Счастье, когда дети рычат
24.04.2013
400
Для Елены Лиховой главное - признание детей
Логопед Елена Лихова - победитель краевого конкурса «Учитель года». В ее кабинете поселился хрустальный пеликан - символ высокой жертвенности в педагогике. Маленькие подопечные не устают его разглядывать - уж больно красиво светятся распростертые над птенцами крылья, оберегающие от невзгод.
Хотя логопедия как самостоятельная наука в России появилась только в XIX веке, издавна существовала пословица «Хорошая речь слаще меда». Древние славяне считали речевые дефекты недугом, ниспосланным на человека темными силами. Верили, что если ребенок долго не говорит, надо повесить в доме колокольчик с язычком. В Европе дефектами речи занимались Коменский, Песталоцци. Великий Ушинский, основоположник научной педагогики в России, считал, что человек, выросший в одиночку, будет немым.
Сегодня логопед - отдельная профессия, причем не только дающая возможность для введения всевозможных инноваций, но и востребованная. Неслучайно на краевом конкурсе среди девяти педагогов дошкольного образования пятеро - логопеды.
- О победе я догадалась, когда узнала, что стала участницей круглого стола с министром образования и науки Хабаровского края Андреем Базилевским, - говорит Елена Павловна. - Победители каждой номинации должны были задать Андрею Александровичу по одному вопросу. Меня интересовало мнение министра о введении в крае инклюзивного образования, то есть совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Министр тему поддержал, значит, продолжение следует. Это обнадеживает. Ну а главным подарком для меня стали слова дочки: «Ты у меня, мама, просто молодец!».
Приятно в наше время встретить педагога, который действительно любит свою профессию. Елена Павловна признается: всегда мечтала стать именно логопедом. Именно тогда ее - девочку, которую никто не понимал - два года учили говорить красиво. С тех пор она загорелась помогать всем, кто плутает между «ф» и «с», шепелявит, картавит, грассирует. В конце трудных, но увлекательных занятий - чистая, грамотная речь, хорошая учеба в школе. Ведь на самом деле нарушение звукопроизношения - не причина, а следствие неправильной работы всего артикуляционного аппарата, тонуса, неразвитости фонематического слуха.
- До сих помню своего первого ученика, - говорит Елена Павловна. - Это же такое счастье, когда ребенок, не выговаривающий букву «р», впервые «зарычал».
Со стороны кажется, что работа логопеда - несложная. Но это не так. Нужно знать механизмы голосообразования, компоненты речевой системы. Приходится разбираться в психологии, патопсихологии, физиологии, укрепляя веру в свои силы и возможности у ребенка, снимая родительские страхи. И только потом ставить правильное дыхание, заниматься звуками, речевым ритмом, умением связывать слова в осмысленные фразы и удерживать логику повествования.
Пригодятся и творческие способности: надо быть и актером, и уметь сочинить стишок и сказку. Здесь без терпения и любви к детям ничего не получится.
Недавно в печати вновь заговорили о сокращении учителей-логопедов. Пишут, что в связи с модернизацией образования и повышением зарплат дошкольным работникам по Московской области ожидается оптимизация ставок узких специалистов. Логопедическая служба будет переноситься в разряд дополнительного образования и платных услуг.
Кажется, это мы уже проходили. Несколько лет назад подушевое финансирование «вымело» из школ психологов, дефектологов, логопедов. Под эту «чистку» попала и Елена Лихова: после более чем 10 лет работы ее, логопеда с высшей квалификационной категорией, уволили из школы.
Следующие десять месяцев были очень тяжелыми.
- В центре занятости не могли понять, почему я не соглашаюсь работать учителем, воспитателем, психологом. А я не могла объяснить, что всегда хотела быть логопедом.
Но все плохое заканчивается. Сегодня Елена Павловна - востребованный специалист в детском саду
№ 62 краевого центра. Попасть в этот сад непросто. И вот вопрос: почему такие нужные специалисты оказываются без работы? Ведь хотя сейчас ставки логопедов в школах восстанавливают, многих уже не вернуть обратно. А жаль потому, что год от года детей с нарушениями речи становится больше.
Причины самые разные: проблемы со здоровьем у будущей мамы, у ребенка. Но есть и простые - родители перестают разговаривать со своими малышами. Есть телевизор, компьютер, но с машинами ребенок говорить не будет. В итоге у него просто не развивается речевой аппарат.
Ребёнок перестаёт вслушиваться в речь, появляются проблемы с фонетико-фонематическим развитием, это отражается на развитии как устной, так и письменной речи.
«Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям», - говорил российский педагог Константин Кушнер. Елена Лихова считает, что дети не глупее взрослых и общаться с ними надо на равных. Под ее крылом дети начинают говорить правильно. И это - ее высшая награда.
Марина Литвинова.
Фото Вячеслава Реутова.
Хотя логопедия как самостоятельная наука в России появилась только в XIX веке, издавна существовала пословица «Хорошая речь слаще меда». Древние славяне считали речевые дефекты недугом, ниспосланным на человека темными силами. Верили, что если ребенок долго не говорит, надо повесить в доме колокольчик с язычком. В Европе дефектами речи занимались Коменский, Песталоцци. Великий Ушинский, основоположник научной педагогики в России, считал, что человек, выросший в одиночку, будет немым.
Сегодня логопед - отдельная профессия, причем не только дающая возможность для введения всевозможных инноваций, но и востребованная. Неслучайно на краевом конкурсе среди девяти педагогов дошкольного образования пятеро - логопеды.
- О победе я догадалась, когда узнала, что стала участницей круглого стола с министром образования и науки Хабаровского края Андреем Базилевским, - говорит Елена Павловна. - Победители каждой номинации должны были задать Андрею Александровичу по одному вопросу. Меня интересовало мнение министра о введении в крае инклюзивного образования, то есть совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Министр тему поддержал, значит, продолжение следует. Это обнадеживает. Ну а главным подарком для меня стали слова дочки: «Ты у меня, мама, просто молодец!».
Приятно в наше время встретить педагога, который действительно любит свою профессию. Елена Павловна признается: всегда мечтала стать именно логопедом. Именно тогда ее - девочку, которую никто не понимал - два года учили говорить красиво. С тех пор она загорелась помогать всем, кто плутает между «ф» и «с», шепелявит, картавит, грассирует. В конце трудных, но увлекательных занятий - чистая, грамотная речь, хорошая учеба в школе. Ведь на самом деле нарушение звукопроизношения - не причина, а следствие неправильной работы всего артикуляционного аппарата, тонуса, неразвитости фонематического слуха.
- До сих помню своего первого ученика, - говорит Елена Павловна. - Это же такое счастье, когда ребенок, не выговаривающий букву «р», впервые «зарычал».
Со стороны кажется, что работа логопеда - несложная. Но это не так. Нужно знать механизмы голосообразования, компоненты речевой системы. Приходится разбираться в психологии, патопсихологии, физиологии, укрепляя веру в свои силы и возможности у ребенка, снимая родительские страхи. И только потом ставить правильное дыхание, заниматься звуками, речевым ритмом, умением связывать слова в осмысленные фразы и удерживать логику повествования.
Пригодятся и творческие способности: надо быть и актером, и уметь сочинить стишок и сказку. Здесь без терпения и любви к детям ничего не получится.
Недавно в печати вновь заговорили о сокращении учителей-логопедов. Пишут, что в связи с модернизацией образования и повышением зарплат дошкольным работникам по Московской области ожидается оптимизация ставок узких специалистов. Логопедическая служба будет переноситься в разряд дополнительного образования и платных услуг.
Кажется, это мы уже проходили. Несколько лет назад подушевое финансирование «вымело» из школ психологов, дефектологов, логопедов. Под эту «чистку» попала и Елена Лихова: после более чем 10 лет работы ее, логопеда с высшей квалификационной категорией, уволили из школы.
Следующие десять месяцев были очень тяжелыми.
- В центре занятости не могли понять, почему я не соглашаюсь работать учителем, воспитателем, психологом. А я не могла объяснить, что всегда хотела быть логопедом.
Но все плохое заканчивается. Сегодня Елена Павловна - востребованный специалист в детском саду
№ 62 краевого центра. Попасть в этот сад непросто. И вот вопрос: почему такие нужные специалисты оказываются без работы? Ведь хотя сейчас ставки логопедов в школах восстанавливают, многих уже не вернуть обратно. А жаль потому, что год от года детей с нарушениями речи становится больше.
Причины самые разные: проблемы со здоровьем у будущей мамы, у ребенка. Но есть и простые - родители перестают разговаривать со своими малышами. Есть телевизор, компьютер, но с машинами ребенок говорить не будет. В итоге у него просто не развивается речевой аппарат.
Ребёнок перестаёт вслушиваться в речь, появляются проблемы с фонетико-фонематическим развитием, это отражается на развитии как устной, так и письменной речи.
«Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям», - говорил российский педагог Константин Кушнер. Елена Лихова считает, что дети не глупее взрослых и общаться с ними надо на равных. Под ее крылом дети начинают говорить правильно. И это - ее высшая награда.
Марина Литвинова.
Фото Вячеслава Реутова.