Министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова: «Тандем семьи и школы делает ребёнка счастливым»
04.10.2019
504
- В последнее время к образованию мы, родители, стали относиться как к сейфу, в который сдаешь ребенка и получаешь его, как минимум, сохранным обратно. Сделав образование «услугой», мы возложили на школу ответственность за всё. Это абсолютная иллюзия! Неужели ребенок оказывается нужным только детскому саду или школе?!
Чем старше ребенок, тем больше влияние семьи, а многие вещи связаны с первичной базовой привязанностью - к родителям, а никак не со школой. Это уверенность в себе, способность к нормальной коммуникации с миром, к взаимодействию с потоками информации. И многое другое.
У педагога же задача - быть наставником. И это функция не мамы или папы. Наставник - это тот человек, который требует, который оценивает, указывает ошибки и критикует.
Как только родители выбирают позицию: «я тебя принимаю, если ты учишься хорошо, пишешь без ошибок, вовремя сдаешь задания, не доставляешь хлопот учителю» - это нарушает привязанности ребенка, его чувство защищенности.
Как думаете, почему у родителей возникают сложности, когда ребенок идет в школу? Потому что они начинают с ним делать уроки! И видят оценки! И начинают критиковать. Ребенок начинает чувствовать это неприятие и все дальше отдаляться.
Важно, чтобы функцию критики, условного принятия забирал на себя наставник. И не менее важно, чтобы он был уважаемым, чтобы он мог занимать позицию доминантной защиты ребенка.
Поэтому учитель в позиции «услужающий» - это нонсенс! Он не может быть воспринят, принят, он не может оставаться значимым в глазах ребенка. Поэтому, по факту, он не сможет выполнять функции, которые на него возложены образовательной системой.
Поэтому задача семьи, школы, всей системы образования - постараться сделать так, чтобы учитель в глазах ребенка оставался этой доминантной, наставником. Мы не должны критиковать педагогов в присутствии детей, не должны предъявлять избыточных требований. Важно оставаться в исключительно уважительных отношениях с учителем. И не надо перекладывать на него свои обязанности: любить и оберегать должны папа и мама. Обучать - педагог.
В свое время Антон Семёнович Макаренко писал: «Школа должна иметь право репрессий по отношению к семье». Мы понимаем, что это были особые годы и подходы. Но, сняв с себя ответственность и переложив на школу, получается, родители не выполняют уже свои функции.
Василий Александрович Сухомлинский, в свою очередь, говорил, что только во взаимном уважении - школы по отношению к семье, семьи по отношению к школе - возможно истинное воспитание.
Не надо обвинять систему образования в том, что она «некачественно» воспитала вам ребенка. Не надо, не прилагая собственных усилий, ждать от учителя чудес. Не надо ждать, что кто-то компенсирует то, что родители не додали ребенку.
Семья должна тоже выполнять свои обязанности не только по вскармливанию и одеванию ребенка, его здоровьесбережению, но и по воспитанию! Как формированию привязанности, защищенности, уверенности в том, что у тебя есть тыл, который тебя примет, любит и поддержит всегда.
Школа и семья должны становиться партнерами. И тогда трудная профессия учителя будет трудна только в том, что нужно оставаться доминантным в позиции защищающего, нужно вызывать доверие, нужно быть строгим и мудрым наставником.
Можно много говорить о ЕГЭ, о ГИА, но пока мы не поможем установиться отношениям между семьей и школой, не будет никаких прорывных результатов. Их не заменят ни новые технологии, ни компьютеры, ни гаджеты.
Поэтому мне хочется пожелать всем нам в День учителя вспомнить о важности этих отношений, научиться их выстраивать, набраться терпения и мудрости.
Там, где есть понимание, есть поддержка, есть ответственность с обеих сторон, дети становятся счастливыми, результат - высоким, а учитель понимает, что он любим и на своем месте.
Спасибо, дорогие педагоги, за ваш труд, ваше терпение, понимание, вашу отдачу. Наша профессия - одна из самых важных на Земле, помните об этом.
А в сегодняшнем номере «Классной работы» мы представляем девять педагогов - победителей конкурса на присуждение премий за достижение в педагогической деятельности в 2019 году. В канун праздника они получат денежное поощрение в размере 200 тысяч рублей. И вчера, вместе с другими педагогами края, их поздравил губернатор Сергей Иванович Фургал.
Чем старше ребенок, тем больше влияние семьи, а многие вещи связаны с первичной базовой привязанностью - к родителям, а никак не со школой. Это уверенность в себе, способность к нормальной коммуникации с миром, к взаимодействию с потоками информации. И многое другое.
У педагога же задача - быть наставником. И это функция не мамы или папы. Наставник - это тот человек, который требует, который оценивает, указывает ошибки и критикует.
Как только родители выбирают позицию: «я тебя принимаю, если ты учишься хорошо, пишешь без ошибок, вовремя сдаешь задания, не доставляешь хлопот учителю» - это нарушает привязанности ребенка, его чувство защищенности.
Как думаете, почему у родителей возникают сложности, когда ребенок идет в школу? Потому что они начинают с ним делать уроки! И видят оценки! И начинают критиковать. Ребенок начинает чувствовать это неприятие и все дальше отдаляться.
Важно, чтобы функцию критики, условного принятия забирал на себя наставник. И не менее важно, чтобы он был уважаемым, чтобы он мог занимать позицию доминантной защиты ребенка.
Поэтому учитель в позиции «услужающий» - это нонсенс! Он не может быть воспринят, принят, он не может оставаться значимым в глазах ребенка. Поэтому, по факту, он не сможет выполнять функции, которые на него возложены образовательной системой.
Поэтому задача семьи, школы, всей системы образования - постараться сделать так, чтобы учитель в глазах ребенка оставался этой доминантной, наставником. Мы не должны критиковать педагогов в присутствии детей, не должны предъявлять избыточных требований. Важно оставаться в исключительно уважительных отношениях с учителем. И не надо перекладывать на него свои обязанности: любить и оберегать должны папа и мама. Обучать - педагог.
В свое время Антон Семёнович Макаренко писал: «Школа должна иметь право репрессий по отношению к семье». Мы понимаем, что это были особые годы и подходы. Но, сняв с себя ответственность и переложив на школу, получается, родители не выполняют уже свои функции.
Василий Александрович Сухомлинский, в свою очередь, говорил, что только во взаимном уважении - школы по отношению к семье, семьи по отношению к школе - возможно истинное воспитание.
Не надо обвинять систему образования в том, что она «некачественно» воспитала вам ребенка. Не надо, не прилагая собственных усилий, ждать от учителя чудес. Не надо ждать, что кто-то компенсирует то, что родители не додали ребенку.
Семья должна тоже выполнять свои обязанности не только по вскармливанию и одеванию ребенка, его здоровьесбережению, но и по воспитанию! Как формированию привязанности, защищенности, уверенности в том, что у тебя есть тыл, который тебя примет, любит и поддержит всегда.
Школа и семья должны становиться партнерами. И тогда трудная профессия учителя будет трудна только в том, что нужно оставаться доминантным в позиции защищающего, нужно вызывать доверие, нужно быть строгим и мудрым наставником.
Можно много говорить о ЕГЭ, о ГИА, но пока мы не поможем установиться отношениям между семьей и школой, не будет никаких прорывных результатов. Их не заменят ни новые технологии, ни компьютеры, ни гаджеты.
Поэтому мне хочется пожелать всем нам в День учителя вспомнить о важности этих отношений, научиться их выстраивать, набраться терпения и мудрости.
Там, где есть понимание, есть поддержка, есть ответственность с обеих сторон, дети становятся счастливыми, результат - высоким, а учитель понимает, что он любим и на своем месте.
Спасибо, дорогие педагоги, за ваш труд, ваше терпение, понимание, вашу отдачу. Наша профессия - одна из самых важных на Земле, помните об этом.
А в сегодняшнем номере «Классной работы» мы представляем девять педагогов - победителей конкурса на присуждение премий за достижение в педагогической деятельности в 2019 году. В канун праздника они получат денежное поощрение в размере 200 тысяч рублей. И вчера, вместе с другими педагогами края, их поздравил губернатор Сергей Иванович Фургал.