.
(Продолжение в следующих номерах газеты).





30.09.2020 14:08
ВТБ передал детской больнице в Биробиджане аппарат ИВЛ

30.09.2020 10:06
Медицинский стаж в двойном размере
Медицинские работники имеют право на льготный порядок формирования пенсионного стажа.

30.09.2020 09:59
Федеральный бюджет поможет третьему ребёнку
В следующем году в Хабаровский край будут направлены федеральные средства на выплаты ежемесячных пособий многодетным семьям на третьего ребенка.

30.09.2020 09:37
«Автодозвон» против «заборной» рекламы
Интеллектуальную систему «Автодозвон» для борьбы с нелегальной рекламой планируют запустить в Хабаровске до конца года.

30.09.2020 09:12
Провала то и не было
Недостоверные сведения о якобы настоящей коммунальной катастрофе в Хабаровске распространили неизвестные в социальных сетях



24.07.2020 11:26
С такой бабушкой не соскучишься
Помните строчки из старой песни: «И вот уже зовут по отчеству, а в детство заглянуть так хочется»? Что ж, нет ничего проще. Загляните в арт-подвальчик Хабаровска, где недавно открылась выставка рисунков, которая так и называется «Путешествие в страну детства».

11.07.2020 00:00
Для художников самоизоляция - нормальное состояние
Еще не войдя в это помещение, можно почувствовать запах ацетона и древесины. Тюбики с краской, палитры и кисти разбросаны по столам, часть картин уже висит на стенах, другие все еще разложены на многочисленных полках в мастерской.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика