Снимок старинного дома в Хабаровске попал в спектакль по Гоголю
03.10.2023
460
Сцена из спектакля «Записки сумасшедшего» (слева - Сергей Гвинеев в роли главного героя)
7 октября спектаклем «Залив счастья. Адмирал Невельской» Хабаровский краевой театр драмы открывает свой 78-й сезон. Спектакль, который пять лет назад поставил московский режиссёр, народный артист России Александр Калмыков, основан на реальных событиях.
Он рассказывает историю выдающегося русского морского офицера и исследователя Дальнего Востока, адмирала Геннадия Ивановича Невельского. Захватывающая драматическая постановка перенесёт зрителей в эпоху исторических открытий и позволит окунуться в мир приключений, страсти и мужества.
А уже на следующий день, 8 октября, в театре драмы премьера - «Записки сумасшедшего» по произведениям Николая Гоголя. Над этой постановкой ещё в преддверии летних отпусков работал режиссёр из Астрахани Алексей Матвеев. Именно «Записками» драма закрывала 77-й сезон.
Но это был предпремьерный показ. Так что фактически премьера спектакля состоится именно сейчас. Тем более в нём задействованы два состава.
Кстати, с творчеством Алексея Матвеева хабаровские театралы уже знакомы. Прошлый сезон в театре драмы начинался именно с его спектакля - комедийного детектива по пьесе Робера Тома «Восемь любящих женщин».
Помнится, в преддверии своей премьеры в Хабаровске в беседе с корреспондентом «Тихоокеанской звезды» режиссёр сказал, что «Восемь любящих женщин» - это хороший повод для знакомства. Что ж, знакомство состоялось, зрителю, судя по всему, спектакль пришёлся по душе.
Далее Алексей Матвеев поставил у нас спектакль «Ах, Платонов» по Антону Павловичу Чехову. Теперь вот режиссёр замахнулся на Гоголя. Выходит, что Матвеев с хабаровской драмой реально спелись.
- Да, мне здесь работать интересно, - признался Алексей Матвеев. - Я в Хабаровске поставил три разных спектакля. Они разные и по инструментам, и по авторам, и кардинально разные по жанрам.
- Алексей, с премьеры вашего первого спектакля в Хабаровске минул уже год. В апреле состоялась премьера «Платонова». Довольны ли вы своими постановками в Хабаровске?
- Знаете, я уже как-то отвык оценивать - понравилось или нет. Скажу так: мы занимаемся самой сложной в мире разновидностью искусства. Ведь театр - это живое искусство. Конечно, я смотрел оба эти спектакля уже позже их премьер. Что могу сказать? Бывает, наблюдаю незначительные минусы либо значительные плюсы. В зависимости от того, как проходит работа. Потому что работа над спектаклем не заканчивается до тех пор, пока он не снимается из репертуара.
Жизнь и зритель тоже вносят свои коррективы. Потому что никогда больше не соберётся такой зал, как сегодня. Каждый конкретный спектакль (плюс ещё разные составы актеров) создает ситуацию здесь и сейчас. Поэтому всегда есть за что зацепиться режиссеру. Где-то сказать: «Ай-ай-ай», а где-то похвалить. Это нормальный творческий процесс.
- Давайте теперь перейдём к «Запискам сумасшедшего». Помнится, когда шла работа над спектаклем «Ах, Платонов», вы говорили, что, взявшись за эту пьесу, изрядно поработали над материалом. С Гоголем вы тоже поработали?
- Ну не то, что сильно поработал, но изменения, конечно, были. Это попытка собрать на основе сюжета «Записок сумасшедшего» относительно новую версию. Из писем Гоголя, из его мыслей, из цитат автора, из рисунков, которые присутствуют в виде проекции. В итоге собрали 14 персонажей.
Какой жанр у спектакля? Все работы, которые сейчас рождаются в моей голове, мультижанровые. То есть они не относятся к определенному жанру. Здесь, конечно, есть и драма, и мелодрама, и фрагменты водевиля…
Мне кажется, что сегодня мы так и живем - мультижанрово, что ли. Здесь мы посмеялись, там поплакали… Так и в нашем спектакле: вначале публике должно быть смешно, потом - нет. Вообще, хочется, чтобы зритель думал. Если хоть несколько человек будут сочувствовать Поприщину, всплакнут в финале, считаю свою задачу выполненной.
Главную роль в спектакле сыграли Сергей Гвинеев и Сергей Краснов, которые, считаю, со своей задачей справились и тонко передали состояние Поприщина. Да, они разные - и по возрасту, и по темпераменту. Но ведь и в «Платонове» у меня была та же история (главного героя там сыграли Сергей Юрков и Игорь Каербаев. - Прим. авт.).
В «Записках» также приняли участие заслуженный артист России Александр Сафронов, заслуженный артист Хабаровского края Дмитрий Кишко, Лидия Феклистова, Юрий Шаклеин, Андрей Грановский, Яна Дзюнковская, Наталья Федорова и другие.
- В качестве декорации спектакля выступает изображение одного из хабаровских зданий дореволюционной постройки. Слышал, что это вы придумали…
- Однажды я шёл по Хабаровску и увидел старый дом по улице Гоголя, 10. Сфотографировал его. А потом решил использовать в качестве декорации. Мне показалось это любопытным. Получилось, что Поприщин живёт на улице Гоголя.
- Кстати, раньше вы уже ставили спектакли по Гоголю?
- Да. Вначале это была «Женитьба». Затем - «Майские ночи» - спектакль на основе четырёх повестей Николая Васильевича. Между прочим, около семи лет назад я ставил и «Записки сумасшедшего». Но совершенно в ином виде. Инсценировка тогда тоже была моя, но за это время она претерпела изменения. Жизнь ведь не стоит на месте.
- И последний вопрос: в Хабаровск ещё планируете приехать?
- Как говорили в одном известном фильме, поживём - увидим. Я уже отмечал, что сдружился с вашим театром драмы - и с администрацией, и с труппой, и вообще с коллективом. Так что всё может быть. Я ведь свободный художник.
Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Спектакль «Записки сумасшедшего» - это погружение в область неизведанного, исследование одной личности, «маленького человека», дневник его мысли. Это рассказ о том, как ничтожнейшее положение, ухмылка реальности будит в главном герое спектакля Аксентии Поприщине злую зависть, разжигает жажду реванша, вызывает неодолимую потребность прикоснуться к глянцу жизни.
Что это, безумие или талант? Где лежит граница между реальной правдой жизни бедного чиновника из Петербурга и вымыслом? Сегодня успех решает всё. Быть успешным - значит быть СРЕДИ. Это стремление «быть среди» доведено до абсурда, болезни, до безумия. Гоголевский текст сегодня звучит не только печально. Он полон гротеска, горького смеха, впрочем, и неожиданной нежности, хрупкости и красоты.
Он рассказывает историю выдающегося русского морского офицера и исследователя Дальнего Востока, адмирала Геннадия Ивановича Невельского. Захватывающая драматическая постановка перенесёт зрителей в эпоху исторических открытий и позволит окунуться в мир приключений, страсти и мужества.
А уже на следующий день, 8 октября, в театре драмы премьера - «Записки сумасшедшего» по произведениям Николая Гоголя. Над этой постановкой ещё в преддверии летних отпусков работал режиссёр из Астрахани Алексей Матвеев. Именно «Записками» драма закрывала 77-й сезон.
Но это был предпремьерный показ. Так что фактически премьера спектакля состоится именно сейчас. Тем более в нём задействованы два состава.
Кстати, с творчеством Алексея Матвеева хабаровские театралы уже знакомы. Прошлый сезон в театре драмы начинался именно с его спектакля - комедийного детектива по пьесе Робера Тома «Восемь любящих женщин».
Помнится, в преддверии своей премьеры в Хабаровске в беседе с корреспондентом «Тихоокеанской звезды» режиссёр сказал, что «Восемь любящих женщин» - это хороший повод для знакомства. Что ж, знакомство состоялось, зрителю, судя по всему, спектакль пришёлся по душе.
Далее Алексей Матвеев поставил у нас спектакль «Ах, Платонов» по Антону Павловичу Чехову. Теперь вот режиссёр замахнулся на Гоголя. Выходит, что Матвеев с хабаровской драмой реально спелись.
- Да, мне здесь работать интересно, - признался Алексей Матвеев. - Я в Хабаровске поставил три разных спектакля. Они разные и по инструментам, и по авторам, и кардинально разные по жанрам.
- Алексей, с премьеры вашего первого спектакля в Хабаровске минул уже год. В апреле состоялась премьера «Платонова». Довольны ли вы своими постановками в Хабаровске?
- Знаете, я уже как-то отвык оценивать - понравилось или нет. Скажу так: мы занимаемся самой сложной в мире разновидностью искусства. Ведь театр - это живое искусство. Конечно, я смотрел оба эти спектакля уже позже их премьер. Что могу сказать? Бывает, наблюдаю незначительные минусы либо значительные плюсы. В зависимости от того, как проходит работа. Потому что работа над спектаклем не заканчивается до тех пор, пока он не снимается из репертуара.
Жизнь и зритель тоже вносят свои коррективы. Потому что никогда больше не соберётся такой зал, как сегодня. Каждый конкретный спектакль (плюс ещё разные составы актеров) создает ситуацию здесь и сейчас. Поэтому всегда есть за что зацепиться режиссеру. Где-то сказать: «Ай-ай-ай», а где-то похвалить. Это нормальный творческий процесс.
- Давайте теперь перейдём к «Запискам сумасшедшего». Помнится, когда шла работа над спектаклем «Ах, Платонов», вы говорили, что, взявшись за эту пьесу, изрядно поработали над материалом. С Гоголем вы тоже поработали?
- Ну не то, что сильно поработал, но изменения, конечно, были. Это попытка собрать на основе сюжета «Записок сумасшедшего» относительно новую версию. Из писем Гоголя, из его мыслей, из цитат автора, из рисунков, которые присутствуют в виде проекции. В итоге собрали 14 персонажей.
Какой жанр у спектакля? Все работы, которые сейчас рождаются в моей голове, мультижанровые. То есть они не относятся к определенному жанру. Здесь, конечно, есть и драма, и мелодрама, и фрагменты водевиля…
Мне кажется, что сегодня мы так и живем - мультижанрово, что ли. Здесь мы посмеялись, там поплакали… Так и в нашем спектакле: вначале публике должно быть смешно, потом - нет. Вообще, хочется, чтобы зритель думал. Если хоть несколько человек будут сочувствовать Поприщину, всплакнут в финале, считаю свою задачу выполненной.
Главную роль в спектакле сыграли Сергей Гвинеев и Сергей Краснов, которые, считаю, со своей задачей справились и тонко передали состояние Поприщина. Да, они разные - и по возрасту, и по темпераменту. Но ведь и в «Платонове» у меня была та же история (главного героя там сыграли Сергей Юрков и Игорь Каербаев. - Прим. авт.).
В «Записках» также приняли участие заслуженный артист России Александр Сафронов, заслуженный артист Хабаровского края Дмитрий Кишко, Лидия Феклистова, Юрий Шаклеин, Андрей Грановский, Яна Дзюнковская, Наталья Федорова и другие.
- В качестве декорации спектакля выступает изображение одного из хабаровских зданий дореволюционной постройки. Слышал, что это вы придумали…
- Однажды я шёл по Хабаровску и увидел старый дом по улице Гоголя, 10. Сфотографировал его. А потом решил использовать в качестве декорации. Мне показалось это любопытным. Получилось, что Поприщин живёт на улице Гоголя.
- Кстати, раньше вы уже ставили спектакли по Гоголю?
- Да. Вначале это была «Женитьба». Затем - «Майские ночи» - спектакль на основе четырёх повестей Николая Васильевича. Между прочим, около семи лет назад я ставил и «Записки сумасшедшего». Но совершенно в ином виде. Инсценировка тогда тоже была моя, но за это время она претерпела изменения. Жизнь ведь не стоит на месте.
- И последний вопрос: в Хабаровск ещё планируете приехать?
- Как говорили в одном известном фильме, поживём - увидим. Я уже отмечал, что сдружился с вашим театром драмы - и с администрацией, и с труппой, и вообще с коллективом. Так что всё может быть. Я ведь свободный художник.
Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Спектакль «Записки сумасшедшего» - это погружение в область неизведанного, исследование одной личности, «маленького человека», дневник его мысли. Это рассказ о том, как ничтожнейшее положение, ухмылка реальности будит в главном герое спектакля Аксентии Поприщине злую зависть, разжигает жажду реванша, вызывает неодолимую потребность прикоснуться к глянцу жизни.
Что это, безумие или талант? Где лежит граница между реальной правдой жизни бедного чиновника из Петербурга и вымыслом? Сегодня успех решает всё. Быть успешным - значит быть СРЕДИ. Это стремление «быть среди» доведено до абсурда, болезни, до безумия. Гоголевский текст сегодня звучит не только печально. Он полон гротеска, горького смеха, впрочем, и неожиданной нежности, хрупкости и красоты.