Министр образования и науки Хабаровского края Андрей БАЗИЛЕВСКИЙ: «Реформирование системы образования - не дело одного года»
Год учителя, объявленный указом президента РФ, завершился. Но это не значит, что на этом все закончится, что ситуация в школах останется прежней. Такого не будет, ведь Год учителя - это не какое-то плановое или очередное мероприятие. В первую очередь, на мой взгляд, это политическое событие в общественной жизни страны, которое было призвано обозначить роль учительства и роль образования в стране, в нашей жизни, и роль, которую придает власть именно учителю, как его основной составляющей части.
Конечно, однозначно Год учителя оценить нельзя: он был насыщен разными мероприятиями - конкурсами, конференциями, праздниками, изменениями в законодательстве, но, разумеется, у некоторых остались несбывшиеся ожидания, потому что все думали, что в Год учителя должны происходить очень серьезные изменения в размере денежных выплат педагогам. Но ведь они и произошли! С 1 октября увеличен фонд оплаты труда. Но это не разовая акция, это планомерная работа власти, которая началась не только в Год учителя. Сейчас в школах ввели нормативно-подушевое финансирование, новые условия оплаты труда, у педагогических коллективов появилась самостоятельность в распоряжении деньгами. Там, где в школах умело используют эти возможности, зарплата выросла прилично. Ведь мы привыкли, чтобы всем все давали поровну, но такого больше не будет. Те педагоги, которые работают хорошо, получают больше - и это правильно. В этом году лучшие учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стали получать не по сто тысяч, а по двести. Учрежден знак «За заслуги в области образования». Были всевозможные конкурсы для педагогов, с ценными подарками. Уверен, что для учителя не менее, чем материальная поддержка, важно внимание общества. Я часто привожу такое сравнение, что учителю, как и артисту, нужны аплодисменты. Помимо зарплаты ему важно признание!
У Года учителя есть моральная и материальные стороны. Да, премии и гранты - это хорошо, но, с другой стороны, были всевозможные конференции, конкурсы, фильмы, программы, публикации в СМИ, которые подчеркивали статусность педагогов.
Начались необратимые изменения, касающиеся школ и учительства. Это новый закон об образовании, новая федеральная программа развития образования, новая программа модернизации профессионального образования. Продолжилось расширение самостоятельности учреждений в отрасли, новые федеральные государственные стандарты... При этом мы должны понимать, что во всей этой большой и важной работе в середине стоит один человек, который каждый день, невзирая на дождь, снег и свое состояние здоровья, заходит в класс и дает знания. Это педагог. Не всегда хорошим, добрым, готовым воспринимать эту информацию детям, которые зачастую ведут себя плохо.
Уверен, что должно прийти осознание того, что учитель в школе - это тот человек, который, помимо знаний, помогает детям осознать себя, развить те таланты и способности, которые у них есть. Мне хочется надеяться, что педагога не будут воспринимать как просто урокодателя, урокодатель и учитель - это две большие разницы. Учитель - это авторитетный человек и для детей, и для родителей. И свои аплодисменты учитель заслужил.
Мы много критикуем школу, но почему-то забываем о роли родителей. Да, сейчас родители выступают как заказчики образовательных услуг, но без их поддержки, участия в жизни школы многие вопросы тоже не решить, не стоит забывать об этом. И когда мы говорим, что Год учителя прошел мимо нас, стоит задуматься: а что мы сделали для того, чтобы учителя уважали? Говорили ли мы со своими детьми, сказали ли мы добрые слова педагогам, которые нас учили? Увы, родители порой даже не ходят на классные собрания, а потом говорят, что в школе с ребенком работают плохо.
Одно из направлений работы в отрасли - сделать жизнь учителей комфортной, привлечь в школы молодежь. Для молодых существует надбавка к окладу 35 процентов, мы заключаем контракты на целевую подготовку со студентами, получающими педагогические специальности, они учатся за счет государства, получают дополнительные стипендии, а после окончания института едут работать в школы края. Для молодых педагогов существуют льготы за проезд, подъемные, которые даются сразу после начала работы, тем, кто едет в сельскую местность, предоставляется жилье. Также существует программа накопительного капитала для педагогов, которые едут в сельскую местность, в школы, нуждающиеся в кадрах, и они после трех лет работы получают довольно приличную сумму. Кстати, в этом году учитель из Челябинской области нашла информацию о программе накопительного капитала в Интернете, связалась с нами и поехала работать в Верхнебуреинский район. Сейчас нет острой кадровой потребности в школах, как это было несколько лет назад, и те, кто готов работать в глубинке, получают, к слову, очень приличную заработную плату и льготы.
В этом году запущена новая программа школьного питания. Сколько было критики! Сколько жалоб! Мол, дети в сентябре едят с пластиковой посуды, в столовых ремонт полным ходом. Теперь в столовых самое современное оборудование, сделан ремонт. И когда в семнадцати школах Хабаровска открылись столовые, все родители стали благодарить.
Иногда приходится терпеть неудобства, но ведь так не бывает, чтобы всё сразу получалось хорошо. Сколько было разговоров по поводу создания школы третьей ступени в городе Бикине. А сейчас, когда ее открыли, все довольны.
Я понимаю настороженность общества, сложно воспринимать новое, но если мы не будем ничего менять в системе, то проблемы в школе никогда не решить. Да, нас критикуют, и это хорошо, значит, людям не все равно.
Многие говорят, что статус учителя низок, я не согласен с этим. Для многих учитель - это серьезный авторитет: для детей, родителей, власти. В глубинке учитель для многих - и психолог, и юрист, и врач; ему доверяют.
Сейчас повысились требования к получению высшей категории педагогами, но и разница между первой и высшей категорией стала существенной, с 1 сентября доплата составляет от 5 до 7 тысяч.
Проблем много, и мы готовы их обсуждать. 20 января у нас будет большой педсовет в Амурске, а через день организуем обсуждение финансовых вопросов, касающихся школ в Комсомольске-на-Амуре. Мне хотелось бы, чтобы была критика, чтобы поступали конкретные предложения. Знаю, у учителей много вопросов, но часто они нам их не задают, а зря.
Проблем много, в Год учителя мы их обсуждали, искали пути решения, ведь все конференции и конгрессы, которые проводились в крае, были для достижения одной цели: не просто обсуждать, а находить конкретные решения.
Всех педагогов поздравляю с наступающим Новым годом, желаю творческих успехов, талантливых учеников, терпения и выдержки. Год учителя формально закончился, но это только начало серьезной и обдуманной программы реформирования системы образования.
Люди говорят
Светлана Жукова, уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае:
- Для меня учитель - родной человек. Потому, что учителем была моя мама. Может быть, благодаря ей у меня остались самые теплые воспоминания о школе.
Этот год, Год учителя, запомнился мне значимыми для краевого образования событиями. Одно из них - 10 педагогов получили квартиры. А всего за минувший год получили квартиры 11 учителей.
Валерия Сбитнева, студентка ДВГГУ:
- В Год учителя хотелось, чтобы у педагогов существенно повысилась заработная плата, но этого не произошло. Не так часто слышала о мероприятиях, приуроченных к этому году, хочется, чтобы в будущем о различных фестивалях и конкурсах было широко известно, можно было принимать в них участие не только педагогам, но и студентам, родителям учеников. Моим главным учителем была Анна Юрьевна Меринова, преподаватель русского языка и литературы. Именно она привила любовь и уважение к классической литературе и помогла определиться с будущей профессией.
Наталия Пудовкина, депутат Законодательной думы Хабаровского края:
- Год учителя стал продолжением государственного направления на модернизацию образования. В этом году я много ездила по отдаленным районам Хабаровского края. Радует, что школы стали компьютеризироваться, даже в северных отдаленных районах в школах висят интерактивные доски, есть Интернет. Значит, результаты есть. И изменения будут продолжаться.
Елена Суркова, председатель Хабаровского краевого отделения Российского детского фонда:
- Я из учительской семьи, моя дочка - педагог уже в четвертом поколении. Мои родители были сельскими учителями, они не только преподавали, но организовали народный театр в школе. Поэтому я считаю, что учителя - это люди, преданные детям, высшая совесть и ответственность общества. Год учителя показал, что и теперь такие люди есть. Сейчас идет подъем осознания учителем своей роли. В сельских районах школа становится не просто местом, где дети получают знания, но и центром общественной жизни.
Ольга Дубровкина, продавец:
- Этот год прошёл, как и все предыдущие. Знаю, что он был Годом учителя, но я его не ощутила, ведь не работаю в сфере образования и уже не учусь. Моя младшая дочка-второклассница больше прочувствовала этот год. Ко Дню учителя она с классом готовила поздравительные открытки, участвовала в праздничном концерте.
В моей жизни был педагог, которого я запомнила на всю жизнь. Галина Семёновна Песчанская - мой первый учитель, по сравнению с другими преподавателями была очень строгая, но мы ее всегда слушались, поэтому, наверное, старательно учились и уважали ее предметы. О своих учителях нельзя забывать никогда, и Год учителя должен нам напомнить о них.
Подготовили Марина Литвинова и Е. БАЖЕНОВА.