Никита Туранов: «Мы ставим мюзиклы и любим зрителя»

16.02.2024 | Культура | 6м. 42 c. | 346
Никита Туранов: «Мы ставим мюзиклы и любим зрителя»
Никита Туранов: «Мне помогает знание театра изнутри»

Когда в 2013 году выпускник Томского музыкального колледжа имени Э. Денисова Никита Туранов был принят в Хабаровский музыкальный театр на должность солиста-вокалиста, он и не предполагал, что всего через 10 лет станет его художественным руководителем. Признаётся, что в первой роли (а это был Бони в легендарной «Сильве») выходить на прославленную сцену ему даже было страшновато. И это – уже и при некотором театральном опыте в его родном Северске, и после побед на международных вокальных конкурсах и фестивалях в Болгарии, Казахстане, Польше…

– Однако шёл сезон за сезоном, и я стал чувствовать, что начинаю понимать свою профессию не только как артист, но и разбираться в каких-то её организационных сторонах, видеть нюансы и некоторые несовершенства в этом смысле, – говорит сегодня самый молодой в стране театральный худрук.

– Но подметить это – только полдела. А вот каково сейчас, когда дошло до практического воплощения идей?

– У нас сложный по своему строению коллектив, самый большой из всех театральных – более трёхсот сотрудников, – отвечает Никита Туранов. – Это не только вокалисты, но и хор, и балет, и невидимые зрителю пошивочный, бутафорский, монтировочный цеха… Как выстроить всю эту цепочку, взаимодействие в ней, чтобы получился качественный спектакль? Именно на неудобных, не совсем правильных моментах в этой цепочке я прежде всего и сосредоточился. И уже успел понять, что не ошибся в своих размышлениях по их поводу.

Как худрук, я ответственен за всё то, что происходит или будет происходить на сцене: какой спектакль или концерт принять к постановке, какой состав труппы будет работать, что и как будет происходить с момента входа зрителей в зал и до того, как они его покинут.

РЕПЕРТУАР НУЖДАЕТСЯ В ИЗМЕНЕНИЯХ

– Мне сейчас, в моём новом статусе, конечно, очень помогает то, что я знаю театр изнутри, – продолжает Никита Туранов. – Как исполнителю, мне особенно хотелось заняться репертуаром. Наш театр, пожалуй, самый сложный по жанру во всём регионе. У нас есть не просто музыкальные, но и при этом по-настоящему драматические спектакли. Есть чисто балетные постановки, оперные, есть оперетты, комедии.

Ведь в чём сложность? Если утром я, допустим, прыгаю в роли зайчика, то вечером надо выходить в опере. В оперных театрах такого, например, не бывает. Там за день до выхода на сцену вокалист готовится к спектаклю, молчит и другим репертуаром не занимается. Так же и артисты балета. Вряд ли они будут давать на малой сцене какой-то перформанс в день большого балетного спектакля.

Бывало, что у меня за три дня было семь спектаклей – и все разножанровые, и, случалось, надо петь то в эстрадной манере, то в оперной… Это очень сложно!

Я много думал о том, можно ли изменить репертуар таким образом, чтобы и зрителю было интересно, и артист мог работать, настроившись на определённую манеру. Казалось бы, чего проще: устроить, например, неделю оперетты – и давать только такие спектакли. Но это слишком примитивно, неинтересно.

Тогда надо хотя бы проанализировать занятость артистов в разных спектаклях, выстроить репертуар таким образом, чтобы у артистов была возможность, что называется, вздохнуть, восстановить голосовой аппарат, силы. Это непросто, нужен индивидуальный подход. Но я стараюсь идти этим путём, чтобы беречь артистов.

«СИЛЬВА» УШЛА,  НО ОБЕЩАЕТ ВЕРНУТЬСЯ

– Несколько десятилетий каждый новый сезон Хабаровский музыкальный театр открывался «Сильвой». Но нынче этого почему-то не произошло…
– Эта оперетта Кальмана – безусловно, визитная карточка нашего театра, с этого спектакля в 1926 году началась его история, – объясняет Никита Туранов. – «Сильва» – вообще королева оперетты, её золотой фонд.

Но время идёт, многое меняется – и трактовки, и аранжировки. Я в последнее время много летаю по стране – на различные конференции, форумы, бываю в театрах, и наши коллеги показывают совершенно разные прочтения классики.

Не скажу, что это плохо или хорошо. Но у меня есть своеобразный критерий: имело бы это успех в регионе или нет? Понимаете, Хабаровск – это не город-миллионник. 60 процентов нашего зала – это постоянная публика, люди, которые к чему-то уже привыкли, они очень требовательны. На западе страны проще: там совсем другая «проходимость», и практически любой спектакль может идти несколько лет.

У нас же обычно уже после трёх показов становится ясно, будет эта постановка жить или провалилась. На «Сильве» у нас всегда аншлаги. Но сейчас мы её «заморозили» (есть у нас такой термин), чтобы обновить, давать потом уже с новым актёрским составом, в новом сценографическом решении.

За десятилетия и костюмы, и декорации попросту пережили свой век, и на фоне других наших спектаклей, где применено современное техническое оснащение (свет, видео, звук), «Сильва» начинает выглядеть «уставшей». Пора освежать! Это касается и других наших классических спектаклей.

ДОРОГУ МЮЗИКЛУ – И НЕ ТОЛЬКО

– По всей стране заметна тенденция: всё большую популярность набирает жанр мюзикла.

– Да, но если за границей он достиг своего апогея, всё вроде уже придумано, написано и спето, то у нас «золотой век» мюзикла ещё впереди – наши отечественные композиторы пишут потрясающие мелодии.

На мюзиклы идёт не только молодёжь, но и старшее поколение смотрит их с большим удовольствием! Взрослая публика привыкла к живому, безмикрофонному звучанию голосов, оркестра.

– Что ещё нужно делать для того, чтобы молодёжь тоже становилась вашей преданной аудиторий?

– Многое зависит от уровня «насмотренности», начитанности и тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. Театр – он ведь не только для того, чтобы развлекать. Но важно суметь сделать и так, чтобы зритель уходил от нас, не загрузившись полностью проблемами.

Однако что-то должно его зацепить! Мы анализируем, сколько зрителей к нам приходит, какого возраста, на какой спектакль. Молодые с интересом смотрят оперетту, для них это новое, ведь классическая музыка сейчас нечасто звучит в эфире.

Два раза в месяц в дневное время мы показываемпектакли для студентов и школьников по льготной цене, да и «Пушкинская карта» успешно работает. Как правило, такие постановки имеют отношение к школьной программе, помогают её осваивать. Например, «Капитанская дочка» или «Первый бал Наташи Ростовой». Мы тщательно думаем над формой подачи такого материала, чтобы молодые зрители приняли его с интересом и потом приходили к нам ещё и ещё.

Раз в месяц в удобное утреннее время у нас идут и спектакли специально для ветеранов. Перед началом играет инструментальный ансамбль, можно потанцевать и потом с хорошим настроением зайти в зал. Он, кстати, в такие дни всегда полон. Мы стараемся показать ветеранам и все премьеры сезона, и их самые любимые постановки. Это очень востребовано и будет продолжаться.

«ИГРАЮЩИЙ ТРЕНЕР»

– Вы уже более полугода в новой непростой должности и при этом не перестали быть солистом-вокалистом…

– Сложно совмещать, да. Но когда я ухожу со сцены, перестаю быть артистом и… начинаю требовать. Я прежде всего очень требователен к самому себе – ну, и руководителем стараюсь быть таким же. Нужно много работать, иначе ничего хорошего и эффективного не получится.

Исполнительская деятельность вынужденно отошла на второй план. Ведь какое бы образование ты ни имел – и исполнительское, и управленческое – пока не начнёшь всем этим заниматься практически, оно не работает.

Много ответственности за пределами сцены. Ведь надо найти режиссёра, который будет ставить предлагаемый ему материал либо предложит свой. Плюс собрать всю команду с дирижёром, художником, балетмейстером для того, чтобы спектакль состоялся. Надо сделать точное распределение ролей (это 80% успеха). Важно, чтобы артисты загорелись, чтобы им было интересно.

Сейчас готовлюсь к выходу в спектакле «Первый бал Наташи Ростовой». В составе артистов я изначально был заявлен в роли Андрея Болконского, но тогда необходимо было срочно решать какие-то организационные и технические вопросы по этому спектаклю – то дозаказать сапоги, то докупить ткани, то ещё что-то срочное сделать.

Даже после конференции в Москве приобретал и вёз в театр десятиметровую сетку для проектора… Репетировать тогда для участия в этой премьере мне физически было невозможно.

Хотя сумел при поддержке СТД выпустить на экспериментальной сцене свой моноспектакль «Вертинский. Я сегодня смеюсь над собой», принял участие в концерте «Кальман – гала» и как режиссёр, и как исполнитель.

А вот теперь, когда «Первый бал Наташи Ростовой» уверенно встал на рельсы (ноябрь-декабрь показали, что это успешный проект), стало возможно заняться плановым вводом в него и меня. Планирую участвовать и в премьере мюзикла Евгения Загота «Винил», который хотим выпустить в апреле.

Со временем, надеюсь, придёт понимание, как всё-таки максимально продуктивно совмещать две мои не пересекающиеся между собой ипостаси. 

АРТИСТУ ВАЖНО РАБОТАТЬ

– Должность не воздвигла стену между вами и коллегами?

– По счастью, нет! Надеюсь, всё-таки удалось найти необходимый баланс, сохранить доверительные, дружеские отношения с труппой. Я знаю, от чего артистам бывает больно…

– А что делать для того, чтобы им больно не было, знаете?

– Уважать! Артисту очень плохо, когда у него нет ролей. Так вот на «Первый бал Наташи Ростовой» можно приходить с выпиской из отдела кадров: там заняты все артисты-вокалисты! Всё старшее поколение, которое сезонами не выходило на сцену. Теперь все в строю. И это здорово, потому что им есть что дать зрителю.

– Чем новым порадуете зрителей в этом сезоне?

– У нас всегда много премьер. Сезон начали на малой сцене с музыкальной комедии Геннадия Гладкова «Сватовство гусара», а официально открыли его уже упомянутым концертом «Кальман – гала», он понравился и вошёл в афишу.

С успехом идёт мюзикл «Первый бал Наташи Ростовой». Календарный год завершили сказкой «Летучий корабль», где мелодии и персонажи любимого с детства мультфильма обрели новое прочтение. В апреле, как я уже говорил, выйдет яркий молодёжный мюзикл «Винил».

В мае на малой сцене покажем спектакль «Письма надежды». Будут звучать строки солдатских писем времён Великой Отечественной и современные, с СВО, много песен.

Закроем сезон в июне уморительной музыкальной комедией «Больше чем любовь» с народной артисткой России Татьяной Маслаковой и заслуженным артистом России, народным артистом Хабаровского края Денисом Желтоуховым в главных ролях.

Нынешний год посвящен Пушкину, и мы готовим большой проект «Сны Пушкина». Премьера будет осенью, но работу уже начали. Всех нюансов не открою, но мы прикоснёмся и к опере Чайковского «Евгений Онегин», и к музыке Свиридова к повести «Метель», и к прекрасным романсам на пушкинские стихи. Действующим лицом будет и сам Александр Сергеевич. Но кто будет в этой роли – говорить не стану.
Вообще планов много. Лет на пять – точно! 

Беседовала
Марина Семченко.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу

23.04.2024 09:00
Пособия получат отцы

23.04.2024 08:49
Пенсии по графику

23.04.2024 08:47
По дорогам БАМа - от Тайшета до Советской Гавани

23.04.2024 08:17
Сны Майи

22.04.2024 15:01
Сдать ЕГЭ готовятся 5666 человек в Хабаровском крае

22.04.2024 14:50
Школьникам упростили оформление на работу

22.04.2024 13:56
Хабаровский край к поведению ЕГЭ готов



23.04.2024 00:00
Театральные гастроли: от «Чучела» до «Каштанки»
В рамках проекта «Дни Екатеринбурга в Хабаровском крае» и проекта «Культурные гастроли» флагманской инициативы губернатора региона «Край комфортного проживания» в Хабаровск приедут артисты из Екатеринбурга.

29.03.2024 00:00
Это словно непотопляемая лодка капитана Немо
– В театре всё происходит здесь и сейчас. При зрителях актёры плачут, смеются, и эта энергия переходит в зал. Вот что самое ценное. Так что театр – это словно непотопляемая лодка капитана Немо.