На том конце замедленного жеста
26.02.2013
359
Виталий Чикачев решил выучиться плотницкому мастерству
В одной из аудиторий профессионального училища № 6 обычно царит тишина, которую прерывает лишь голос преподавателя. А за партами сидят ребята, понимающие только язык жестов. Здесь занимаются не совсем обычные учащиеся. Это ребята с нарушением слуха, которые вскоре станут столярами и плотниками. Ведь в ПУ № 6 из 330 учащихся 210 - с ограниченными возможностями здоровья.
Для большинства лиц с ограниченными возможностями здоровья поступление в училище № 6 - это действительно единственный шанс получить путевку в жизнь. Ведь именно в этом учебном заведении глухих и слабослышащих подростков уже третий год обучают по строительным профессиям - «штукатур, маляр» и «столяр, плотник».
- Когда-то мы даже не думали, что будем учить таких ребят. К нам направляли выпускников интернатов и детских домов. Среди них было четыре учащихся с нарушением слуха. Тогда-то перед нами и возникла проблема: как их учить? Пришлось сначала искать сурдопереводчика, а потом и доукомплектовывать группу. Ведь обучать лишь несколько человек - очень накладно для бюджета, - вспоминает заместитель директора по учебно-производственной работе Ольга Хачко. - Мы дали рекламу по телевидению, обратились в общество глухонемых, с которым и сейчас активно сотрудничаем. В считаные дни собралась группа. К нам даже приехал поступать взрослый мужчина одного из сел района имени Лазо, который не имел никакой профессии.
Первый год для преподавателей и мастеров училища был самым тяжелым. Приходилось читать много литературы о том, как работать с такими детьми, как для них составить учебный план, адаптировать их в коллективе. Нужно было учитывать и то, что таким учащимся положено заниматься 5 дней в неделю, а нагрузка не должна превышать 30 часов.
Словарь придумывали сами
Когда начались занятия, педагогический коллектив столкнулся с еще большими сложностями. Оказалось, что в языке жестов один жест мог обозначать целую группу слов. Например, такие понятия, как «рама», «форточка», «фрамуга», «откос», «стекло», имели лишь одно значение - окно.
- Как-то на занятии мастер говорит: «Мы наносим раствор на стену». А у ребят на это бурная реакция: ужас, что вы делаете. Сурдопереводчик поясняет, что учащиеся это поняли, как «бросаем грязь на стену» и, конечно же, были удивлены. Как оказалось, всевозможные смеси, включая шпаклевку, раствор и грязь, у них обозначал тоже один жест, - поясняет Ольга Павловна.
В результате мастера не только восполняли лексический запас глухонемых ребят, но часто и сами занимались словотворчеством: для обозначения многих строительных терминов не раз изобретали что-то свое.
- С тех пор цель первого занятия - выучить жесты на предметы, которыми учащиеся будут пользоваться на практике. На первых занятиях мастер приносил инструменты, а сурдопереводчик помогал найти жестовое обозначение им.Они показывали предмет, писали слово, а затем ребята отрабатывали жест. На практике же мастеру приходится подбирать картинки, объясняющие технологический ход действия, - делится опытом заместитель директора. - Конечно, с такими детьми очень сложно и одновременно интересно работать. Во время урока на них идет двойная нагрузка: сначала говорит преподаватель, потом поясняет сурдопереводчик. У большинства из них обостренное желание быть как все. Они отлично понимают, что для этого нужно получить профессию.
Всех направили на стройку
В истории учебного заведения есть уникальный случай: в 2008 году учащийся такой группы стал победителем краевого конкурса профессионального мастерства. Члены жюри признавались, что всех он покорил именно работой руками: все задания выполнил легко, быстро и на очень высоком уровне. Потом еще и остальным участникам помогал клеить обои. В результате выпускник пошел работать на один из объектов «Дальспецстроя». Да и остальных своих выпускников мастера училища стараются трудоустроить в ведущие стройорганизации.
- Конечно, не каждое предприятие принимает на работу к себе таких выпускников. Там уже сурдопереводчика рядом не будет, максимум - напишут задание на бумаге. Поэтому нужно полагаться только на себя. Но все слабослышащие - ребята целеустремленные и уже настроены на работу. Также наши выпускники трудоустраиваются в частные предприятия, - продолжает Ольга Павловна.
Сейчас в нашем училище обучается 15 слабослышащих ребят: все они будущие мастера столярно-плотничных и паркетных работ. Хотя это сугубо мужская работа, в группе есть одна девушка. А уже в следующем учебном году планируется набрать «отделочников» - штукатуров, маляров.
Музыку слушают сердцем
Вместе с сурдопереводчиком дети с нарушением слуха активно участвуют во всех культурно-массовых мероприятиях: музыкальных конкурсах, концертах. Они прекрасно танцуют и «поют», изображая песню языком жестов, а музыку они слушают сердцем.
- В училище к этим ребятам отношение хорошее. Мы, когда создавали группу слабослышащих, очень переживали, как другие учащиеся примут их.
Мастера производственного обучения для этих учащихся - вторые мама или папа, которые пекутся о них, как о родных. Многие среди них уже сами стали понимать и разговаривать на языке жестов. Так, своими делами и добрым сердцем известна мастер производственного обучения Галина Литвинцева. Ее мастерство подтверждают победа в краевом конкурсе «Мастер года» и участие во всероссийском конкурсе «Мастер - золотые руки».
Выпускники до сих пор поддерживают связь со своими наставниками: общаются с помощью СМС-сообщений. Сегодняшние учащиеся также активно используют данную услугу.
- С помощью СМС слабослышащие дети предупреждают своего мастера о том, что заболели или, тоже иногда бывает, стоят в пробке, поэтому опаздывают на занятия, - поясняет Ольга Павловна.
Что нам стоит дом построить
У всех учащихся ПУ № 6 есть отличная возможность применить свои знания. Для каждой профессии (штукатур, маляр, столяр, плотник, арматурщики, электросварщик, каменщик, мастер сухого строительства) в образовательном учреждении есть свои мастерские, которые напоминают собой реальную стройку.
Вот часть комнаты, которую нужно отштукатурить, выровнять стены, обои наклеить или покрасить. Эти виды работ учащиеся и выполняют в разных кабинках мастерской.
- Когда ребята всему научились, мы начинаем «красить себя». Ремонтируем комнаты в общежитии, коридоры, учебные классы, - замечает замдиректора. - Плотники мебель ремонтируют, каменщики выполняют свой вид работ.
С особым нетерпением все учащиеся ждут ярмарку-выставку, которая будет весной. Здесь уже можно дать волю фантазии. Уже сейчас ребята начинают готовить свои работы: скамейки, разделочные дощечки, лавочки, скворечники; что-то варят, строят, красят, разрисовывают.
- Сегодня в училище многое изменилось, появились новые материалы для работ, компьютеры, интерактивные доски в учебных кабинетах, Интернет. Материальная база у нас достаточная, финансирование стабильное, - говорит Ольга Павловна. - Но не хватает молодежи среди преподавателей и мастеров. Зарплата достойная. Но и работать с учащимися с ограниченными возможностями здоровья смогут лишь люди, которые любят свою работу.
Дарья СОКЛАНОВА.
Для большинства лиц с ограниченными возможностями здоровья поступление в училище № 6 - это действительно единственный шанс получить путевку в жизнь. Ведь именно в этом учебном заведении глухих и слабослышащих подростков уже третий год обучают по строительным профессиям - «штукатур, маляр» и «столяр, плотник».
- Когда-то мы даже не думали, что будем учить таких ребят. К нам направляли выпускников интернатов и детских домов. Среди них было четыре учащихся с нарушением слуха. Тогда-то перед нами и возникла проблема: как их учить? Пришлось сначала искать сурдопереводчика, а потом и доукомплектовывать группу. Ведь обучать лишь несколько человек - очень накладно для бюджета, - вспоминает заместитель директора по учебно-производственной работе Ольга Хачко. - Мы дали рекламу по телевидению, обратились в общество глухонемых, с которым и сейчас активно сотрудничаем. В считаные дни собралась группа. К нам даже приехал поступать взрослый мужчина одного из сел района имени Лазо, который не имел никакой профессии.
Первый год для преподавателей и мастеров училища был самым тяжелым. Приходилось читать много литературы о том, как работать с такими детьми, как для них составить учебный план, адаптировать их в коллективе. Нужно было учитывать и то, что таким учащимся положено заниматься 5 дней в неделю, а нагрузка не должна превышать 30 часов.
Словарь придумывали сами
Когда начались занятия, педагогический коллектив столкнулся с еще большими сложностями. Оказалось, что в языке жестов один жест мог обозначать целую группу слов. Например, такие понятия, как «рама», «форточка», «фрамуга», «откос», «стекло», имели лишь одно значение - окно.
- Как-то на занятии мастер говорит: «Мы наносим раствор на стену». А у ребят на это бурная реакция: ужас, что вы делаете. Сурдопереводчик поясняет, что учащиеся это поняли, как «бросаем грязь на стену» и, конечно же, были удивлены. Как оказалось, всевозможные смеси, включая шпаклевку, раствор и грязь, у них обозначал тоже один жест, - поясняет Ольга Павловна.
В результате мастера не только восполняли лексический запас глухонемых ребят, но часто и сами занимались словотворчеством: для обозначения многих строительных терминов не раз изобретали что-то свое.
- С тех пор цель первого занятия - выучить жесты на предметы, которыми учащиеся будут пользоваться на практике. На первых занятиях мастер приносил инструменты, а сурдопереводчик помогал найти жестовое обозначение им.Они показывали предмет, писали слово, а затем ребята отрабатывали жест. На практике же мастеру приходится подбирать картинки, объясняющие технологический ход действия, - делится опытом заместитель директора. - Конечно, с такими детьми очень сложно и одновременно интересно работать. Во время урока на них идет двойная нагрузка: сначала говорит преподаватель, потом поясняет сурдопереводчик. У большинства из них обостренное желание быть как все. Они отлично понимают, что для этого нужно получить профессию.
Всех направили на стройку
В истории учебного заведения есть уникальный случай: в 2008 году учащийся такой группы стал победителем краевого конкурса профессионального мастерства. Члены жюри признавались, что всех он покорил именно работой руками: все задания выполнил легко, быстро и на очень высоком уровне. Потом еще и остальным участникам помогал клеить обои. В результате выпускник пошел работать на один из объектов «Дальспецстроя». Да и остальных своих выпускников мастера училища стараются трудоустроить в ведущие стройорганизации.
- Конечно, не каждое предприятие принимает на работу к себе таких выпускников. Там уже сурдопереводчика рядом не будет, максимум - напишут задание на бумаге. Поэтому нужно полагаться только на себя. Но все слабослышащие - ребята целеустремленные и уже настроены на работу. Также наши выпускники трудоустраиваются в частные предприятия, - продолжает Ольга Павловна.
Сейчас в нашем училище обучается 15 слабослышащих ребят: все они будущие мастера столярно-плотничных и паркетных работ. Хотя это сугубо мужская работа, в группе есть одна девушка. А уже в следующем учебном году планируется набрать «отделочников» - штукатуров, маляров.
Музыку слушают сердцем
Вместе с сурдопереводчиком дети с нарушением слуха активно участвуют во всех культурно-массовых мероприятиях: музыкальных конкурсах, концертах. Они прекрасно танцуют и «поют», изображая песню языком жестов, а музыку они слушают сердцем.
- В училище к этим ребятам отношение хорошее. Мы, когда создавали группу слабослышащих, очень переживали, как другие учащиеся примут их.
Мастера производственного обучения для этих учащихся - вторые мама или папа, которые пекутся о них, как о родных. Многие среди них уже сами стали понимать и разговаривать на языке жестов. Так, своими делами и добрым сердцем известна мастер производственного обучения Галина Литвинцева. Ее мастерство подтверждают победа в краевом конкурсе «Мастер года» и участие во всероссийском конкурсе «Мастер - золотые руки».
Выпускники до сих пор поддерживают связь со своими наставниками: общаются с помощью СМС-сообщений. Сегодняшние учащиеся также активно используют данную услугу.
- С помощью СМС слабослышащие дети предупреждают своего мастера о том, что заболели или, тоже иногда бывает, стоят в пробке, поэтому опаздывают на занятия, - поясняет Ольга Павловна.
Что нам стоит дом построить
У всех учащихся ПУ № 6 есть отличная возможность применить свои знания. Для каждой профессии (штукатур, маляр, столяр, плотник, арматурщики, электросварщик, каменщик, мастер сухого строительства) в образовательном учреждении есть свои мастерские, которые напоминают собой реальную стройку.
Вот часть комнаты, которую нужно отштукатурить, выровнять стены, обои наклеить или покрасить. Эти виды работ учащиеся и выполняют в разных кабинках мастерской.
- Когда ребята всему научились, мы начинаем «красить себя». Ремонтируем комнаты в общежитии, коридоры, учебные классы, - замечает замдиректора. - Плотники мебель ремонтируют, каменщики выполняют свой вид работ.
С особым нетерпением все учащиеся ждут ярмарку-выставку, которая будет весной. Здесь уже можно дать волю фантазии. Уже сейчас ребята начинают готовить свои работы: скамейки, разделочные дощечки, лавочки, скворечники; что-то варят, строят, красят, разрисовывают.
- Сегодня в училище многое изменилось, появились новые материалы для работ, компьютеры, интерактивные доски в учебных кабинетах, Интернет. Материальная база у нас достаточная, финансирование стабильное, - говорит Ольга Павловна. - Но не хватает молодежи среди преподавателей и мастеров. Зарплата достойная. Но и работать с учащимися с ограниченными возможностями здоровья смогут лишь люди, которые любят свою работу.
Дарья СОКЛАНОВА.