Время новых решений

Время  новых  решений
На стройках века, в том числе БАМе, хорошо платили. Многие строители стали дальневосточниками

Хабаровскому краю - 82 года, но официальная жизнь территории, на которой он приобрел свой статус, берет начало с 1861 года. В те далекие годы с целью сохранения территории за страной царским правительством был принят комплекс мер, способствовавший заселению региона, продолжен он был и в советские годы. Об этом и о том, какая нынешняя программа развития есть у региона, рассказывает Татьяна Ярославцева, доктор исторических наук, член регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России», профессор Дальневосточного юридического института МВД России:
- На основании «Правил для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири» (от 27.04.1861 г.) переселенцам выделялся участок земли в размере до 100 десятин на семью, а для общественного пользования 15 семейств - до 1500 десятин.
Переселенцы имели льготы: земельный налог не оплачивали 20 лет; от пошлин, государственных повинностей и «военного постоя» горожане были свободны 10 лет; получали ссуды для «устройства хозяйства» 100 руб., с 1912 г. по 400 руб. на семью.
Однако были и обязательные условия: в сельской местности требовалось обрабатывать земли в течение 5 лет; в городах - не позднее 3-х лет «обзавестись прочной оседлостью» (недвижимость, сады и огороды, приносившие доход). Для закрепления населения в регионе было запрещено «отчуждение» земельного участка.
Результаты не заставили себя ждать: было создано 7877 населенных пунктов, 76 районов. Общая численность населения увеличилась с 195,1 тыс. (1890 г.) до 988,3 тыс. (1916 г.).

Как привлечь трудовые ресурсы

После смены государственной власти численность населения продолжала расти и в 1926 г. составляла более 1,5 млн человек. В СССР с целью хозяйственно-устойчивого заселения территории, особенно в период коллективизации и индустриализации региона, потребовалось значительное увеличение трудовых ресурсов.
На решение сложной задачи было направлено постановление СНК СССР «О дополнительных льготах для переселенцев в Дальне-Восточный край» (от 01.02.1930 г.), согласно которому снижалась стоимость проезда в жестком пассажирским вагоне по общему тарифу и по водным путям сообщения в III или IV классе на 10%; для группового переселения, членам колхозов, организованных красноармейцами, красногвардейцами и красными партизанами, если эти граждане составляли не менее 50% трудоспособных мужчин, был бесплатный проезд; бесплатно перевозили крупный рабочий и «пользовательный» скот до 3 голов на хозяйство, фураж для прокорма скота в пути.
Переселенцы снабжались хлебом в течение первого года, а дефицитными товарами - в течение трех лет. 
Действенной мерой являлась отсрочка на два года платежей по ссудам, выданным кредитными товариществами, сроки по которым наступали после переселения и право поступления в высшие учебные заведения Сибири и ДВК детям крестьян-бедняков и середняков, ремесленников, кустарей, не применявших наемного труда.
Для оказания помощи в переселении и хозяйственном устройстве колхозников, единоличников и трудящихся, переселявшихся в колхозы, было в ноябре 1937 года принято совместное постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О льготах по сельскохозяйственному переселению», установившее льготы.

В числе них: бесплатный проезд, провоз скота, имущества до 2 тонн на каждую семью, питание и медицинское обслуживание в пути переселявшимся в групповом порядке; льготный проезд и провоз имущества в количестве до 1 тонны с оплатой в размере 50% общего тарифа переселявшимся в одиночном порядке; обмен зернопродуктов, картофеля и скота, сданного в местах выхода, и получивших равноценное количество в районах вселения.
Стимулом к переезду являлось и «освобождение» переселенцев от всех числившихся за ними недоимки по сельскохозяйственному налогу, культсбору, страховым платежам и обязательным поставкам государству сельскохозяйственных продуктов в местах выхода.

Почему работали льготы

Особое внимание заслуживают виды льгот переселенцам. Это обеспечение скотом и право на кредит сроком на 5 лет для приобретения коров, на хозяйственное обзаведение сроком на 3 года по 400 руб. (в районах Крайнего Севера - 1000 руб. с погашением его со 2-го года), и право на возврат 50% стоимости коров и 500 руб. на хозяйственное обзаведение семьям красноармейцев.
Было установлено право на долгосрочные ссуды на переселение (колхозам и колхозникам-переселенцам) из расчета 2% годовых.
При этом переселенцев и колхозы, принимавшие переселенцев, освободили от сельскохозяйственного налога, денежного подоходного налога, культсбора, страховых платежей и обязательных поставок государству зерновых культур и риса на 10 лет.
Они особождались от обязательной поставки государству мяса, картофеля, подсолнуха, шерсти, молока и масла, а также от обязательной государственной контрактации сои, овощей и льна на 5 лет (в отдельных районах на 10 лет).
По истечении 5 лет размер поставок и контрактации уменьшался в течение последующих 5 лет на 50%; от корневой (попенной) платы за древесину сроком на 2 года.
Одновременно государство предоставило право на ссуду: колхозам - семенную, а переселенцам - продовольственную, в размере до 3 центнеров хлеба на каждую семью, с погашением ее натурой в течение 2 лет; на дом с надворными постройками и усадьбой.
Давался долгосрочный кредит: на 5 лет для ремонта домов и надворных построек, переданных переселенческим семьям красноармейцев; на 15 лет на строительство домов и надворных построек. Кроме того, оказывалась денежная помощь в размере 50% от стоимости ремонта или строительства дома.
В ответ на льготы переселенцы обязаны были застраховать дом и производить надлежащий ремонт. Это воспитывало бережное отношение к жилью.
При выезде переселенцев из региона с них взыскивали неоплаченную часть суммы ссуд на хозяйственное обзаведение, приобретение скота, семян, фуража, на ремонт и строительство домов и надворных построек. Это помогало сдерживать отток населения.

Забытое слово - «спецконтингент»

Свой вклад в строительство различных объектов Хабаровского края внесли так называемый «спецконтингент» и «спецпоселенцы». В феврале 1939 г. численность заключенных исправительно-трудовых лагерей на Дальнем Востоке составляла 528 066 человек.
С 1943 г. и по 1955 г. их ряды пополняли каторжане, вынужденные проживать по месту отбывания срока от 15 до 20 лет без права выезда.
Архивные источники свидетельствуют о том, что фактически именно руками «спецконтингента» были построены железные дороги, оборонные предприятия, аэродромы, нефтепроводы, мосты. Эти люди добывали уголь, вели гидротехнические работы на Амуре, трудились на лесозаготовках и других объектах.
В сельскую местность переселенцы для создания колхозов, совхозов направлялись в централизованном порядке. Установленный порядок предусматривал, что Переселенческое Управление при СНК СССР оплачивало стоимость провоза переселенцев, скота и имущества по железнодорожным и водным путям, и медико-санитарное и культурно-бытовое обслуживание переселенцев в пути следования.
Работы по раскорчевке и подъему целины, по обводнению и осушке земель производимых в местах вселения в пределах планов, установленных Наркомземом СССР, проводили за счет государственного бюджета колхозы. Они же организовывали административно-хозяйственное, школьное и медико-санитарное строительство.

Регион особого значения

Вплоть до середины 1980-х гг. Дальневосточный регион находился под полноценным государственным патронажем. Это позволило повсеместно возводить инфраструктуру, производственные и социальные объекты, жилье, развивать все виды хозяйственной деятельности.
К 1989 году в Хабаровском крае действовало 344 промышленных предприятия. Крупные заводы - «Амурсталь», «Амурлитмаш», «Дальэнергомаш», «Дальдизель», «Хабаровский станкостроительный завод», «Амуркабель», «Дальсельмаш» - хорошо знали в СССР и за рубежом. Текучесть кадров в промышленности региона не превышала 16%.
В агропромышленном комплексе действовали 23 колхоза и 109 совхозов. В системе образования работали 636 общеобразовательных школ, 51 профессионально-техническое училище, 12 вузов.
Принимали посетителей 605 клубов, 591 массовая библиотека, 5 театров, 16 музеев. Медицинской помощью обеспечивало 189 больничных учреждений.
Наличие рабочих мест, курс на улучшение социально-бытовых условий привели к росту численности населения, которая только в Хабаровском крае составила 1728,1 тыс. чел., в том числе сельского - 370, 2 тыс. (в 1985 г.), 1824,1 тыс. чел., в том числе сельского - 395 тыс. (1989 г.).
Даже по сухим цифрам статистики видно: до конца 1980-х годов Хабаровский край был на пути к процветанию и еще несколько лет пользовался плодами, созданными не одним поколением дальневосточников.

Тернистый путь к рынку

Однако со второй половины 1980-х гг. реформа государственной власти, спровоцированная «перестройкой», переходом к рыночным отношениям, привела к прекращению развития всех сфер хозяйствования на всех территориях региона и резко снизила качество жизни населения, а также ускорила отток трудовых ресурсов.



Большинство сельских поселений стремительно потеряли градообразующие предприятия, не став привлекательными для вхождения инвестора на «неразвитую» территорию. В отдельных сельских поселениях с неиспользуемым разрушающимся имуществом (например, бывшие военные городки) органы местного самоуправления не смогли обеспечить сохранность, ремонт и эксплуатацию инфраструктуры бывших ведомств - в местных бюджетах просто не было на это средств.
Финансовый дефицит не позволил органам местного самоуправления без поддержки других уровней власти создать для жителей комфортные условия и объекты предпринимательства. А значит, не было возможности создать новые высококвалифицированные рабочие места и устойчивые формы занятости для местных жителей и приезжих. В результате у большинства муниципальных образований Хабаровского края и сегодня нет условий для развития сельскохозяйственных комплексов и создания рабочих мест, востребованных в рыночных условиях.
Вот почему большинство сельских жителей существует в зоне социальной напряженности: качество их жизни и уровень доходов существенно ниже, чем в городах, а уровень потребностей сопоставим. Они предпочитают работать на более квалифицированных местах в городских условиях, а это способствует оттоку населения (особенно молодежи) из отдаленных от административного центра поселений или выезду за пределы региона.
В результате к 1990 г. численность населения в Хабаровском крае снизилась до 1 619 663 человек, а к началу 2020 г. она составила 1315643 человека, при 82,09% городских жителей.

Как вернуть в край людей?

Одной из попыток изменить ситуацию стала программа «Дальневосточный гектар» (2016 г.), однако проблемы для ее реализации не позволили эффективно внедрить в жизнь идею привлечения новых жителей Дальнего Востока. На земельном участке отсутствуют коммуникации, нет активного содействия властей в постройке жилья, финансовые ресурсы для реализации проекта малодоступны участникам, не созданы условия для ведения бизнеса на сельских территориях Дальнего Востока.
К сожалению, позитивные исторические уроки по выделению земельных участков в Российской империи или СССР не были учтены. Программа изначально не имела реального механизма исполнения, отсюда возникло множество проблем у органов власти всех уровней и граждан-участников. Зачастую «гектары» нарезали вплотную друг к другу и без проходов и проездов. Часть территорий «дальневосточного гектара» оказалась в запретной зоне.
Не единичны случаи, когда выбранные участки оказывались под обременением, и их замена была невозможна. В органах местного самоуправления существует дефицит подготовленных специалистов. Как результат - кадастровый учет был проведен некачественно либо вообще не проведен, что ограничивало возможность подавать заявки. По данным на 22.09.2020 г., в Хабаровском крае на получение «дальневосточного гектара» заключили 10375 договоров.
Невольно задумаешься: изменит ли программа «Дальневосточный гектар» положение дальневосточников в лучшую сторону, привлечет, а главное, задержит ли новых добровольных переселенцев на Дальний Восток?

Нужны системные решения

Цель современной государственной политики по ускорению экономического развития и повышению качества жизни населения Дальнего Востока пока не достижима. Требуются быстрые и эффективные системные решения.
Хочется надеяться, что в 2020 г. был сделан первый шаг. На основании Указа президента РФ от 26.06.2020 г. «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» Правительство РФ уже 24 сентября утвердило Национальную программу «Социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года».
Есть в данной программе место и для Хабаровского края. В Хабаровском крае планируется строительство инфраструктурных объектов, создание производств в промышленной и сельскохозяйственной сфере регионального хозяйства.
Например, в Хабаровском муниципальном районе предполагается строительство свиноводческого комплекса по производству до 70000 голов в год (2023 г.); в Комсомольском районе - возведение объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционного проекта по созданию туристского кластера «Амур-Хабаровск» и «Комсомольский»; в районе им. Лазо - реализация третьей очереди тепличного комплекса «Эвергрин» (2022 г.), лесоперерабатывающего комплекса.
Список продолжают строительство гидрометаллургического комбината в г. Советская Гавань (2025 г), вторая очередь Амурского гидрометаллургического комбината (2025 г.), завершение строительства угольного и глиноземного терминалов в морском порту Ванино (2023 г.), другие объекты…
Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, повышение уровня обустройства дорог федерального значения и проектов по реконструкции ремонтно-непригодных мостов (строительство и реконструкция мостов и путепроводов), финансирование которых предусмотрено соответствующими национальными (федеральными) проектами и государственными программами Российской Федерации снимут проблемы разобщенности населения.
Станет возможным решение вопросов по трудовой занятости сельских жителей, активизируется предпринимательство в отдаленных муниципальных образованиях края.
Строительство (реконструкция) объектов в 4 аэропортовых комплексах - Хабаровск (Новый), Охотск, Херпучи, Аян (Мунук) позволит населению преодолевать транспортную отдаленность от административного центра края. Во всех удаленных населенных пунктах до 2035 г. предстоит обеспечить авиационную доступность и доступ к высокоскоростному Интернету, на его основе - доступ к услугам телемедицины и дистанционному образованию.
Особое внимание - социалке
В области социального развития до 2024 года запланировано строительство (реконструкция) 23 организаций здравоохранения, из них 18 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, расположенных в приспособленных помещениях; оснащение медицинских организаций 8 передвижными медицинскими комплексами.
Предстоит укрепление ма­териально-технической и кадровой базы учреждений культуры. Способствовать этому будут единовременные компенсационные выплаты работникам отрасли, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек. Особенно важно, что в 32 сельских общеобразовательных организациях предстоит создать условия для занятий физической культурой и спортом.
Частично будет решена проблема расселения жильцов аварийного жилищного фонда, составляющего 53,99 тыс. кв. метров за счет увеличения годового объема жилищного строительства до 352 тыс. кв. метров.

Курс - на рост

Программа задает курс на новую индустриализацию. К 2035 г. в Хабаровском крае должны действовать крупный целлюлозно-бумажный промышленный кластер; Центр авиационной промышленности; Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, готовый выпускать новые виды военных и гражданских самолетов и вертолетов, полностью обеспечить потребность в развитии малой авиации на Дальнем Востоке, а также судостроительный комплекс «Звезда» по производству специализированных крупнотоннажных судов по конкурентной цене.
Социально-экономическое развитие позволит расширить базу отдыха не только для дальневосточников, но и гостей Хабаровского края организация скоростного пассажирского движения Хабаровск - Владивосток. Новые туристские кластеры, которые предстоит создать в каждом из 11 регионов Дальнего Востока, должны повысить туристическую привлекательность не только региона, но страны в целом.
Принятые меры, при достижении результатов, повлияют на миграцию населения - она снизится. Создание рабочих мест и условий для предпринимательства приведет к повышению доходов населения, их качество жизни улучшится. Остается надеяться на то, что молодежь будет закрепляться в регионе не только при условии материальной поддержки, что в рыночных отношениях, безусловно важно, но из-за общественно-социальной востребованности на рынке труда.
С принятием Программы край ждут серьезные и долгожданные преобразования. Надо отметить, что действия нового руководителя края в течение сентября - октября 2020 г. свидетельствуют о его знании управленческих технологий и понимании ситуации, сложившейся в крае и в системе государственного и муниципального управления. На днях Михаил Дегтярев заметил, что «равнодушным и некомпетентным чиновникам не место в его команде». Это позитивный знак для начала преодоления кризисной ситуации в Хабаровском крае.
Действительно, меры, предусмотренные государством для изменения ситуации в Хабаровском крае до 2035 г., могут дать положительные результаты при условии, если в команде руководителя края будут подобраны неравнодушные и компетентные управленческие кадры. Это позволит определять эффективные методы достижения цели и устранить формализм.
Как преподаватель вуза, считаю, что готовить управленческие кадры должны региональные учебные заведения всех видов. Заказ на подготовку специалистов должен быть сформирован региональными органами власти.
Вузам федерального подчинения сложнее решать вопросы о потребности в новых специальностях, необходимых хозяйству края. Это хорошо понимали в советский период, поэтому открывали учебные заведения в Хабаровском крае, предусматривали систему стажировок и практик на базе местных предприятий.
Способствовала закреплению кадров и система распределения. В новых условиях также не помешает принять специальную программу в сфере образования Хабаровского края и готовить кадры для региона, вернув, например, из РАНХиГС бывший ДВАГС.
Изменить положение жителей сельских территорий позволят новые формы взаимодействия государственной и муниципальной власти и предпринимательства - государственно-частное и муниципально-частное партнерство, которые сегодня не развиты на Дальнем Востоке.
Например, развитие территорий любого уровня, особенно сельских, возможно через участие социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в муниципально-частном партнерстве (МЧП), направленном на решение социально значимых проблем широких слоев населения.
Важным условием также является активное взаимодействие органов власти с населением и гражданскими институтами. Не лишним будет и обратиться к истории государственной политики на Дальнем Востоке. Меры, принятые в Российской империи и СССР, направленные на освоение и развитие региона, а главное, на заселение и закрепление населения, требуют особого изучения, а некоторые - и срочного применения в современных условиях.

Повод для размышлений

Годовщина Хабаровского края - это повод поговорить о трудностях и опыте их преодоления. Опыт 1970-х - 1980-х годов показал, что депутаты и чиновники всех уровней должны отчитываться перед избирателями и населением, отрабатывать свою зарплату и не скрывать от СМИ, тогда и выбор представителей народа в органы власти будет объективный, а значит, и проблемы дальневосточников будут решаться быстрее и качественнее.
Хочется верить в то, что органы власти всех уровней готовы включиться в деловой диалог с обществом, ведь жители Хабаровского края не сторонние наблюдатели, они заинтересованные граждане, любящие такой далекий от Москвы край, и большинство покидать его не намерено.
Надеюсь, что Программа со­циально-экономического развития Хабаровского края не станет очередным не реализованным актом за последние 20 лет и уроки истории будут учтены современниками.
Пожелаем любимому краю в его 82-летие былого процветания и благополучия его жителям!

Подготовила
Марина СЕМЧЕНКО.



В 2020 году в Хабаровском крае построены и введены в эксплуатацию два крупных промышленных объекта: Советско-гаванская ТЭЦ и беспылевой угольный терминал в бухте Мучке Ванинского района.
В Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года (распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р) включены следующие мероприятия по развитию промышленного производства в крае:
строительство завода по изготовлению металлоконструкций с установкой линии горячего оцинкования;
проработка вопроса развития сервисного центра по ремонту авиационных силовых установок, вертолетной и авиационной техники;
завершение реконструкции производственных мощностей публичного акционерного общества «Амурский судостроительный завод» и акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод»;
проработка вопроса организации производства по изготовлению и сборке составных частей российско-китайского самолета CR929;
проработка вопроса создания на территории опережающего развития «Хабаровск» центра по техническому обслуживанию и инженерно-техническому обеспечению парка отечественных самолетов региональной авиационной компании.
На октябрь 2020 г. в федеральном фонде запланировано рассмотрение вопроса предоставления займа компании «Дальстальиндустрия» в размере 270 млн рублей по ставке 5% на создание в г. Комсомольске-на-Амуре завода по изготовлению и обработке металлоконструкций методом горячего оцинкования. Общий бюджет проекта составляет 978,6 млн рублей, планируется создание более 100 новых рабочих мест.



В результате работы, проведенной правительством края с федеральными органами исполнительной власти по привлечению дополнительных средств федерального бюджета в краевой бюджет в течение 2020 года, объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в краевой бюджет по состоянию на 1 октября 2020 г., по сравнению с объемом, первоначально утвержденным Законом Хабаровского края от 4 декабря 2019 г. № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (27 686,6 млн рублей), увеличился на 21 804,0 млн рублей, или в 2,3 раза, и составил 49 490,6 млн рублей.
По сравнению с 2019 годом в 2020 году объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, увеличился на 18 571,8 млн рублей, или в 1,6 раза.







16.04.2021 15:06
3 года условно за контрабанду сибутрамина получила хабаровчанка
В Хабаровске 41-летнюю женщину осудили за контрабанду сильнодействующего вещества – сибутрамина.

16.04.2021 11:57
В марте инфляция в Хабаровском крае была ниже общероссийского уровня

16.04.2021 10:19
Дни Дальнего Востока пройдут в Москве
Дни регионов Дальнего Востока отменять не планируется.

16.04.2021 10:15
Праздновать дети смогу с родителями
Родителям разрешили организовывать мероприятия для детей в школах и детских садах.

16.04.2021 10:00
Она была гордая, как танкист
Один из популярных юмористических жанров - цитаты из детских школьных сочинений.



16.04.2021 10:05
Из года в год везёт свой воз
16 апреля 1920 года вышел первый номер газеты «Тихоокеанская звезда»

16.04.2021 09:28
Как же мы теперь без Игоря Желтоухова
13 апреля было девять дней, как нет с нами народного артиста России Сергея Лычёва. И надо же такому случиться, что именно в этот день ушла из жизни еще одна легенда - народный артист РФ Игорь Желтоухов.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




27.10.2020 13:43
В тени эйфории
1F6A9088.jpg 1F6A9068.jpg
 
Яндекс.Метрика