Сергей Кидин и его «Алый парус»

17.10.2019 | Культура
Сергей Кидин и его «Алый парус»
Бессменный руководитель театра-студии со своими воспитанницами

С детским образцовым хабаровским коллективом театром-студией «Алый парус», которому недавно исполнилось 45 лет, я познакомилась на отчетном концерте учреждения в Городском Дворце культуры. На сцене увидела романтическую историю любви Ассоль и Грэя в исполнении юных артистов. Трогательная сцена короткого монолога о том, что мечты сбываются, что в жизни всегда есть место волшебству и сказке (главное - только в это верить), буквально потрясла меня. Ребята настолько органично сыграли, что в какой-то момент появилось ощущение, что на сцене настоящие профессионалы.

Уже по ходу беседы с руководителем и режиссером «Алого паруса», заслуженным работником культуры, отличником народного просвещения, лауреатом премии губернатора Хабаровского края в области молодежной политики Сергеем Кидиным ощутила в его словах пронзительную нотку любви к театру. Так вот откуда в детях это волшебство и вдохновение! Сумел мастер передать ученикам свою любовь к храму искусства, воплотить в них свою юношескую мечту о театральной сцене.

- Сергей Юрьевич, вы сами-то из театральной семьи?

- Семья самая обыкновенная. Отец у меня - горный инженер, мама - экономист. Тем не менее родители были людьми образованными, творческими, хорошо знали многих актеров хабаровских театров. Мы семьей чаще всего посещали театр музыкальной комедии, который тогда находился на ул. Шевченко. Там меня поражало все: красивые балконы, большой занавес, уютные кресла, игра актеров. Вот это детское восхищение театром во мне живет до сих пор.

- В школе, наверное, занимались в театральном кружке?

- Я увлекался спортом - футболом, хоккеем, баскетболом. Играл на гитаре, что-то пел. Как-то после игры в футбол пошли с ребятами на фильм «Доживём до понедельника». Посмотрел, и меня так зацепила эта картина. Долго думал: «Как здорово, что есть такие вещи, которые заставляют человека задуматься, так переживать…» И как-то сказал друзьям: «Хочу пойти после школы в театральный».

В то время в Хабаровске только открылся институт культуры. Ребята подначивали меня: слабо, мол, поступить в институт? Поспорили, и я спор выиграл. Стал учиться на театральном факультете и планировал стать актером или режиссером. Работать с детьми не собирался. Но жизнь рассудила иначе.

Все началось с дипломного спектакля. Ставил я его с детьми разного возраста, были среди них пятиклассники и выпускники школ. Еще, когда увидел в хабаровском Дворце пионеров эту группу почти из десяти человек, подумал: «Разве у меня получится?» Но все получилось: ребята были открытыми, искренними, увлеченными театром, с ними было интересно работать.

Спектакль мы поставили по пьесе Михаила Анчарова «Корабль с крыльями из тополиного пуха». Это история про 16-летнюю девочку, про ее одиночество, взросление, первые самостоятельные решения. За спектакль получил «пятерку», и меня призвали в армию. И вот мои «чижики» (так я любя их называл), которые участвовали в спектакле, стали писать мне письма.

Письма приходили пачками. Ребята писали о проблемах в школе, о первой любви. Попросил коллегу взять в свою студию моих детей. Но ребята стали ждать меня. Когда вернулся из армии, они пришли под мой балкон и стали кричать: «Сергеич». Выхожу: мои «чижики» стоят - Сергей Выборнов, Виталик Лысенко, Саша Кудряшов, Сергей Миронец, Костя Черкашин, Сашка Лондарев, Ленка Жарова, Лешка Леонов.

- Как создавалась студия? Откуда такое яркое название?

- Стал заниматься с ребятами во Дворце пионеров - сегодня это «Маленький принц». Рассказываю им о том, что служил с Андреем Поповым из Москвы, который занимался в столице в театральной студии. Детей там учили педагоги сценической речи, пластике, танцам, гриму. Давайте, говорю, и у нас так построим работу.

А тут мы как раз подготовили спектакль «Ералаш» и 19 мая 1976 года выступили с ним в одной из воинских частей. Нас наградили дипломом и спрашивают, как наш драмкружок называется. Говорю - никак. И вот мы приехали после спектакля и стали думать над названием. Все перебрали… И тут четвероклассница Ленка Петренко говорит: «Давайте назовем «Алый парус». Спрашиваю: «С чего это вдруг?» «Вот, - говорит, - Ассоль все ждала и ждала, и дождалась. Сбылась ее мечта. И мы тоже хотим, чтобы у нас сбывались наши мечты».

- Вы, как педагог, работаете с детьми по своей авторской программе?

- Начал писать ее еще в 1970-е. Шел своим путем, но как-то в институте кто-то из преподавателей подарил мне тезисы Михаила Чехова. Автор - русский актер, племянник Антона Чехова, в двадцатых годах прошлого столетия эмигрировал из России сначала в Прибалтику, потом в Америку. Там, в Голливуде он основал свою школу. Голливуд - это наша русская актерская школа. Главные идеи школы Михаила Чехова совпали с моими взглядами о природе театра и психологии художественного творчества вообще. И с тех пор мы работаем по этой системе, а моя авторская программа получила название «Учимся играть в театр».

- Расскажите о репертуаре, как над ним работаете?

- За 45 лет мы выпустили 63 спектакля. А начинали с постановок по произведениям российских и зарубежных писателей и поэтов. При этом учитывали индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Один раз в месяц показывали спектакль, за год получалось 60-70 выступлений. К Новому году обязательно ставили новогоднюю сказку и показывали ее на каникулах иногда по два спектакля в день. Так же и сегодня работаем.

- Сколько детей занимается в студии?

- Около ста, в возрасте от 9 до 17 лет, это семь групп. Обучение длится четыре года. В первый год дети занимаются этюдами, упражнениями, тренингами, ролевыми играми. На следующий год начинаем их вводить в учебный спектакль. На третий - они могут участвовать в спектакле на второстепенных ролях.

За это время с ними работаю над речью, пластикой. Процесс этот длительный, мучительный. И только на четвертый год начинаю их ставить в спектакль, доверять им главные роли. Параллельно мы с ребятами совершаем поездки в детский оздоровительный лагерь «Океан». Там они участвуют в творческом процессе и сами занимаются постановкой спектаклей.

- Какими способностями должен обладать ребенок для того, чтобы попасть к вам?

- Вообще, мы принимаем всех желающих. Ребенку дается шанс: за первую четверть определиться - нравится ли ему заниматься театром или нет. В детях приветствуются голосовые способности, живость, яркость. Каждый ребенок талантлив по-своему, но он об этом не знает. И мы должны помочь ему раскрыть свой талант. Помогаем ему раскрепоститься, не бояться сцены. Это непросто. Мы ставим такие постановки, которые волнуют детей, чтобы они могли выразить себя. При подготовке к спектаклю каждый пробует роли, а потом мы вместе утверждаем состав. У нас самоуправление.

- Что это за принцип такой - самоуправление?

- Самоуправление в студии с 1991 года. Придумали такой принцип мои ученики - Димка Петрунь и Ленка Дружина. Лена окончила МГУ при президенте России и работает в бизнесе, Дмитрий - режиссерский факультет студии МХАТ. В тот год они собрали весь состав «Алого паруса» и предложили студийцам переделать устав. Для развития творческих способностей детей они предложили систему не замечаний, а поощрений.

Все вместе обсуждали каждый пункт документа. Вступающий в студию должен пройти три испытания - водой, огнем и медными трубами. На таком посвящении новички клянутся старшим товарищам в верности театру. Затем студийцам выдаются членские билеты. Выпускники студии на итоговом вечере играют прощальный спектакль на сцене.

По окончании театрального сезона подводим итоги. Ребята выдвигают кандидатуры по десяти номинациям: «Лучшая мужская (женская) роль», «Открытие года», «Король эпизода», «Самый творческий человек группы», «Хозяюшка», «Некурящий выпускник» и другие. На празднике вручаются медали «Всеобщий авторитет» и «За благородство», а за лучшую «Весеннюю анкету» авторы поощряются призами.

- Сегодняшние дети отличаются от первых наборов?

- Отличаются. Раньше дети были командные, всегда все делали вместе, сегодня - каждый за себя. Нет в них открытости, романтизма. До 1990-х годов мы объездили со спектаклями всю страну. Были на театральных фестивалях в Болгарии, в «Артек» нас не раз приглашали. Общались со многими детскими театральными коллективами. На такие поездки государство выделяло деньги.

Сейчас все по-другому. Аппаратуру приобретаем сами, декорации делаем тоже своими силами. В 2013-м ездили на IV Всероссийский театральный фестиваль в Анапу и получили Гран-при за спектакль «Веселый Роджер». Деньги искали вместе с родителями. Поэтому сегодня вывезти спектакль (а это не меньше 15 артистов) не реально. Денег никто не выделяет. Конечно, мы продолжаем участвовать в городских и краевых фестивалях. Выступаем на арендованной сцене театра «Триада». Но хотелось бы расширить рамки выступлений.

Автор: Светлана Шкроб.




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

15.11.2019 10:21
К встрече с гриппом и ОРВИ готовы

15.11.2019 10:16
Победители заочного этапа конкурса определены

15.11.2019 10:10
В Хабаровске 103 человека погибли от пневмонии

15.11.2019 10:08
Жителям края предстоит ответить на 30 вопросов

15.11.2019 10:08
Хлебзавод открывается



12.11.2019 09:48
Как Энди Уорхол свою выставку в музыкальном театре посетил
В минувшее воскресенье Хабаровский краевой музыкальный театр отметился необычной премьерой: здесь открылась выставка графики известного американского художника Энди Уорхола.

29.10.2019 12:04
Анна Иванилова получила всероссийское признание
Звания заслуженной артистки России удостоена солистка Хабаровского краевого музыкального театра Анна Иванилова. Соответствующий Указ президента Российской Федерации подписан 21 октября 2019 года.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика