Первые шаги в самостоятельную жизнь

28.03.2013 | Классная работа | 4м. 59 c. | 429
Первые шаги в самостоятельную жизнь
Людмила Бузанова вместе со своими воспитанниками

Уже давно ни для кого не секрет, что мы живем в мире рыночных отношений. Каждый день мы выбираем, покупаем, откладываем, планируем… Деньги для нас - неотъемлемый атрибут течения жизни, к которому мы привыкли с детства, когда получили первую мелочь на карманные расходы.

Но есть ребята, которые не имеют такой возможности. Это воспитанники детских домов. Они находятся под крылом государства и, к сожалению, не могут видеть, как планируется семейный бюджет. А ведь они так же, как все дети, выходят во взрослую жизнь, где им предстоит самостоятельно вести расходы.

Как помочь ребенку из детского дома погрузиться в реальное экономическое пространство, научить пониманию назначения денег, представлению, из чего складывается бюджет семьи и государства? Эти и другие вопросы подтолкнули администрацию детского дома №1 к созданию экспериментального проекта под названием «Первые шаги в самостоятельную жизнь», девизом которого стала фраза: «От виртуальных разговоров об экономическом воспитании детей к реальному погружению их в экономическое пространство».

Кто, как не автор проекта, сможет лучше всего объяснить его суть? Со своими вопросами мы обратились к непосредственному разработчику - директору детского дома №1 Людмиле Бузановой.

- Людмила Георгиевна, в вашем детском доме реализовывалась программа «Первые шаги в самостоятельную жизнь». Как родилась идея данной программы?

- Все началось с того, что я и еще несколько человек были направлены в Германию для обмена опытом. Мы увидели, как работают немецкие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посетили различные приюты (их там, кстати, очень много, не меньше нашего). Там дети в детских домах живут иначе, они более самостоятельны, у них больше возможностей.

Научить детей стирать, варить, шить, убирать - это самое легкое. А научить их распоряжаться деньгами, вообще иметь их в руках - это совсем другое дело. Ведь им скоро жить в своем доме, создавать семью, вести свое хозяйство. И им важно знать, что такое семейный бюджет, откуда берутся деньги, как их надо тратить, как планировать свои расходы, на что нужно тратить деньги в первую очередь, на что потом… Конечно, виртуально об этом очень подробно рассказывают в детских домах, но реально никто из детей этого не делал.

Именно на этой почве и родился наш проект.

Для реализации проекта были выбраны ребята группы №3. Их было одиннадцать человек (девять мальчиков и две девочки). На тот момент они учились в девятом классе.

Суть проекта заключается в том, что на группу ежеквартально выдается определенное количество денег. Сумму эту высчитывает экономист из расчета перечня товаров, которые необходимо купить детям. На каждого ребенка есть учет того, что ему положено из одежды, обуви, канцтоваров, средств гигиены, плюс сумма на развлечения (кино, театр, бассейн и пр.).

Деньги перечисляются группе через воспитателя, с которым заключается договор о материальной ответственности, заводится карточка. Все это, конечно же, гласно, понятно и прозрачно. В группе есть стенд, на котором вывешивается информация о перечисленных средствах, сметы расходов, правила для участников проекта, его цель, план работы, словарь делового человека. Все в комплексе. Дети знают, сколько денег им выделено на одежду, сколько на развлечения, то есть сколько они должны потратить.
Нужно было не только рассказать им, как планировать расходы, но и научить бережливости, ведь ребенок намного аккуратнее относится к вещи, которую он выбрал сам. Нужно было показать им, как соотносить цену и качество, показать, на чем можно сэкономить во взрослой жизни, а на чем экономить не стоит.

Для детей организовали целый цикл занятий. Каждый четверг шли тренинги. Работал «Клуб юных миллионеров», где профессиональный тренер рассказывал, откуда берутся деньги, как их надо правильно тратить, о том, что надо иметь мечту, на которую можно копить. Если есть мечта, то деньги появятся, даже если их сейчас нет. Тренер играла с ними в «Денежный поток». По окончании наши спонсоры помогли организовать выпускной вечер клуба в кафе. Ребята получили памятные дипломы.
Мы приглашали миллионеров Хабаровска, которые рассказывали, как заработали свой первый миллион.

Кроме того, с ними работали воспитатели, главный бухгалтер, я и человек, который руководил этим проектом. У каждого была своя функция. Бухгалтер, например, рассказывал, как отчитываться за полученные деньги, что такое чек, зачем он нужен. Они ходили в банк, где их научили пользоваться пластиковыми картами. Дети узнали подробную информацию по правам потребителя.

Группа вела журнал покупок, отчитывалась чеками. Они показывали нам все, что покупали. Вначале все это делалось под руководством воспитателей, а в конце года ребята уже делали покупки самостоятельно. Все строилось на большом доверии детей к нам и нас к детям.

Первые результаты программы для нас стали полной неожиданностью. Несмотря на то, что в детском доме дети полностью обеспечены, они стали обустраивать свою «семейную» группу. В первом квартале участники программы сэкономили и купили себе компьютер. Во втором - купили цифровую камеру и утюжки для волос девчонкам. В третьем купили ковер. Чтобы их поддержать, мы купили им большой угловой диван.

- Ребятам предстояло самостоятельно планировать бюджет группы. Как они отнеслись к этому? Как у них это получилось?

- Дети научились коллективно планировать расходы, хотя в начале эксперимента каждый тянул одеяло на себя. Они многое поняли. Мы наблюдали, как выстраивалось между ними взаимодействие. Непростые нравственные ситуации поджидали детей на этом пути. Был даже момент, когда они решали, исключать или нет из проекта одного мальчишку. Не обошлось без долгих разговоров, раздумий и голосования. В итоге его оставили. И я очень рада за эту группу. Для них - это своеобразная проверка на человечность, когда они решали, что им дороже - деньги или друг.

Дети стали более раскрепощенными. Когда мы в первый раз пошли в магазин (это было приобретение обуви), мы договорились с администрацией о предоставлении скидки за большую покупку, но ребятам об этом не сказали. После того, как выбор был сделан, я предложила одному из мальчишек спросить про скидки за 11 пар обуви. Он пошел и договорился с администратором. Сам и самостоятельно! Он был первый, но в ходе проекта все они научились легко подходить к продавцу, получать консультацию.
- А как сейчас живут участники программы? Ведь они выпустились из детского дома.

- Восемь из одиннадцати ребят остались в детском доме еще на два года. Сейчас в группе №3 только мальчишки. Их мы включили в проект постинтернатного сопровождения детей «Рука об руку». Суть в том, чтобы проследить за жизнью детей, которые после ухода из школы в учреждения профессионального образования, так сказать, остались у нас «под крылышком», помочь им в начале их самостоятельной жизни.

Так вот эти ребята так и продолжают жить по проекту. Для них это не эксперимент, а новый образ жизни.

- Планируете ли вы в дальнейшем реализовать данную программу в своем детском доме?

- С этого года мы запустили вторую группу в этот же проект. Это ребята 8-го класса. На сэкономленные деньги в свой «семейный уголок» в первом квартале они уже приобрели плазменный телевизор.

Мы купили им огромный овальный стол. Они садятся все вместе, смотрят друг другу в глаза. Ребята проводят за этим столом дни рождения, тренинги с психологом и обсуждают финансовые вопросы группы.

Поскольку уже есть отработанный опыт, все проходит намного проще. Тем более, что дети смотрели на ребят в прошлом году, и, конечно же, все хотели поучаствовать в проекте.

- Планируете ли передачу вашего уникального экспериментального опыта другим детским домам?

- Я делилась опытом с директорами детских домов Хабаровского края, показывала, как мы делали расчеты. Мы можем поделиться канвой проекта, схемой основных занятий, но наполнять его каждый организатор должен сам. Это своеобразный полет фантазии.
Главное - наш опыт показал, что подобные программы возможно и нужно делать. Это реально и полезно.

Евгения АКУЛОВА.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.04.2024 16:31
Новый глава Комсомольского района встретился с губернатором

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.