поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Дети, которые играют в историю

14.12.2017
Просмотры
428
Дети, которые играют в историю
Вячеслав Победённый, ученик математического лицея, на историческом квесте
Историки во все времена считались в России гуманитарной элитой. Но даже и без специального образования человек, который хорошо знает историю, интересен. У него есть свое мнение по поводу событий, которые происходят в его стране и в мире, он может провести некие параллели с другими событиями и предсказать, что будет дальше. Он читает не только ретродетективы и не рассуждает о судьбах Родины, вооружившись информацией из  модных сериалов или псевдоисторических статей из Интернета. В общем, фильмом «Матильда» его не напугать, тем более что мемуары балерины находятся в открытом доступе, их можно прочитать и сделать собственные выводы.
Набрать высокий балл на ЕГЭ по истории или обществознанию непросто. И потому победа на Всероссийской олимпиаде школьников - один из надежных путей попасть на престижный факультет. Победитель или призер олимпиады получает «зеленый свет» для поступления и сто баллов «автоматом» по своему предмету.  
В этом году выпускник хабаровской пятой гимназии Андрей Кучук поступил в Московский институт международных отношений (МГИМО). Помогла ему победа в финале Всероссийской олимпиады школьников по истории. Одно из самых многобалльных заданий олимпиады - эссе - он посвятил XVIII веку.
Педагог Андрея Ольга Авдошкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Дальневосточного университета путей сообщения, говорит, что у историков, конечно, могут быть любимые периоды. Например, она сама  - специалист по XX веку, писала по нему диссертацию, но не очень-то любит, слишком кровавым он был. Андрей Кучук выбрал XVIII век за романтизм и утонченную галантность. Написать грамотное эссе ему помогли знания по историографии – науке, которая изучает, как писали историю.
В этом году на смену «Умный город» приехали ребята, которые так  же любознательны и увлечены историей, как Андрей Кучук. 13 младших научных сотрудников, как их называли на смене, подающие надежду старшеклассники гимназий, лицеев и школ Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, поселков Ванино и Монгохто.
На занятиях они разбирали олимпиадные задания прошлых лет, учились писать эссе и работать над проектом. Преподаватели из Москвы и Хабаровска читали лекции о Гражданской войне и Смутном времени, знакомили с отечественной и зарубежной историографией об истории России.
- Можно научить писать эссе или делать проекты, но научить что-то знать практически невозможно, - говорит Ольга Авдошкина. - Нужна большая подготовительная база, которая закладывается дома и в школе и нарабатывается самостоятельно.
Задания Всероссийской олимпиады школьников, особенно в финале, не поддаются тем, кто умеет только зубрить. Детям предлагают для изучения подлинные исторические документы, географические карты, статистические таблицы, древние миниатюры.
Одно из заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории нынешнего года  - анализ карты начала XVIII века.
- По этой карте никуда не проедешь, потому что на ней есть рай, есть страна,  где живут василиски, - говорит Ольга Владимировна. – Наши дети были просто очарованы этой картой. Но как с ней работать? Я предложила им начать с подстрочника, то есть с надписей на полях карты.
Для успешного решения заданий надо знать целый комплекс фактов, дат, событий, явлений, процессов, исторических личностей. Например, по мультфильму 1947 года сделать вывод об идеологии советского общества того времени; узнать по портрету и фактам биографии политического деятеля; догадаться, в каком году в нашей стране была улица Электрозаводская; угадать по кусочку стихотворения поэта, который участвовал в войне.
Подготовка школьников к заключительному этапу олимпиады - не шаблонная работа. Для каждого ученика Ольга Авдошкина выстраивает индивидуальный курс. Занятия бывают самые разные: защита проекта, дебаты, интерактивные или деловые игры. Возможно, в таких играх рождаются будущие политики, дипломаты, писатели, которые через десяток лет начнут влиять на будущее нашей страны.