Визитная карточка Хабаровска

26.04.2019 | Из истории современности | 14м. 7 c. | 404
Визитная карточка Хабаровска
В 1970 году в музее Михаила Шолохова (справа) встречал

На минувшей неделе 125-летие отметил Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, который является одной из главных достопримечательностей города, его визитной карточкой. Музей как магнит притягивает к себе детей и взрослых, хабаровчан и приезжих, российских туристов и иностранных. Для самих музейщиков он давно является вторым домом, для посетителей - местом открытий и новых ярких впечатлений.
История музея таит множество интересных и даже неизвестных фактов, мифов, легенд и тайн. Давайте вспомним, как зарождался Гродековский музей, как он рос, мужал, какие замечательные люди здесь работали.

Всё начиналось с… аптечного склада

Например, знаете ли вы, что первые два года 1894-1895 музей принимал своих посетителей в … помещениях простого аптечного склада, куда первые коллекции приютил первый его директор Василий Николаевич Радаков.
Строительство же собственного здания музея началось по инициативе Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова, первого председателя Приамурского отдела Императорского Русского географического общества по проекту инженера Н. Ф. Александрова и инженера-архитектора Л. О. Чайковского. Этот документ хранится в фондах музея как уникальный экспонат.
Общая стоимость строительства собственного здания музея составила около 70 тыс. рублей. Но денег в казне Приамурского отделения было не много - около 10 тысяч. Поэтому на стройку собирали всем миром.
Н. И. Гродеков предложил исполнить лишь часть проекта - строительства одной трети здания. Подходящее место было найдено в конце Алексеевской улицы, рядом с городским садом.
Многочисленные проблемы со стройкой пришлось решать новому директору музея Василию Петровичу Маргаритову (учитель, первый инспектор народных училищ Приамурского края).
Строительство музея было начато летом 1895 года, а в мае 1896-го Маргаритов с добровольными помощниками уже переносит часть экспонатов в готовые комнаты будущего музея.
Торжественное открытие и освящение первой трети собственного здания музея состоялось 6 декабря 1896 года. В адрес Приамурского генерал-губернатора С. М. Духовского пришла телеграмма от Его Императорского Величества, в которой сообщалось: «Радуюсь скорому учреждению библиотеки и музея. Николай II».
К этому знаменательному событию все коллекции музея, которые насчитывали к тому времени свыше 10 тысяч предметов, были разобраны и расставлены для обозрения публики.
Интересный факт: весной 1895 года в город поступили двухгодичные запасы медикаментов. Аптечный склад срочно нужно было освобождать от экспонатов музея. Так вот коробки с коллекциями музея больше года хранились не где-нибудь, а в канцелярии генерал-губернатора.
В это же время к зданию музея была доставлена из-под Уссурийска 400-пудовая черепаха, высеченная из гранита. Она была частью надмогильного комплекса чжурчженского полководца Эсыкуя. Черепаха стала по истине уникальным и легендарным экспонатом музея. Множество городских легенд связано с ней: от исполнения желаний - до придания мужской силы и даже замужества.

Выставка в Париже

Между тем строительство здания и пополнение коллекций Гродековского музея продолжалось. Наиболее ценным поступлением в музейное собрание 1897 года стали два скелета морской коровы Стеллера, один из которых позже был продан Парижскому музею естественной истории.
Эти средства и собранные частные пожертвования деньгами и строительными материалами сделали возможным в течение пяти лет закончить строительство всего здания музея.
В 1898 году к музею была пристроена вторая, центральная часть здания в два этажа, а в 1900-м - третья - трёхэтажное здание, идентичное первому.
В период завершения строительства третьей части директором музея был Семен Николаевич Ванков. Профессиональный военный, он провёл в Приамурском крае 17 лет, принимал активное участие во всех делах Приамурского отдела ИРГО, был инициатором устройства в Хабаровске водопровода и электрического освещения.
Однако длительные служебные командировки мешали выполнению обязанностей директора музея, и временно Ванкова на посту директора музея замещал Константин Евгеньевич Пфаффиус, известный горный инженер.
Ванков приобрел для музея 10 старинных крепостных пушек. При нем была сооружена ограда вокруг музея из вкопанных в грунт орудий и оригинальной решетки, к сожалению, не сохранившихся до нашего времени.
К началу ХХ века экспозиционные залы музея площадью в 1160 кв. м свободно вместили в себя систематизированные коллекции. Музей по праву стал «украшением Хабаровска и самым обширным хранилищем в Приамурье».
В 1900 году Хабаровский музей принял участие во Всемирной выставке в Париже. «Подбор коллекций Приамурского края, - писал в отчете С. Н. Ванков, - оказался составленным с такой научной подготовкой, что был признан одним из лучших экспонентов Парижской выставки, и Приамурскому отделу ИРГО был присуждён диплом на золотую медаль».
Кстати, первые музейные коллекции сложились из многочисленных пожертвований активных членов Приамурского отдела Географического общества и жителей города. Так, В. Н. Радаков передал музею научно обработанную орнитологическую коллекцию, С. А. Монковский - коллекцию насекомых, М. С. Введенский - гербарий.
И в последующем комплектование музейного собрания осуществлялось за счет поступлений от представителей администрации, разъезжавших по краю по служебным делам, от хабаровских учителей, врачей, предпринимателей.
Особая заслуга в создании музея принадлежит Н. И. Гродекову, генерал-губернатору и первому председателю Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. Им были пожертвованы большие личные средства на устройство музея, собраны богатейшие коллекции по этнографии, приобретены книги, картины, старинные монеты, положено начало художественному отделу.
В 1902 году Приамурский отдел ИРГО обратился с ходатайством к Министерству внутренних дел о присвоении музею имени Гродекова и получил разрешение.
Официальное название «Гродековский музей Приамурского отдела Императорского Русского географического общества» было отменено в январе 1921 года. В 1994 году - в год столетия музея - имя Гродекова было возвращено в его название.

Этот удивительный Арсеньев

В 1910 году на пост директора Хабаровского музея избирается уже известный к тому времени путешественник и исследователь Владимир Клавдиевич Арсеньев. Он был директором дважды: с 1910 по 1918 г. и с 1924 по 1926 г.
«Арсеньевский» период в истории музея стал поистине его «золотым веком». В музейной работе Арсеньев особо выделял систематизацию, хранение и постоянное комплектование фондов.
Именно Арсеньев заложил те главные направления в работе музея, которые принесли ему славу и которые поныне составляют суть его деятельности:
- научное исследование и описание Дальнего Востока;
- сбор материалов, документирующих его историческое развитие, и бережное хранение их;
- непосредственное участие в решении народнохозяйственных проблем края;
- всемерная популяризация знаний о крае;
- привлечение всех слоёв общества к интересам музейного дела.
Ежегодные экспедиции были источником пополнения музейных коллекций. Этнографические, зоологические, археологические и другие сборы В. К. Арсеньева и его сподвижников представляют большой научный интерес и поныне.
Владимир Клавдиевич стал одним из первых исследователей языка и культуры коренного населения Уссурийского края.
Под эгидой музея Арсеньев создал кружок любителей этнографии (1913 г.), участниками которого были фольклорист М. А. Азадовский, этнограф И. А. Лопатин, искусствовед А. Н. Свирин.
На еженедельных субботних заседаниях кружка обсуждали русскую и иностранную литературу по разнообразным вопросам этнографии.
Также члены кружка активно помогали Арсеньеву атрибутировать этнографическую коллекцию музея.
Владимир Клавдиевич создал обширную сеть корреспондентов по краю. Им были составлены стандартные письма-запросы в организации и к частным лицам с просьбой присылать в музей предметы с указанием места, времени, условий бытования.
Число коллекций по этнографии коренного населения Дальнего Востока, собранных В. К. Арсеньевым и представляющих интерес, возросло. Поэтому он оказывает помощь другим музеям в пополнении их коллекций.
Им были переданы материалы в Румянцевский музей, музей Казанского университета, в этнографический отдел Русского музея, музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Академии наук.
Устанавливая широкие научные контакты, Арсеньев стремился поднять престиж Хабаровского краеведческого музея, как научного учреждения. Он установил связь с этнографом Л. Я. Штернбергом, исследователем из Венгрии Бартоши и многими другими.
В 1913 г. в Хабаровске произошла встреча Арсеньева с Нансеном - норвежским полярным исследователем. Нансен посетил Приамурскую выставку в 1913 г., библиотеку и музей в сопровождении Арсеньева, давшего пояснения.

Подъём краеведческого движения

В 1926 году В. К. Арсеньев передал музей в руки Карла Яновича Лукса, уполномоченного Главнауки.
К. Я. Лукс завершил начатую Арсеньевым разработку Положения о музее, который упорядочил его работу как государственного учреждения. Благодаря усилиям Лукса картинная галерея Хабаровского музея была переведена в отдельное здание. Так было положено начало Дальневосточному художественному музею.
Во второй половине 1920-х годов материальная база музея укрепилась. Здание подверглось капитальному ремонту: были заменены дренажные трубы и колодцы, установлены электропроводка, водопровод, канализация, перестроены лестницы и потолки. Была оборудована рабочая комната с библиотекой для научных сотрудников, приобретена музейная мебель и оборудование для экспедиций.
Культурно-просветительная работа музея приобрела иные масштабы. Работники проводили занятия в школьных краеведческих кружках, организовывали экскурсии по городу и краю, готовили выставки-передвижки, а также выставки к 10-летию Октября, к 70-летию Хабаровска.
В этот период в стране происходит подъем краеведческого движения. Организуются многочисленные краеведческие ячейки и кружки, которые активно включаются в изучение и исследования края. Работники музея составляют инструкции по сбору материалов по природе и истории края.
Карл Янович организует и сам принимает активное участие в сборе экспонатов для выставки, посвящённой искусству народов СССР, которая проходила в Москве в 1929 году. Часть экспонатов выставки была закуплена центральными музеями. Экспозиция Хабаровского музея была награждена почётным отзывом.
Но уже в конце 1920-х годов в деятельности всех государственных структур и институтов стали все заметнее проявляться черты тоталитаризма, диктата коммунистической партии. Директором музея в тот период был бывший революционер, прошедший царскую каторгу, Н. Н. Билибин, который призвал сотрудников «стряхнуть с себя архаические традиции дореволюционного периода».
Решения I музейного съезда в 1930 году призвали музеи стать рупорами партии, активно внедрять в общественное сознание идеи марксизма-ленинизма. Приоритетной в экспозиционной работе музея стала тенденция «показа идей, а не вещей».
В музее начинается реорганизация и реэкспозиция. Самый подготовленный план реэкспозиции музея был создан Семёном Яковлевичем Сизых - учёным секретарём музея. Но этот план не был предварён в жизнь. Изменения происходили не только в судьбе музея, но и в судьбах людей…

Репрессии и война

Колесо политических репрессий не обошло стороной и музей. В 1930-х гг. происходит кризис музея. Он утратил свой исследовательский и научный потенциал и получил агитационно-пропагандистскую направленность деятельности.
Стационарную экспозицию стали подменять временные и передвижные выставки. Не изменило положение музея передача его в систему Академии наук с 1936 по 1938 год.
Репрессии 1930-х годов усугубили кадровые проблемы музея. В музее шла частая смена директоров.
В 1937-1939 годы были арестованы шесть сотрудников, в том числе директор Зеленский. Были арестованы - А. Н. Липский, А. И. Кардаков. Арестован, но вскоре выпущен на свободу Г. Е. Сольский. Понимая, что его не оставят в покое, он срочно покинул Хабаровск. Заведующий отделом природы А. И. Кардаков в 1938 году был обвинен в шпионаже в пользу Японии и по постановлению «тройки» расстрелян.
Репрессии музейщиков-про­фессионалов, как следствие - кадровая нестабильность, невысокий уровень образования вновь пришедших сотрудников и отсутствие специалистов привели музей в период затяжного кризиса. Резко сократилось финансирование, что привело к ослаблению материальной и научной базы.
Даже надстройка третьего этажа в 1939 году, давшая музею дополнительные 200 кв. м площади, часто использовалась не по назначению, порой там жили сотрудники музея.
Еще более ухудшилось положение музея в годы Великой Отечественной войны. В первые месяцы военных действий восемь сотрудников из небольшого коллектива музея были призваны в действующую армию.
Директором музея была назначена хрупкая женщина - Долма Санджимитеповна Цыбыктарова (1941-1946 гг.).
Резко сократилось финансирование, порой не выплачивалась зарплата, но музей все военные годы продолжал принимать посетителей, организовывал экскурсии, сотрудники выступали с лекциями в самых отдаленных уголках края, вели циклы радиопередач и публикаций.
Научно-практическая работа сотрудника музея Нины Моисеенко «Лекарственные растения Хабаровского края» спасла в годы Великой Отечественной войны многих дальневосточников от болезней и смерти.
Музей проводил активную выставочную работу. Ведущее место занимали выставки, посвящённые успехам Красной армии и военной истории страны.
В годы войны продолжалось научное комплектование музейного собрания. Особую ценность представляет коллекция плакатов этого времени, в том числе созданных дальневосточными художниками. После завершения разгрома милитаристской Японии в 1945 году в музей поступили трофеи из Маньчжурии - русская пушка из г. Цзямусы, обмундирование, образцы трофейного оружия.
После войны местным властям пришлось обратить внимание на бедственное положение музея. Были изысканы средства на текущий ремонт здания, обновление экспозиций, проведена сверка наличия фондов.
Постепенно жизнь музея нормализуется. В 1946 году хабаровчане получили возможность познакомиться с новой экспозицией отдела социалистического строительства.
В этом же году музей организовал большую Хорско-Анюйскую экспедицию с целью обследования мест в верхнем течении реки Хор, где не довелось побывать В. К. Арсеньеву. Благодаря данной экспедиции в фонды музея поступило 150 этнографических предметов и гербарий из 200 видов растений.
В 1949-м состоялась экспедиция музея в низовья Амура, приуроченная к 100-летию открытия устья Амура Невельским. Она прошла по реке от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре.

Всеволод Сысоев

Дальнейший взлет в деятельности музея связан с приходом на должность директора музея Всеволода Сысоева (1962-1972 гг.) - известного охотоведа и писателя.
В юности Всеволод Петрович познакомился с произведениями Арсеньева, которые оказали огромное влияние на будущего писателя. С энтузиазмом Сысоев берется за возрождение музея.
Главной задачей в своей работе он считал приведение обветшавшего музея в состояние, достойное этого учреждения. Он добился средств, материалов и проводит капитальный ремонт всего здания. После ремонта Сысоев возглавил в коллективе работу по созданию новой экспозиции.
В 1967 году в музее была создана одна из лучших в эстетическом и научном отношении экспозиций. Через год Хабаровскому музею, наряду с 11 музеями России, присвоено звание «Лучший музей РСФСР».
Всеволод Сысоев восстанавливает научные связи с видными учеными и научными учреждениями страны. В этот период музей возобновляет регулярные комплексные экспедиции по научному комплектованию и участвует в археологических экспедициях Академии наук. Музей сотрудничает с академиком Окладниковым.
Видя необходимость расширения музея, Сысоев начинает работу по пристройке дополнительных площадей к основному зданию. В новом здании планировалось разместить панораму «Волочаевское сражение» и экспозиции музея, а в старом - расширить фондохранилище музея.
В 1975 году уже после ухода Сысоева строительство было завершено, музей дополнительно получил 800 кв. м площадей. Именно тогда к основному корпусу было пристроено новое здание, в котором разместилась не только уникальная панорама «Волочаевская битва», но и несколько экспозиционных залов.
В результате активной работы с посетителями бурного развития внутреннего туризма резко возросла посещаемость Хабаровского краевого музея - 200 тысяч человек в год. Музей стал объектом показа для гостей самого высокого, правительственного уровня, посещавших край в 70-80-х годах ХХ века.
Директором музея в период с 1972 по 1981 г. была Лилия Степановна Григорова.
Научные сотрудники музея в эти годы активно выступали с лекциями, докладами, проводили экскурсии по историческим местам. Следует отметить шефскую работу музея в воинских частях, куда систематически выезжал передвижной музей.
В 1979 году в музее был создан литературный отдел. В 1981 году состоялось открытие экспозиции Дальневосточного литературного музея, который был в то время единственным на Дальнем Востоке.
В 1980-е активизировалась на­учно-методическая работа музея. Приказом Министерства культуры Российской Федерации он был объявлен головным научно-методическим центром Дальневосточного региона.
Музей стал активно влиять на развитие музейной сети края. Рождение новых и совершенствование старых экспозиций в филиалах, ведомственных, районных и общественных музеях происходило при непосредственном участии сотрудников Хабаровского краеведческого. С 1980 по 1990 г. при его содействии было создано 8 музеев на правах филиалов.
Научно-просветительная работа музея в 1980-х годах прошла в поисках новых, более эффективных форм обслуживания посетителей. Главной заботой сотрудников стала работа с детьми. В конце 1980-х годов начали разрабатываться и внедряться программы музейного всеобуча.
В то же время музей постепенно начинает наращивать свой научный потенциал и развивать международные связи. Его сотрудники выступали с научными сообщениями на конференциях, публиковались в научных изданиях и в периодической печати. Музей приступил к самостоятельным археологическим раскопкам, исследованиям в области истории и памятниковедения.

Николай Рубан

Современный период истории музея связан с именем Николая Ивановича Рубана, который почти 25 лет был директором музея (1994-2018 гг.).
В 1990-е годы музей вошел с большими надеждами и планами преобразований. При этом в стране творился хаос, но в этих сложных экономических условиях Николаю Ивановичу удалось организовать, а главное, завершить капитальный ремонт здания музея и создать новые экспозиции.
В 1994 году музей вновь открыл свои двери для посетителей. В день своего столетнего юбилея Хабаровскому краеведческому музею было возвращено имя Н. И. Гродекова. С 1996-го музей начал проводить ставшие уже традиционными научно-практические конференции «Гродековские чтения».
Продолжилась традиция полевых исследований. Ежегодные разведки и раскопки отдела археологии, этнографические, историко-бытовые и естественно-научные экспедиции пополняли музейное собрание на 2-3 тыс. единиц хранения в год.
Пополняется собрание музея и благодаря дарителям, с 1999-го в музее каждый год проводится для них праздник - День дарителя.
В конце 1990-х развиваются контакты краеведческого музея с музеями Японии, США, Германии и других стран. Музей участвует в международном обмене выставками, проводит совместные экспедиции, научные исследования в области археологии, истории, природы с японскими и китайскими специалистами.
В музее немецкого города Шпандау экспонировалась (с 1994 по 1997 гг.) шестидюймовая пушка. Это единственный экземпляр найденной пушки, которая была изготовлена в Германии (1860 г.), в Шпандау.
Судьба этой пушки интересна. В 1899 г. Николай Иванович Гродеков совершал инспекторскую поездку в Порт-Артур, собрал и доставил в музей большую коллекцию предметов вооружения китайской армии. В том числе и эту пушку.
По договору с музеем Цитадель в городе Шпандау пушка экспонировалась, там же у нее был отреставрирован деревянный лафет. Срок аренды закончился в 1997 г., и пушка благополучно вернулась в Хабаровск.
В 1990-х годах в структуру краевого музея влился бывший Музей истории молодежного движения края, преобразованный на правах отдела в Музей археологии - первый полнопрофильный музей древней истории на территории российского Дальнего Востока. Археологическая коллекция музея насчитывает около 70 000 предметов.

Жизнь продолжается

Не утихает работа и в наши дни. В 2000 году Хабаровский краевой музей одним из немногих в стране прошел государственную аккредитацию как научное учреждение, а в 2010-м - официально утвержден в статусе государственного научного учреждения культуры.
В музее создан научно-изда­тельский отдел с собственной полиграфической базой, ориентированный на выпуск изданий, подготовленных сотрудниками музея, - монографий, сборников научных статей, каталогов музейных коллекций и других изданий, популяризирующих научные знания.
С 2000 года увидели свет 28 томов «Записок Гродековского музея», 9 каталогов, 31 монография, 157 сборников статей.
В 2011 году на базе музея состоялось расширенное заседание президиума Союза музеев России. В Хабаровске побывали директоры более 80 музеев России во главе с президентом Союза М. Б. Пиотровским.
В 2010-2011 годах коллектив Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова завершил музейное осмысление советского периода в истории Хабаровского края и создал две крупные исторические экспозиции «Развитие Хабаровского края в 1923-1953 годах» и «Хабаровский край во 2-й половине ХХ века».
В 2010 году музейный проект «Трудами Вашими - здесь Россия!», посвященный выдающемуся государственному деятелю России XIX века - генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьёву-Амурскому, был удостоен престижной Всероссийской премии «Александр Невский».
В 2012 году в историческом корпусе музея в содружестве с Хабаровской и Приамурской епархиями была создана уникальная экспозиция «История Русской православной церкви на Дальнем Востоке».
Спустя год комплекс исторических экспозиций музея замкнула экспозиция «Хабаровский край в XXI веке», ориентированная на молодёжь и представляющая значимые достижения в экономике, культуре и социальной сфере края за последнее десятилетие.
В основе всех музейных экспозиций лежат эксклюзивные научные разработки сотрудников Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова.
Музей по-прежнему востребован среди хабаровчан и гостей города. И пусть так будет всегда.

Подготовил
Игорь ДМИТРИЕВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

11.05.2024 15:12
Дальневосточники, вы в игре

11.05.2024 09:11
Успейте на «Амурфест» в Хабаровске

10.05.2024 09:43
На выходных можно прогуляться с врачом и посмотреть дрифт

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента



08.05.2024 00:20
Сколько же было радости в тот день, когда закончилась война
… Тамаре Чупринской было шесть лет, когда началась война. Отец хоть и не воевал, но дома практически не появлялся – строил дороги. И сколько же было радости в тот день, когда закончилась война! По просьбе учительницы – всех встречных оповестить о Победе – девочка поспешила из школы домой (жили под Хабаровском, на 24-м км Владивостокского шоссе). Бежала по обочине, останавливала машины и кричала: «Победа! Больше нет войны!» От долгожданной новости люди и плакали, и смеялись. В тот вечер на праздничном столе Тамаре запомнился кисель, которого пили вволю. А ещё были оладьи из кукурузы…

… Вчера в Хабаровском специальном доме ветеранов состоялся торжественный концерт, посвященный 79-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В нём принимали участие жители Дома ветеранов, которые подготовили творческие номера, а также приглашенные творческие коллективы Хабаровска.

08.05.2024 00:00
Отец моего мужа освобождал Харьков
Татьяна Маслакова, народная артистка, прима Хабаровского краевого академического музыкального театра: – Я только что вернулась из театра, где смотрела предпремьерный показ нового спектакля ко Дню Победы, который называется «Письма надежды».