Для новых стандартов нужны учителя-мастера
поиск
14 июля 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Для новых стандартов нужны учителя-мастера

21.03.2011
Просмотры
882
Всех взволновало исключение из базовых предметов математики, истории и литературы. Это вызвало шквал критики со стороны педагогов и родителей, которая вылилась в Открытое письмо президенту РФ.

О том, как идет работа над стандартами, как все-таки будут учить в старших классах, рассказала заведующая кафедрой теории и методики обучения, кандидат педагогических наук Людмила Мошейко:

- Про новые образовательные стандарты шутят, что они похожи на черта - никто их не видел, но все боятся. Почему изменения в системе образования вызывают в обществе такую неоднозначную реакцию?

- Больше всего новыми стандартами недовольны сами педагоги. Не все, конечно, а те, кто не готов приспосабливаться к новым подходам в системе обучения. Сегодня аттестация обязательна для всех. Есть квалификационные требования к педагогу. И он в каждый момент своей работы в школе должен этим требованиям соответствовать. Это и будет проверяться региональными аттестационными комиссиями. После такого экзамена педагогу выдадут аттестационный лист, в котором будет написано: «Прошел аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности», или «Присвоена такая-то квалификационная категория».

Согласно профессору Нине Кузьминой, учителя делятся на три категории: еще не мастер, хороший педагог и учитель-мастер. В условиях новых стандартов нужны мастера.

- И все-таки, какие школьные предметы перестанут быть обязательными?

- Согласно проекту новых стандартов в средней (полной) школе, инвариантная часть будет состоять из предметов, уровень изучения которых един для всех школ России: «Русский язык», «Россия в мире», «ОБЖ», физкультура и организация работы над индивидуальным проектом.

Остальные предметы делятся на шесть образовательных областей, и ученики вправе сами выбирать уровень их изучения. Это даст возможность уйти от перегрузки школьников, о которой сегодня так много говорят сами родители. Очевидно, что в этом случае должен измениться и набор обязательных предметов для единого государственного экзамена.

- Если фундаментальный запас знаний сегодня не актуален, тогда какими умениями должны обладать выпускники школ?

- Способностью разрешать возникающие проблемы, выявлять и обрабатывать информацию, обладать коммуникативными способностями. Знания перестают быть конечным результатом образования, они являются лишь средством разрешения возникающих в жизни человека проблем. Поэтому возникла необходимость стандартизировать не предметное содержание образования, а программу деятельности ученика. Вследствие этого структура планируемых результатов образования в новых стандартах выглядит следующим образом: «ученик научится...(перечисляются способы действий)» и «ученик получит возможность научиться...». Кроме того, в соответствии с личностными характеристиками выпускника предполагается, что уже к окончанию 9 класса ученик будет ориентироваться в мире профессий, а к окончанию 11 класса будет подготовлен к осознанному их выбору. Этому поможет предпрофильная подготовка, которая в условиях реализации новых стандартов начнется с седьмого класса.

- Что изменится в жизни родителей с введением нового стандарта?

- Школьные советы, куда войдут родители учащихся, будут определять перечень предметов для вариативной части учебного плана в соответствии с интересами обучающихся и с учётом возможностей школы (финансовых, кадровых, материально-технических и т.д.). Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.