«Золотую маску» встречают в Хабаровске

30.08.2019 | Культура
«Золотую маску» встречают в Хабаровске
В прошлом году «Золотую маску» получил спектакль хабаровского ТЮЗа «Детство» (реж. К. Кучикин)

- Вы только представьте, - говорит заслуженный артист России Сергей Чонишвили, - В спектакле об отношениях мужчин и женщин герои практически не прикасаются друг к другу! За исключением, пожалуй, коротких мгновений в паре сцен.
Постановкой Константина Богомолова «Мужья и жены» по Вуди Аллену МХТ им. А. П. Чехова, видимо, сильно удивил приверженцев хрестоматийных мхатовских традиций. Впрочем, не стоит думать, будто Московский художественный театр - это только носитель идей Станиславского.

Прекрасный театральный «вирус»

- Театр - не застывшая схема, - убеждена генеральный директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина. - На сцене МХТ сегодня ставят спектакли режиссеры с разным творческим почерком, это достаточно «полярный» театр. «Мужья и жены» - не традиционно классическая история обо всех нас.
И о нас с вами тоже. В этом смогли убедиться хабаровские зрители - те, кому повезло попасть на первый спектакль регионального фестиваля театральной премии «Золотая маска», открывшегося в Хабаровске 26 августа. Масштабный проект проходит в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и дает нам возможность увидеть лучшие постановки лауреатов и номинантов «Золотой маски».
Кроме МХТ им. А. П. Чехова, свои спектакли покажут московский Театр им. А. С. Пушкина («Добрый человек из Сезуана»), театр «Балет Москва» («Все пути ведут на Север»), театр «Мастерская Петра Фоменко» («Сон в летнюю ночь»), Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии (Джекилл&Хайд»), московский «Театр Наций» («Осторожно, эльфы!»), пермский «Театр-Театр» («Карлик Нос»).
Хабаровский край не случайно стал местом проведения этого фестиваля.
- Со всей огромной территории Дальнего Востока претендентами на премию «Золотая маска» вот уже в течение нескольких лет становятся только театры из Хабаровского края, - напомнила Мария Ревякина. - С 2010 года в разных конкурсных и внеконкурсных программах участвовали и музыкальный театр, и театр юного зрителя, и кукольный театр, и театр драмы из Хабаровска. Еще раньше участвовал Комсомольский-на-Амуре театр «КнАМ» и Саха театр из Якутии.
Всероссийской национальной театральной премии-фестивалю «Золотая маска» в этом году исполняется 25 лет. В этом, юбилейном, сезоне независимые критики-эксперты отсмотрели более тысячи спектаклей по всей России, в афишу премии попало около 80 постановок.
- Отрадно, что в последних фестивалях только около 30 процентов участников - это московские театры, еще около 20 - из Санкт-Петербурга, а остальные представлены регионами, - отмечает Мария Ревякина. - Это говорит о том, что все более динамично и интересно развивается театральное искусство в различных городах страны.
И театры из Хабаровска замечательное тому подтверждение: в активе края четыре «Золотых маски», несколько номинаций на премию. Более того, Мария Ревякина искренне надеется на то, что и театры из Комсомольска-на-Амуре вновь сумеют попасть в число претендентов на участие в национальном фестивале. Неслучайно же в этом году впервые спектакли «Золотой маски» увидят и там. Событие знаковое не только для комсомольчан, но и для артистов.
У заслуженного артиста России Игоря Гордина, занятого в спектакле «Мужья и жены», эта поездка станет продолжением, можно сказать, личной истории:
- Очень давно я играл в спектакле «Город на заре» по пьесе Алексея Арбузова, посвященном строителям Комсомольска-на-Амуре, - признается он. - Получается, что благодаря фестивалю я попадаю в реальный «город на заре».
А вот «попадет» ли в зрителя тот или иной спектакль «Золотой маски»? У театральных - и не только - людей есть такой термин: «насмотренная» публика. Хабаровчане и комсомольчане объективно, по причине отдаленности, лишены всех тех возможностей, которые есть не только у столичных жителей, но и у любителей театра из городов западной части страны.
- В том и огромное значение фестиваля «Золотая маска» на Дальнем Востоке, что он приподнимает уровень зрителя, просвещает его. В этом - одна из его задач, - говорит Сергей Чонишвили. - Со студенчества помню слова приезжавшего к нам в институт замечательного французского актера Марселя Марешаля: «Важно, чтобы, сидя в зале, зритель получал удовольствие и думал одновременно».
Эти две, казалось бы, несовместимые вещи как раз не должны существовать друг без друга. Потому что если человек в зрительном зале получает только удовольствие - это грустно: уходя после спектакля, он просто может забыть это состояние. А если он только думает, это тоже не менее печально: мы и так мучительно думаем на протяжении всей своей жизни.
- Без чуткого и внимательного зрителя спектакль меняется, - продолжает мысль Сергея Чонишвили Мария Ревякина. - Если энергетика зрительного зала не попадет в энергетику того, что делают артисты, спектакля не случится.
Театр, по мысли великого режиссера Анатолия Эфроса, - это такое детство, со всей его непосредственностью и принятием условностей. Хороший театр доносит до зрителя все, что хотел сказать автор. И если зал включается в этот диалог, спектакль получается. Причем каждый раз - другой.
И за эти два-три театральных часа мы обретаем такой опыт, который можем не получить в собственной жизни. Мы подключаемся к другой точке зрения, к другому человеку - и в этом неоценимое значение театра. Он будит в нас такое чувство индивидуальности, такое сопереживание, какое не может дать кино: такова сила энергетического обмена между артистом и зрителем. Это и есть заражение прекрасным театральным «вирусом», как выразилась Мария Ревякина.

Фестиваль как большой мастер-класс

- Вы не представляете, как важны для нас федеральные программы, которые позволяют привезти так далеко целые спектакли - с «родными» светом, звуком, декорациями, - говорит директор Комсомольского-на-Амуре драматического театра Елена Шабовта. - До 2016 года мы были, по сути, изолированы от театрального процесса, вынужденно довольствовались эдаким театральным фаст-фудом - не самой качественной антрепризой.
Все изменилось, когда заработала программа «Большие гастроли» и в Комсомольск-на-Амуре впервые с полноценными гастролями приехал Российский молодежный театр. Потом был театр им. Е. Вахтангова - настоящий космос! Нынче благодаря фестивалю «Золотая маска» в «городе на заре» встретятся с пятью замечательными театрами, отмеченными национальной премией.
Начавшийся фестиваль уникален и большой образовательной программой - такой объемной она не бывала еще ни в одном городе, куда приезжала «Золотая маска». Она предполагает проведение семинаров и мастер-классов и в Хабаровске, и в Комсомольске-на-Амуре.
Известно, что все из-за той же пресловутой оторванности от центральной части России и наши артисты, и представители других театральных профессий вынужденно оказываются не в курсе новых тенденций, не имеют возможности ни обрести новый опыт и знания, ни поделиться собственными.
В специальной программе фестиваля на площадке краевого музыкального театра состоятся открытый показ и занятия лаборатории «Работа артиста мюзикла» (руководитель - актриса, певица, звезда московских мюзиклов «Chicago», «Анна Каренина», «Mamma mia» и других Лика Рулла).
В обоих драматических театрах - и в Хабаровске, и в Комсомольске-на-Амуре - состоятся мастер-классы Марины Перелешиной по сценической речи. На площадке Комсомольского-на-Амуре драмтеатра пройдет мастер-класс Владимира Малюгина по сценическому движению.
Для артистов Хабаровского театра кукол, который в этом году обрел не только самостоятельность, но и - по решению губернатора Хабаровского края Сергея Фургала - собственное помещение, организуется мастер-класс лауреатов «Золотой маски»: известного режиссера Яны Туминой и художника, автора кукол Киры Камилидиновой.
Серьезные семинары ждут специалистов важнейших театральных цехов. Стандарты современной «живой» работы требуют от инженеров и техников точного применения различного оборудования. Для них в обоих городах фестиваля будет возможность получить необходимые сегодня знания по теории и практике применения систем звукового усиления и пультов управления светом.
- Все замечают, насколько популярным стало сегодня освещение театральных событий в социальных сетях, - говорит Мария Ревякина. - Вот почему мы посчитали важным провести в рамках фестиваля «Курс театрального блогера».
Это будет не только небольшой цикл лекционно-семинарских занятий ведущих театральных критиков на площадке хабаровского театра юного зрителя. Слушатели побывают на спектаклях фестиваля и напишут пробные рецензии, лучшие из которых будут опубликованы.
В рамках образовательной программы также - вошедший в лонг-лист «Золотой маски» 2017 года спектакль «Трюк» театра «За Черной речкой» из Санкт-Петербурга. Его можно будет не только посмотреть на сцене ТЮЗа, но принять участие во встрече с творческой группой.

Продолжение следует

В Год театра две с лишним недели фестиваля «Золотая маска» станут своеобразным стартом двухгодичной государственной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, инициатором которой выступил Театр Наций под руководством Евгения Миронова.
По его убеждению, фестивали и гастроли - не цель, а «средство для того, чтобы помочь укреплению творческих связей между театрами региона, чтобы театры Дальнего Востока стали известны всей театральной России, чтобы расстояния перестали быть препятствием для творчества».
Практически сразу за «Золотой маской» с 19 по 26 сентября начнется первый Фестиваль театров Дальнего востока, в котором примут участие коллективы из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, а также из Приморского и Камчатского краев, Амурской, Сахалинской, Магаданской областей, а также Республик Бурятия и Саха (Якутия).
Художественный совет нового фестиваля, который имеет все шансы на регулярность, возглавляет режиссер, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель Театрального центра имени Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков.
Его членами являются народный артист РФ, художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов, театральный критик, арт-директор фестиваля NET, зам. художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский, а также наши земляки - режиссер, художественный руководитель Хабаровского театра юного зрителя Константин Кучикин и театральный критик, кандидат наук, доцент Хабаровского института культуры Анна Шавгарова.
В программе первого Фестиваля театров Дальнего Востока - и современная драматургия, и прочитанная по-новому классика. Так что мы можем готовиться к настоящим открытиям.

Марина СЕМЧЕНКО.
Фото автора

Автор: Марина СЕМЧЕНКО




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

21.11.2019 09:54
В расписании появился «Урок Цифры»

21.11.2019 09:47
В Мичуринском построят новую школу

21.11.2019 09:15
Гель из ламинарии попал в сотню лучших товаров России

21.11.2019 09:00
Сегодня в Хабаровске без существенных осадков

21.11.2019 08:16
Вы бросаете курить исключительно для себя



12.11.2019 09:48
Как Энди Уорхол свою выставку в музыкальном театре посетил
В минувшее воскресенье Хабаровский краевой музыкальный театр отметился необычной премьерой: здесь открылась выставка графики известного американского художника Энди Уорхола.

29.10.2019 12:04
Анна Иванилова получила всероссийское признание
Звания заслуженной артистки России удостоена солистка Хабаровского краевого музыкального театра Анна Иванилова. Соответствующий Указ президента Российской Федерации подписан 21 октября 2019 года.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика