Родник любви и вдохновенья

09.08.2018 | Мы - дальневосточники | 5м. 4 c. | 371

В настоящее время возрос интерес к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза - как не ассимилироваться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить народную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не раствориться в мультикультурной среде социума.
История появления татар в Хабаровском крае относится к 18-19-му векам и связана с заселением Восточной Сибири и Дальнего Востока, налаживанием торговых и производственных отношений этих регионов с Центральной Россией.
На сегодняшний день татары относятся к числу наиболее крупных и консолидированных этнических образований и являются государствообразующей нацией России и второй по численности группой населения на Дальнем Востоке.
Быстро адаптировались к местным климатическим условиям, выучили русский язык, нашли дом и работу, обзавелись землей и хозяйством, но и не ведали, что потеряли. Ведь прибывших расселяли по всему региону, разъединяя те малые группы земляков с одного района или деревни по разным местам будущего проживания.
В итоге произошла практически полная изоляция от родной культуры и языка. Наши родители, дяди и тети, собираясь у бабушки на праздники, с нежностью и любовью пели «Умырзая», «Урман кызы» или «Райхан», как слушали со слезами на глазах и бережно хранили пластинки Ильгама Шакирова, Альфии Авзаловой, Фариды Кудашевой. Танцевали под напевы гармошки. Но родные мотивы, татарский юмор, поддержка родных и друзей все-таки помогли сохранить тот татарский дух, который нет-нет и загорится в глазах моих соплеменников.
Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой.
В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые в дальнейшем использовались как приданое невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега и на нем было написано пожелание счастья и благополучия.
Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда «никах», он проходит дома или в мечети в присутствии муллы. Праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жениха и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает и он хочет «сэкономить», ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.
Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.
Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар, поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные и светские. Религиозные носят название «гаете»: например, «Ураза гаете» - праздник в честь окончания поста, или «Корбан гаете» - праздник жертвоприношения.
В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.
Светские или народные праздники «байрам» означают «весенняя красота или торжество». Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.
Народные обычаи, праздники - важная составная часть традиционной культуры, в создании которой существенное значение имели театральные, музыкальные и танцевальные элементы и вообще всякого рода движения, жесты, различные выразительные средства.
Вряд ли кто не слышал звонкое слово «сабантуй», ставшее нарицательным, иногда им называют шумное сборище. Действительно, участник, даже просто зритель заражается лихостью праздника, искрометным весельем, жизнеутверждающим юмором этого народного праздника.
Трудно сегодня определить не только год, но и век, когда зародился этот праздник, имеющий богатые традиции. По-видимому, он родился в самые отдаленные времена в народе, отвечая на его потребности,  потому и живет сабантуй вместе с народом, оставаясь древним и вечно юным торжеством.
О давности происхождения мы можем судить по его названию: «сабан» и «туй» являются словами древнетюркского происхождения. На древнетюркском языке «сабан» первоначально означал понятие «весна», обновление природы, или в другом значении - «плуг». А «туй» - «свадьба», «торжество».
Сабантуй был завершающим этапом весенних общественных праздников и предшествовал дню начала сева. Таким образом, смысл слова «сабантуй» - торжество в честь сева яровых.
Завершался сабантуй вечерними молодежными игрищами. До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки; парни и девушки пели песни, водили хороводы. Характерно, что на этом празднике, несмотря на большое стечение народа и ажиотаж, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. На сабантуе редко можно было встретить пьяных или вообще хулиганствующих. Порядок был образцовый и оберегался самими гуляющими.
Сабантуй в Хабаровске проводится ежегодно после завершения весенних полевых работ. В 2018 году прошел пятнадцатый по счету фестиваль, на котором хабаровские татары рассказали о своих обычаях, исполнили национальные песни и танцы, продемонстрировали традиционные развлечения.
Дети могли принять участие в боях подушками, мужчины - доказать свою силу в поясной борьбе под названием «корэш» (аналог греко-римской борьбы), а девушки - показать себя самыми привлекательными на всю округу невестами.
На гуляниях, посвященных окончанию весенних полевых работ, можно было купить яркие костюмы и украшения, обзавестись новыми знакомствами и просто приятно провести время, участвуя в различных конкурсах.
По итогам соревнований, проверяющих силу и ловкость участников, самого удалого парня называют «батыром» - аналогом русского слова «богатырь», а девица на ближайший год становится обладательницей звания «Мисс Сабантуй». При этом мужчины становятся настоящими добытчиками, ведь в качестве награды победителю вручают живого барашка.
Однако наиболее притягательным и желанным для жителей Хабаровска стал восточный базар, на котором хозяйки угощали блюдами национальной татарской, башкирской и узбекской кухни.
Представители татарской диаспоры Хабаровского края бесплатно угостили всех желающих 1001 порцией плова. Не менее долгожданным стал чак-чак. Дополнили список «вкусняшек» и натуральные конфеты ручной работы, козинаки, рахат-лукум и множество других угощений.
В 2018 году сабантуй порадовал пять тысяч человек - почти в два раза больше, чем в 2017-м.
Современный татарин старается не забывать родного языка, придерживается обычаев, хранит национальные черты характера - ответственность, трудолюбие, татарскую «упертость» и жизнерадостность, исконно татарский юмор и гостеприимство, способность ладить с разными людьми независимо от их вероисповедания и национальности.
Современные татары, не желая потерять свое культурное наследие и традиции, активно объединяются. Наша цель - единство, сплоченность и взаимопомощь. В Хабаровске живут много уважаемых и известных татар, которые к настоящему времени организовали и поддерживают клубы татарских бизнесменов и татарской интеллигенции, молодежный центр и Хабаровскую городскую автономию татар «Хабар».







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



19.10.2019 02:15
На теплоходе музыка играет и люди обсуждают края жизнь
Встречи активистов хабаровской краевой организации ветеранов на борту теплохода изначально задумывались как разгрузка и отдых, укрепляющий дружбу ветеранских организаций разных районов края.

19.10.2019 00:28
Они зажигают новые звёзды на шахматном небосклоне
В будущем году семья хабаровчан Семенюк отметит 45-летие. Вклад этих людей в развитие шахмат в Хабаровском крае трудно переоценить.