ФАС уполномочен наказать

28.06.2011 | Есть проблема | 5м. 48 c. | 1677
ФАС  уполномочен наказать
В Хабаровском крае наиболее крупными нарушителями УФАС, по словам Валентина Бодрова, считает естественных монополистов

В Хабаровске прошло первое, можно даже сказать, историческое заседание совета руководителей территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дальневосточного федерального округа.

Орган был организован недавно с главной целью - координировать работу антимонопольщиков на нашей огромной территории по общим для всех проблемам. Например, по поводу роста цен на бензин, продукты питания, авиаперевозки... Да мало ли еще областей, где сегодня могут приложить руку с калькулятором сотрудники ФАС.

Пять рублей - полет нормальный

Например, каждое лето у нас в крае «вдруг» начинают расти цены на авиабилеты, особенно по самым популярным отпускным направлениям. Но Хабаровскому УФАС здесь проверять некого - давно уже нет в крае крупных авиакомпаний. Ближайший же к нам авиаперевозчик - «Владавиа» из Приморья. Вот и приходится координировать.

- В прошлом году по заявлению хабаровской фирмы мы проверяли работу авиакомпании «Владавиа» по поводу формирования цен на билеты из Владивостока в Японию и в Харбин, - говорит Сергей Вялых, руководитель Приморского УФАС. - Положение авиаторов было признано доминирующим, но нарушений обнаружить не удалось. В этом году в апреле, когда в Японии случилась трагедия и большое число россиян начали спешно уезжать с острова, вновь цены на авиабилеты рейсов «Владавиа» были взвинчены. Мы с разрешения прокуратуры начали проверку. Проработали полтора месяца и опять нарушений не нашли. Потому что те рейсы, на которых произошел кардинальный рост цен, были чартерными. А в этом случае туркомпания практически арендует рейс и устанавливает свои цены, какие заблагорассудится. Но все-таки занимались не напрасно. Отрабатывая японское направление, обнаружили нарушения антимонопольного законодательства по другим рейсам авиакомпании - в западные регионы страны. И уже практически решен вопрос о возбуждении против «Влад­авиа» дела по
10-й статье ФЗ «О защите конкуренции» по поводу монопольно завышенных цен.

- Мы тоже сейчас отслеживаем московское направление авиаперевозок, - говорит Валентин Бодров, руководитель Хабаровского УФАС. - Здесь у нас доминируют три компании: кроме «Владавиа», это «Аэрофлот» и «ТранАэро». Сделаны очередные «летние» запросы. Будет ли какой-то результат или нет - говорить рано. Но, уверен, любое наше вмешательство заставляет компании действовать более взвешенно и даже осторожно в своем ценообразовании.

Топливный вопрос

Увы, на большее, чем психологически влиять на монополистов, антимонопольщики часто просто не способны. Хотя бы потому, что по закону придраться им не к чему. Характерный тому пример - топливный рынок. Общее повышение цен на топливо, которое произошло с января 2011 года, составляет, по словам Валентина Бодрова, 5-6 процентов. Лишь в отдельных регионах ДФО оно зашкалило за 10-14 процентов.

- Причем цены формируются в головных компаниях в Москве, - говорит Валентин Бодров. - А в регионе их дочерние компании работают по достаточно жестким финансовым планам. И когда мы анализируем работу «дочек» НК «Альянс» - ОАО «Хабаровскнефтепродукт» или Хабаровский НПЗ, мы видим у них мизерную прибыль. То же самое по «дочкам» «Роснефти». Бывают периоды, когда эти предприятия работают даже себе в убыток. В такой ситуации они вынуждены поднимать цену реализации. Что же касается головных нефтяных компаний, то на наши запросы они называют основными причинами роста стоимости топлива рост цен на нефть на 30 процентов, железнодорожных тарифов на 8 процентов, увеличение ставок налогов и других обязательных платежей (ЕСН, акцизы, пошлины). Проверить эти данные здесь, на месте мы не можем. Поэтому мы обращаемся в Москву, и там такие расследования идут.

- На этом рынке доказать что-то очень сложно, и суды, к сожалению, не всегда нас поддерживают. И то ползучее повышение цен, которое сейчас идет, не дает оснований признать нефтяных монополистов участниками сговора.

- Возможен ли на Дальнем Востоке дефицит топлива, который наблюдался в западных регионах страны?

- Ситуация на нашем рынке стабильная. Но есть факты, когда независимые компании, которые занимаются мелким оптом и небольшой розницей, не могут свободно приобрести топливо у крупных оптовых компаний, которые доминируют на рынке. «Роснефть» и НК «Альянс» отказывают, ссылаясь на то, что не способны силами трех нефтезаводов - Ангарского, Хабаровского и Комсомольского - обеспечить весь Дальний Восток топливом. Предлагают обращаться в другие компании в Западной Сибири и Центральной части России. Но там, в свою очередь, свои проблемы с топливом.

Есть факты, когда крупные поставщики предлагают мелким подать заявку на поставку топлива, которую готовы рассмотреть в течение месяца. Разумеется, никакой бизнес месяц ждать не может.

- По отдельным таким фактам мы расследование сейчас ведем, - говорит Валентин Бодров. - Но в целом ситуация не вселяет каких-то серьезных опасений.

Сладкая жизнь

Что касается местных производителей продуктов питания, то с ними, по словам Бодрова, УФАСы достаточно результативно отрабатывают все вопросы ценообразования. Но, увы, Дальний Восток далеко не все производит, что потребляет. И прошлогодние всплески цен на гречку, другие продукты в большей степени возникали по вине производителей и поставщиков из Центральной части России. Например, когда начался безумный рост цен на гречневую крупу, дальневосточные антимонопольщики были вынуждены искать концы на другом конце РФ и нашли в Алтайском крае, откуда этот продукт в основном к нам и поставляется. Связались с Алтайским УФАС. Он собственно и обнаружил ценовой сговор местных производителей. И выдал предписание сдерживать цены до марта 2011 года на уровне 44 тысячи рублей за тонну. Правда, если к этому добавить НДС и транспортные расходы по доставке на Дальний Восток, получится как раз то, что мы сегодня и видим в наших магазинах.

Другой пример межрегионального монополизма - рост цен на свеклу до 80 рублей за килограмм, который произошел в Хабаровском крае. Начали разбираться, откуда он идет, оказалось, что из соседнего Приморья.

Передали информацию приморским коллегам.

- По Приморью действительно было много вопросов по ценам на свеклу и сахар, - соглашается Сергей Вялых. - В марте у нас свекла с 30 рублей за килограмм подскочила до 80 и даже до 120 рублей. Начали разбираться, да, действительно, был неурожайный год. И предприниматели начали в больших объемах завозить свеклу из Китая, где тоже, оказывается, был неурожай. Основные поставщики этим дефицитом тут же и воспользовались. После проверки Приморским УФАС против пяти таких компаний было возбуждено дело по факту ценового сговора. Оно будет рассматриваться в течение ближайших месяцев.

- А что с приморским сахаром, который тоже заметно подорожал в Хабаровске?

- В Уссурийске есть сахарный комбинат, которым владеет компания «Град». И это единственный производитель сахара на Дальнем Востоке. В прошлом году мы провели проверку и убедились, что предприятие занимает доминирующее положение в оптовых поставках сахара в Приморском крае. В январе этого года возбудили дело, которое рассматриваем до сих пор. Почему так долго? Потому что большинство (до 90 процентов) наших решений предприятия обжалуют в судах. И, по сути, нам нужно собрать колоссальную доказательную базу, чтобы с нею пройти суды первой, второй, третьей инстанции.

По статистике же Хабаровского УФАС, лишь половина его решений оспаривается в судах. При этом в 90 процентах случаев антимонопольщики эти суды выигрывают.

Миллионеры из офисов

Всего в управлениях этой службы на Дальнем Востоке работают порядка 200 человек. В 2010 году они рассмотрели около 1,5 тысячи заявлений по защите конкуренции и возбудили 700 дел, разобрали почти 2 тысячи жалоб по нарушениям в размещении государственных и муниципальных заказов. В результате в бюджеты всех уровней было перечислено порядка 110 миллионов рублей. Получается, «заработали» по полмиллиона на каждого сотрудника УФАС - неплохая прибавка к бюджету.

Но главное здесь, видимо, все-таки не заработать, а изменить ситуацию. Может, это звучит некрасиво, но ФАС все чаще становится органом психологического давления.

Монополистам приходится, как минимум, на него с опаской оглядываться каждый раз при повышении своих цен. Хотя бы потому, что есть такое понятие, как оборотный штраф, который может составлять от 1 до 15 процентов оборота фирмы. А это для крупного бизнеса - сотни миллионов рублей

В Хабаровском крае, например, наиболее крупными нарушителями УФАС, по словам Валентина Бодрова, считает естественных монополистов, прежде всего энергетиков.

Например, на Хабаровскэнергосбыт - филиал ОАО «ДЭК» в прошлом году были первоначально наложены штрафные санкции в 250 миллионов рублей. Потом они были уменьшены до 25 миллионов и уплачены. Применялись серьезные санкции к Хабаровсккрайгазу, Хабаровскому горводоканалу, к сетевым и транспортным компаниям...

Изменило ли это ситуацию в принципе? Большинство хабаровчан, глядя на цены в магазинах и на АЗС, ответят, что «нет». Но мы ведь не знаем, насколько бы эти цены могли быть сегодня выше.

Автор: Владимир Крайнов.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



12.04.2024 00:43
В Хабаровске 1000 кубов мусора не входят в контейнеры
На сегодняшний день проблема переполнения мусорных контейнеров регулярно возникает на 587 площадках краевого центра. Суммарно ежедневно вываливаются на землю около 1000 кубометров.

29.03.2024 00:55
Бездомным собакам в Хабаровске обещают пожизненное содержание
Проблема бродячих собак то обостряется после очередного жестокого нападения животных на людей, то уходит в тень. Это касается многих городов и поселений страны, наш регион и его столица – не исключение.