Кто же он, этот рыбак на озере тьмы?

08.12.2021 | Культура | 3м. 42 c. | 873
Кто же он, этот рыбак на озере тьмы?
Столичный режиссёр Никита Ширяев (в центре) на сцене краевого театра драмы ставит спектакль о жизни великого человека

Что мы знаем о личной жизни великих людей? Как правило, она закрыта от посторонних глаз. Дон Нигро - один из тех немногих авторов, который открывает тайны личной жизни гениев науки, литературы и искусства. «Рыбак на озере тьмы» - так называется спектакль по пьесе вышеназванного американского драматурга, премьера которого готовится на сцене Хабаровского краевого театра драмы.

Кстати, с произведениями Дона Нигро наш зритель уже знаком. Несколько лет в хабаровской драме не без успеха идет его детективная история «Замок Рейвенскрофт». Между тем российским читателям и зрителям творчество Дона Нигро открылось благодаря московскому переводчику Виктору Веберу.

Режиссёрское решение


Надо сказать, что для самого Виктора Анатольевича Дон Нигро - любимый автор. Шутка ли, Вебер уже перевел более 300 его пьес. Впрочем, взяться за «Рыбака на озере тьмы» переводчика буквально уговорил известный столичный режиссер, заслуженный артист РСФСР Никита Ширяев, которому этот материал показался очень интересным.

К слову, Никиту Андреевича хабаровские театралы тоже должны знать. Ведь именно он в свое время поставил на сцене театра драмы «Горе от ума» и «Тектонику чувств» (эти спектакли до сих пор в репертуаре). А совсем недавно - «Последнюю жертву». Самое интересное, что в «Рыбаке» главную роль Никита Ширяев будет играть сам.

- Никита Андреевич, ваш спектакль - это по сути оригинальная история о многосложной жизни и творческих исканиях одного из великих русских писателей. Насколько я знаю, речь здесь идет о Льве Толстом. Но в «титрах» главный герой как бы безымянный. Вы нарочно это сделали?

- Это такое режиссерское решение. И мотивирован я был вот чем. Как показывает опыт, играть выдающуюся историческую личность (если эта личность находится не за 200-300 лет от нас) довольно сложно. Как играть гения? Чем ты подтвердишь, что ты гений? Просто заявить, что ты играешь Льва Толстого, - маловато. Зритель может не поверить.

В нашем же случае сразу снимается тема полемики. «Подождите, - скажет какой-нибудь критик-литературовед. - Как вы смеете: Толстой не мог так сделать?» А кто говорит, что это Толстой? Мы говорим о каком-то русском писателе со сложной судьбой. А судьбы все на одну тему - проблемы с женой, детьми, властью, творчеством…

В общем, используем текст такой, как он есть, только не называем героев по именам - Лев Толстой, Софья Андреевна, Маша, Таня, Саша… Мы просто хотим сыграть историю крупного, большого, может, даже великого человека. А дальше пусть каждый оценивает сам. Тем более к Толстому отношение разное бывает.

Ленина сыграл первым


- К предстоящей премьере мы в нашем разговоре еще вернемся. А пока хочется немного поговорить о вашей довольно любопытной биографии. Вы обмолвились, что великих людей играть крайне сложно. Но ведь в свое время Никита Ширяев играл Ленина…

- Скажу больше: Пермский драматический театр, где я тогда служил, первым поставил спектакль «Революционный этюд» М. Шатрова. Но нам его играть дали не сразу. Почему? Дело в том, что Марк Захаров в «Ленкоме» ставил свой спектакль о вожде мирового пролетариата (там Ленина сыграл Олег Янковский). Так вот, только после того, как Марк Анатольевич выпустил его, нам дали отмашку: теперь, мол, играйте. Вот такая разница между столицей и провинцией…

- Кстати, вы же с Олегом Янковским вместе сыграли в фильме «Сержант милиции». Интересно, а как вы тогда попали в кино?

- В ту давнюю пору я учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. «Сержанта милиции» снимали на «Ленфильме», я прошел пробы, и в итоге меня утвердили на роль Толика. Помню, учился на 4-м курсе и снимался параллельно. А премьера была в 1975-м, когда я уже служил в драматическом театре.

На этом мой роман с кино закончился. Хотя до сих пор время от времени люди вспоминают эту роль и спрашивают: «Почему больше не снимался?» Кстати, мне, как только фильм вышел, много писем приходило от зрителей. Не скрою, было приятно. Но я все же выбрал театр.

Об Аросевой и о Дурове


- Расскажите, а что за спектакль вы ставили на бенефис Ольги Аросевой в Театре сатиры?

- Однажды позвонил Александр Ширвиндт и предложил, чтобы я поставил спектакль для Аросевой. Выслал мне современную пьесу Петра Гладилина. Я прочел ее и обнаружил фразу, которая мне страшно понравилась. А для меня этого порой уже достаточно, чтобы развернуть вокруг какую-нибудь идею. Приехал, познакомились с Ольгой Александровной. Очень подружились с ней. Дама она, конечно, суровая была, и тем не менее мы с ней удачно работали.

Хотя нас сопровождали разные неприятные обстоятельства. Вначале умер один актер, который должен был играть главную мужскую роль. Потом пришел Лев Константинович Дуров. Тоже замечательный актер. Вообще, по-человечески, считаю, мы все тогда срослись.

Потом умер Толя Гузенко (он играл одну из главных ролей). Тоже очень хороший был актер, душа в душу с ним работали. Совсем молодой еще был. А затем и Дуров ушел. После чего спектакль прекратил свое существование. Но с удовольствием вспоминаю ту работу. Вообще, Театр сатиры мне нравился. Там какой-то особый дух был…

Главное - хороший материал


- Кстати, а самому что ближе - классика или современная драматургия?

- Мне ближе хороший материал. И совсем неважно, классика это или современное. Да, с классикой работать труднее, а значит, и интереснее.

- Никита Андреевич, и в заключение нашей беседы вновь хочется вернуться к предстоящей премьере. Вы играете в «Рыбаке» главную роль. Наверное, ни у одного меня возник такой вопрос: вот вы отыграете премьеру, а что будет дальше?

- Дальше посмотрим. Как уж жизнь распорядится. Если из всего этого что-то получится, то, думается, смогу приезжать конкретно на спектакли. Почему бы и нет? Я человек свободный и сам себя направляю.

А вообще, сейчас план один - выпустить спектакль, и чтобы это было достойно. Работа кипит. Мне она интересна самому. Хочется, чтобы и зрителям было интересно. Причем, чтобы это вызвало не просто интерес, так сказать, ознакомительный, но и в душе зрителя тоже что-нибудь затронуло.

Автор: Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



23.04.2024 00:00
Театральные гастроли: от «Чучела» до «Каштанки»
В рамках проекта «Дни Екатеринбурга в Хабаровском крае» и проекта «Культурные гастроли» флагманской инициативы губернатора региона «Край комфортного проживания» в Хабаровск приедут артисты из Екатеринбурга.

29.03.2024 00:00
Это словно непотопляемая лодка капитана Немо
– В театре всё происходит здесь и сейчас. При зрителях актёры плачут, смеются, и эта энергия переходит в зал. Вот что самое ценное. Так что театр – это словно непотопляемая лодка капитана Немо.