О мифах истории и рифах ЕГЭ
23.06.2016
412
В качестве почетных гостей на «Слет Пеликанов» были приглашены победители и призеры всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет Андрей Успенский, Алексей Доронин и Олег Катренко. Они приняли участие во всех мероприятиях слета и провели открытые уроки, семинары и мастер-классы не только в «Созвездии», но и в Хабаровском краевом институте развития образования.
Олег Катренко и Алексей Доронин дали небольшие интервью, где рассказали о своей работе и поделились впечатлениями от слета.
- Хабаровский край всегда был одной из первых в России площадок по внедрению новых технологий, методов и т. п. в системе образования, - говорит победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015» Олег Катренко. - В этом отношении хабаровчан сложно чем-то удивить, они и сами, пожалуй, могут многому научить других.
Олег Катренко закончил исторический факультет в Томском университете, занимался наукой в Санкт-Петербургском институте истории РАН, потом перешел работать в школу. Последние два года преподает в академической гимназии № 56 в Санкт-Петербурге.
- Трудно ли быть учителем истории в наше время? Ведь постоянно меняется отношение к историческим событиям или личностям.
- Меняется не история, а оценка, которая зависит от многих субъективных вещей, в том числе политической конъюнктуры. Но не стоит путать ту информацию, которая есть в Интернете, со школьными уроками истории. У нас есть рабочая программа, есть учебники, где представлены несколько точек зрения по поводу того или иного события, научные взгляды, прошедшие систематизацию, основанные на исторических источниках и на выводах ученых.
- А может ли учитель высказывать свое мнение по поводу ситуации в стране, в мире? Сейчас ведь у нас все достаточно остро, у каждого - свое мнение.
- Я думаю, что учитель должен, прежде всего, оставаться учителем, а не политиком. Да, мы живем в мире, где все время что-то происходит, и если дети задают вопросы, то учитель должен на них ответить, но не опираясь на субъективную оценку, а аргументированно, ненавязчиво и желательно в рамках какой-то темы.
- У вас были такие случаи?
- Да, были. Я старался высказывать не свою точку зрения, объяснить своим ученикам, что они должны критически относиться к любой информации, которую получают. Ведь они почти постоянно находятся в информационном потоке и должны уметь не только ее воспринимать, но и критически оценивать.
Информационное поле сегодня перенасыщено историческими мифами. Но если дети не будут любить историю своей страны и считать, что это сплошные мифы, то ничего в завтрашнем дне нас не ожидает.
Алексей Доронин провел открытый урок математики в селе Дормидонтовка и остался доволен своими учениками. Математику они знают хорошо.
В 2010 году Алексей Доронин стал учителем года в Республике Карелия, а в 2011 году поехал на Всероссийский конкурс и стал лауреатом. С тех пор он работает в московской гимназии.
- Сегодня есть множество нареканий по поводу того, что девяти- и одиннадцатиклассники целыми днями готовятся к ЕГЭ и ОГЭ вместо того, чтобы просто учиться.
- Да, я такие высказывания тоже слышал. Говорят, что раньше был более высокий уровень образования, а сейчас из-за ЕГЭ и ОГЭ он сильно снизился. Но ведь раньше не было диагностик такого уровня. Сегодня мы видим объективную оценку труда учащихся - от Камчатки до Калининграда. Да, подготовка к экзамену в таком формате - это отдельная подготовка, отдельный предмет. Но ведь и раньше выпускники, которые готовились к вступительным экзаменам, тоже очень сильно были загружены подготовкой. Когда я поступал в вуз, то занимался весь год. То же происходит и сегодня. Дети также готовятся, решают задачи, аналогичные которым будут на экзаменах. Чем больше типовых задач ученик решит, тем лучше он сдаст экзамен. И говорить, что он не учится, нельзя. Он ведь решает задачи по темам программы.
Да, многое зависит от уровня класса: если класс сильный, то решаются задачи соответствующего уровня, если класс послабее, то больше времени уделяется тестовым заданиям. В этом случае у родителей сильных детей будут некоторые замечания. Но все это регулируется педагогом, есть факультативы, кружки, элективы.
- Что лучше сдавать - базовую или профильную математику?
- Мои ученики не сдают базовую математику. Только в качестве разминки. Но когда ребенок слаб по математике, зачем его травмировать профилем, если в вузе математика ему будет не нужна?
- А если он спросит у вас совета?
- У меня очень редко такое бывает. Стараюсь, чтобы выбор остался за самим учеником. Обычно в течение года уже видно, какие результаты можно ожидать. Так что выбор должен быть адекватным.
- Каким должен быть учитель, чтобы заинтересовать класс?
- Я никогда не ставил себе такую задачу - быть интересным классу. В первую очередь я хочу быть интересным самому себе. Надо быть эгоистом. Если ты сам хочешь что-то новое изучать, двигаться вперед, разбираться в разных вещах, то дети этот огонь интереса заметят.
- Как вы считаете, математические способности можно развить или это какой-то особый дар?
- Говорят, что люди делятся на технарей и гуманитариев, последним математика будто не дается. Стало модным гуманитариями называть тех, кто не справляется с математикой. Но на самом деле мы все каждый день решаем математические задачи: когда выбираем кратчайший путь до дома, работаем с картами, мобильными приложениями. То же самое и в школе: нет детей без математических способностей, но есть ученики, у которых нет интереса к математике. Почему так? Возможно, изначально не создали мотивации у ребенка. И это зависит не только от учителя, но и от родителя. Думаю, что правильная среда, где все нацелены на обучение, приводит к тому, что ребенок сам захочет решить задачу.
Беседовала
Зоя БЕЛОВА.
Олег Катренко и Алексей Доронин дали небольшие интервью, где рассказали о своей работе и поделились впечатлениями от слета.
- Хабаровский край всегда был одной из первых в России площадок по внедрению новых технологий, методов и т. п. в системе образования, - говорит победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015» Олег Катренко. - В этом отношении хабаровчан сложно чем-то удивить, они и сами, пожалуй, могут многому научить других.
Олег Катренко закончил исторический факультет в Томском университете, занимался наукой в Санкт-Петербургском институте истории РАН, потом перешел работать в школу. Последние два года преподает в академической гимназии № 56 в Санкт-Петербурге.
- Трудно ли быть учителем истории в наше время? Ведь постоянно меняется отношение к историческим событиям или личностям.
- Меняется не история, а оценка, которая зависит от многих субъективных вещей, в том числе политической конъюнктуры. Но не стоит путать ту информацию, которая есть в Интернете, со школьными уроками истории. У нас есть рабочая программа, есть учебники, где представлены несколько точек зрения по поводу того или иного события, научные взгляды, прошедшие систематизацию, основанные на исторических источниках и на выводах ученых.
- А может ли учитель высказывать свое мнение по поводу ситуации в стране, в мире? Сейчас ведь у нас все достаточно остро, у каждого - свое мнение.
- Я думаю, что учитель должен, прежде всего, оставаться учителем, а не политиком. Да, мы живем в мире, где все время что-то происходит, и если дети задают вопросы, то учитель должен на них ответить, но не опираясь на субъективную оценку, а аргументированно, ненавязчиво и желательно в рамках какой-то темы.
- У вас были такие случаи?
- Да, были. Я старался высказывать не свою точку зрения, объяснить своим ученикам, что они должны критически относиться к любой информации, которую получают. Ведь они почти постоянно находятся в информационном потоке и должны уметь не только ее воспринимать, но и критически оценивать.
Информационное поле сегодня перенасыщено историческими мифами. Но если дети не будут любить историю своей страны и считать, что это сплошные мифы, то ничего в завтрашнем дне нас не ожидает.
Алексей Доронин провел открытый урок математики в селе Дормидонтовка и остался доволен своими учениками. Математику они знают хорошо.
В 2010 году Алексей Доронин стал учителем года в Республике Карелия, а в 2011 году поехал на Всероссийский конкурс и стал лауреатом. С тех пор он работает в московской гимназии.
- Сегодня есть множество нареканий по поводу того, что девяти- и одиннадцатиклассники целыми днями готовятся к ЕГЭ и ОГЭ вместо того, чтобы просто учиться.
- Да, я такие высказывания тоже слышал. Говорят, что раньше был более высокий уровень образования, а сейчас из-за ЕГЭ и ОГЭ он сильно снизился. Но ведь раньше не было диагностик такого уровня. Сегодня мы видим объективную оценку труда учащихся - от Камчатки до Калининграда. Да, подготовка к экзамену в таком формате - это отдельная подготовка, отдельный предмет. Но ведь и раньше выпускники, которые готовились к вступительным экзаменам, тоже очень сильно были загружены подготовкой. Когда я поступал в вуз, то занимался весь год. То же происходит и сегодня. Дети также готовятся, решают задачи, аналогичные которым будут на экзаменах. Чем больше типовых задач ученик решит, тем лучше он сдаст экзамен. И говорить, что он не учится, нельзя. Он ведь решает задачи по темам программы.
Да, многое зависит от уровня класса: если класс сильный, то решаются задачи соответствующего уровня, если класс послабее, то больше времени уделяется тестовым заданиям. В этом случае у родителей сильных детей будут некоторые замечания. Но все это регулируется педагогом, есть факультативы, кружки, элективы.
- Что лучше сдавать - базовую или профильную математику?
- Мои ученики не сдают базовую математику. Только в качестве разминки. Но когда ребенок слаб по математике, зачем его травмировать профилем, если в вузе математика ему будет не нужна?
- А если он спросит у вас совета?
- У меня очень редко такое бывает. Стараюсь, чтобы выбор остался за самим учеником. Обычно в течение года уже видно, какие результаты можно ожидать. Так что выбор должен быть адекватным.
- Каким должен быть учитель, чтобы заинтересовать класс?
- Я никогда не ставил себе такую задачу - быть интересным классу. В первую очередь я хочу быть интересным самому себе. Надо быть эгоистом. Если ты сам хочешь что-то новое изучать, двигаться вперед, разбираться в разных вещах, то дети этот огонь интереса заметят.
- Как вы считаете, математические способности можно развить или это какой-то особый дар?
- Говорят, что люди делятся на технарей и гуманитариев, последним математика будто не дается. Стало модным гуманитариями называть тех, кто не справляется с математикой. Но на самом деле мы все каждый день решаем математические задачи: когда выбираем кратчайший путь до дома, работаем с картами, мобильными приложениями. То же самое и в школе: нет детей без математических способностей, но есть ученики, у которых нет интереса к математике. Почему так? Возможно, изначально не создали мотивации у ребенка. И это зависит не только от учителя, но и от родителя. Думаю, что правильная среда, где все нацелены на обучение, приводит к тому, что ребенок сам захочет решить задачу.
Беседовала
Зоя БЕЛОВА.