поиск
11 сентября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

ФГОС: перезагрузка системы образования

20.08.2014
Просмотры
363
ФГОС: перезагрузка системы образования
Ирина Дергачева (слева) и Наталья Чернышева представляют опыт работы
Одной из основных тем, обсуждавшихся на краевом августовском педсовете, были новые федеральные государственные стандарты. С этого года первой ступенью образовательного процесса стали детские сады, в которых теперь воспитывать ребенка надо будет в соответствии с определенными требованиями. Начальная же школа в крае уже внедрила все новшества и работает по ним в штатном режиме. Следующей осенью ее первые выпускники, полностью обучавшиеся по этим стандартам, пойдут в пятые классы, где их также будут учить по-новому.
Первая ступень

Несмотря на то, что дошкольное образование теперь подчиняется госстандарту, оно не является обязательным, а его основной задачей является не подготовка ребят к школе, а их индивидуальное развитие. Поэтому никаких экзаменов малышам детских садов сдавать не придется. Главная же установка для педагога - научить ребят самостоятельности, общению в коллективе, и самое важное, пробудить у них интерес к учебе. Именно эти навыки и пригодятся первокласснику, который придет в «обновленную» начальную школу.

Несколько дошкольных учреждений в Хабаровском крае с начала этого года уже начали апробировать эти стандарты. Одной из таких инновационных площадок стал ДОУ № 23 Комсомольска-на-Амуре. Опытом обновления образовательного процесса в этом детсаду поделилась с педагогами заместитель заведующего Галина Серикова:

- Я рада, что наконец на дошкольное образование обратили внимание. Весь фокус в том, что мы и до появления стандарта по наитию пытались работать в том же направлении. Включали в образовательный процесс проектную деятельность и педагогику «ТРИЗ» - теорию решения изобретательских задач. Эти технологии постепенно учат детей учиться, развивают их познавательную активность, инициативность. В результате ребенок начинает сам изучать неизвестные ему вопросы, систематизировать окружающий мир, комплексно, со всех сторон, рассматривать его объекты, а потом самостоятельно приходит к определенным выводам. Благодаря всему этому наши выпускники потом успешны в школе. Поэтому мы и должны изменить развивающую среду в группах дошкольных учреждений под новые стандарты.

Гаджеты в помощь

Сегодня активно идет внедрение новых образовательных технологий, проектов в начальном школьном звене. Введением ФГОС у себя на площадках уже несколько лет занимаются такие пилотные учреждения Хабаровского края, как гимназии № 6 и № 5, школы № 30 Хабаровска, школы № 18, 37 Комсомольска-на-Амуре, школа № 4 Николаевска-на-Амуре, школа № 1 поселка Эльбан Амурского района, школа № 3 им. А. И. Томилина Советской Гавани.

- Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что они ориентированы не только на предметный, но и на метапредметный, личностный результаты. Это и умение вступать в коммуникацию с людьми и миром, самовыражаться, логически мыслить. Школа должна воспитать у ребенка потребность в учебной деятельности, умение самому находить и обрабатывать нужную информацию, применять ее на практике, а не просто получать готовые знания от учителя. Поэтому меняется и система оценки знаний ученика. Только пятибалльная шкала уже не подходит, некоторые школы используют несколько методов оценивания,  - рассказывает проректор Хабаровского краевого института развития образования Жанна Кузнецова.  - Уже сегодня, по предварительным данным, мы видим, что уровень и мотивация к учебе у будущих выпускников из пилотных школ гораздо выше, чем у их сверстников из параллельных начальных классов, в которых обучаются по старым стандартам.

В основную школу новые стандарты придут 1 сентября 2015 года. И педагоги среднего звена уже готовы к тому, что к ним поступят ребята с совершенно другими интересами и запросами, качеством знаний, дети, на которых каждый день обрушивается огромный поток информации. Для работы с такими учениками в школах обустраивают новое образовательное пространство, педагоги стараются осваивать новые интересные технологии и методики. Например, сложную технологию критического мышления, которая помогает научить думать нестандартно, видеть не одно, а несколько правильных решений, осмысленно прочитывать информацию. Включают в образовательный процесс исследовательскую и проектную деятельность.

Хорошее оснащение наших школ информационно-коммуникационным оборудованием позволяет педагогам использовать на уроках так горячо любимые детьми девайсы и гаджеты. Так, очень часто ученики работают в виртуальном пространстве, участвуют в развивающих видеоиграх. Сегодня уже никого не удивишь электронным дневником. Внедряется и электронный учебник, и это не просто копия бумажной версии: он дополнен видеофайлами, активными ссылками на интересные материалы.

Особое внимание теперь уделяется и внеурочной деятельности. По новым ФГОСам в школах обязательно должна быть выстроена система различных секций, кружков по интересам. А вот ходить или нет на такие занятия - свободный выбор каждого ученика.

- У нас работает своя модель «ШАГ» - школа активной гражданственности. Идея ее в том, что в школе должна быть создана воспитывающая образовательная среда, которая бы включала в себя и внеурочную деятельность. Миссия школы меняется. Теперь она становится социально-культурным центром, воспитывающим социально активного гражданина, - объясняет заместитель директора по воспитательной работе школы № 4 Николаевска-на-Амуре Светлана Холодова.  - Мы не для школы, а для жизни учимся. Выходя из школы, человек должен понимать, что он часть этого мира, быть конкурентоспособным, неравнодушным к тому, что происходит в его жизни, и должен уметь решать те проблемы, которые ставит перед ним общество.

Научить школьников применять полученные знания в практической жизни, что по новым ФГОС немаловажно, помогают социальные партнеры. Так, школа № 30 Хабаровска активно сотрудничает с Тихоокеанским государственным университетом, Хабаровской духовной семинарией, краевым музеем им. Гродекова. Благодаря этому ученики могут «похимичить» в настоящей лаборатории, познакомиться со старославянским языком, открыть для себя артефакты. Подобные однодневные погружения способствуют развитию познавательной активности ребят.

Особенным детям - особое образование

Впервые в этом году начался серьезный разговор о стандартах специального коррекционного образования. Детей с ограниченными возможностями здоровья теперь тоже начнут учить по-новому, но как это будет  - пока в проектной разработке. И в этом процессе огромная роль принадлежит Хабаровскому краю. Он стал одним из пилотных регионов, занимающихся апробацией госстандарта по коррекционному образованию.

- Стандарт, который мы пытаемся апробировать, сложное системное новшество, которого никогда не было ни на одной ступени образования,  - говорит Жанна Кузнецова.  - Наверное, многие слышали о Соне Шаталовой, девочке с диагнозом аутизм, которая в восемь лет писала прекрасные афоризмы. И вот когда сталкиваешься с тем, как проявляется интеллект у таких детей, понимаешь, что этот веер стандартов просто необходим. Только помогая нашим детям профессионально, мы сможем обеспечить им счастливое и гармоничное детство.

И первые шаги в этом направлении уже сделаны - проведена экспертиза. По ее итогам образовательные организации в крае по материально-техническим условиям к реализации стандартов готовы. Однако требуется серьезная подготовка кадрового ресурса. Пока в школах не хватает специалистов, которые бы имели специальное образование для работы с детьми с нарушениями здоровья.

- Для детей с ограниченными возможностями сейчас разрабатываются различные варианты обучения. В проекте стандарта будут учитываться разные индивидуальные особенности таких учеников. Если раньше все нарушения здоровья разделялись на восемь видов, то теперь в каждом из них будет разработано еще четыре стандарта. Потому что нередко один недуг сопровождается другим. Так, слепой ребенок может быть с задержкой психического развития,  - рассказывает начальник отдела общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Юлия Зотова.  - С появлением ФГОС для коррекционного образования поменяются содержание и условия обучения, технологии работы с такими детьми, которым будут обучаться все педагоги, независимо от специфики образовательного учреждения.

Уже с 1 сентября этого года в 51 школе и 5 коррекционных учреждениях в нашем регионе, ставших федеральными площадками, начнут апробироваться новые госстандарты. И уже с учетом практических исследований этих пилотных школ будет окончательно оформляться стандарт, по которому предстоит развиваться коррекционному образованию во всей России.

Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.