Белый шаман над Татарским проливом

21.10.2016 | Наши даты | 11м. 57 c. | 442
Белый шаман над Татарским проливом
Вадим Подобрей: «Наш буксир обеспечивает круглогодичные танкерные перевозки в заливе Чихачева»

Примером современного производства стал построенный в поселке Де-Кастри нефтяной терминал проекта «Сахалин‑1», оператором которого является «Эксон Нефтегаз Лимитед», дочерняя компания корпорации «Эксон Мобил». Нефть из трех морских месторождений Сахалина по трубопроводу поступает в Де-Кастри, откуда ее отгружают на экспорт в страны АТР. В федеральный и местный бюджеты поступают миллиардные доходы. Россия получила уже более 13 млрд долларов.

«Сокол» виден по полету

Осенью 2006 года жители поселка Де-Кастри почти месяц наблюдали за странными маневрами в заливе Чихачева: вокруг высящегося в море ярко-желтого сооружения, похожего на смесь подъемного крана с маяком, ходил танкер «Виктор Титов». Он то приближался к причалу, то отходил в море, буксиры подводили его, швартовали и маневрировали, избегая столкновения…
- Наверное, издалека это было похоже на какую-то детскую игру, - улыбается морской операционный менеджер терминала Де-Кастри Виталий Рутвин, который был непосредственным участником тех событий. - А на самом деле шла очень серьезная подготовка к погрузке нефти на танкер через выносной точечный причал (ВТП). Мы все операции отработали холостым образом, так что, когда в октябре швартовали танкер «по-боевому», опыт швартовки у нас уже был. Все прошло хорошо, и «Виктор Титов» с отгруженной с выносного причала нефтью ушел в первый рейс в Японию.
Итак, ВТП. Самый крупный в мире одноточечный выносной причал. Имя гордое - «Сокол». Вес - 3 775 тонн. Высота сооружения над уровнем моря - 61 метр. Башня выше пятнадцатиэтажного дома! А «Виктор Титов» - один из пяти танкеров, которые специально спроектированы для работы в арктических условиях. Они отличаются от других двойным корпусом и носовым способом погрузки нефти, не распространенным в мировой практике, - когда во избежание случайного разлива нефть подается через наливные отверстия, расположенные в закрытой конструкции на носу судна. Этот гигант шириной больше 40 метров и длиной около 250 метров берет на борт 100 тысяч тонн сырой нефти.
В названии «одноточечный» содержится главная характеристика принципа работы причала Де-Кастри: по сути дела, во время отгрузки танкер всего лишь одной «точкой» крепится к конструкции, с которой за все время работы отгружено уже свыше 80 млн тонн «черного золота». Управляется эта сложная «башня с начинкой» дистанционно в режиме реального времени. Преимущества ВТП налицо: при его возведении не потребовалось огромных денежных вложений для строительства громоздкого причального комплекса, и уникальная природа залива Чихачева осталась нетронутой.

Семнадцать мгновений защиты

…Один из четырех судов обеспечения, работающих в морской части терминала Де-Кастри, маленький маневренный буксир «Смит Новик» легко движется по волнам. У каждого судна, объясняет оперативный руководитель морских операций, свое предназначение. «Смит Новик» используется для перевозки персонала, но в случае необходимости он может помочь и неповоротливому тяжелому танкеру при подходе к ВТП, подтолкнуть его. «Полар Певек» и «Нефтегаз‑70» - специализированные ледокольные буксиры, в обязанности которых входит швартовка танкеров и обеспечение их безопасности, в том числе пожарной, обслуживание ВТП, ледовая проводка танкеров в Татарском проливе, а также ликвидация аварийных разливов нефти. На борту буксиры имеют океанские боны - 250-метровые резиновые «линии», которые при разливе должны огородить нефтяное пятно. Алюминиевый катер «Де-Кастри» тоже используется для борьбы с разливом нефти: он своим ходом растаскивает эти боновые заграждения.
- Но такого не было ни разу, - подчеркивает Виталий Рутвин. - Мы за 10 лет ни одной капли нефти не уронили в море! Разработанная система швартовки танкера и перекачки груза такова, что быстрозапорные клапаны не дадут пролиться нефти ни при каком нарушении. В любой аварийной ситуации клапаны сразу автоматически захлопываются. Минимальный выброс может быть только на одном участке, потому что все производство сразу останавливается. Если какой-то крупномасштабный прорыв трубопровода, что-то такое катастрофическое, все насосы и все клапаны полностью по всей трубопроводной линии, включая терминал, закрываются в течение 17 секунд. Меры предосторожности соответствуют международным стандартам и поддерживаются здесь в России.

Такая простая трудная работа

«Смит Новик» быстро домчал нас до своего более солидного собрата - ледокольного буксира «Полар Певек». Это специализированное судно было построено десять лет назад для проекта «Сахалин‑1». Условия прохода судов по Татарскому проливу далеко не всегда идеальны и комфортны, зимой ледовая обстановка довольно серьезная. Буксиры ледового класса как раз и обеспечивают круглогодичные танкерные перевозки в заливе Чихачева.
Команда «Полар Певек» дружная и сплоченная. За десять лет сложились добрые традиции, вроде картошки с селедкой на завтрак по понедельникам и обязательной бани и пельменей по субботам. Правда, когда-то пельмени лепили вручную, но вкусно по-прежнему: на судне отличный повар!
Доброжелательные отношения друг с другом, идеальная чистота, по-домашнему пахнет кофе… - даже невольно забываешь, что находишься на очень серьезном корабле, который делает очень серьезную работу! Длина этого судна - 75 м, ширина - 17,5 м, вес - 1 000 тонн.
- Ворочая такую махину, чувствуешь уверенность, - с гордостью говорит капитан Вадим Подобрей. - Нашему буксиру хватает мощности для обеспечения безопасной швартовки танкеров, справляемся с судами в четыре-пять раз больше нашего. Швартовать приходится и в шторм, при волнении моря. График подхода танкеров согласовывается с компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед». Перед каждой швартовкой танкера мы должны проверить, чтобы все системы работали как часы. Танкер подходит примерно раз в три дня, только в светлое время суток, швартовые операции обычно начинаются в семь утра, подходим и работаем.
По словам Вадима Сергеевича, сложная ледовая обстановка и, соответственно, непростая швартовка, как правило, бывают в феврале-марте, особенно когда ветер нагоняет лед со стороны Сахалина и Татарского пролива.
- Каждый год такое бывает, - улыбается Подобрей. - Очень сложно тогда двигаться здесь, но наше судно может ходить вбок, назад и по диагонали, так что мы спасаемся и всех остальных выручаем. Для обкалывания льда у нас на полную мощность работает шесть дизелей, идем еле-еле - со скоростью два узла, толщина льда обычно метр-полтора, обходим танкер, обкалываем его, делаем коридор, и вот он пошел за нами потихоньку в чистую воду, где его подхватывают два ледокола и уводят в Татарский пролив. Обязанности у нас с ледоколами разделяются территориально: когда танкер находится на территории портовых вод, его безопасность и ледовую свободу обеспечиваем мы, а когда он уже начинает сниматься в рейс, мы провожаем его до ледокола, передаем ему, и уже ледокол ведет танкер дальше. Но бывали случаи, когда нас вызывали, и мы шли с территории порта - помогали ледоколу обкалывать танкер. И наоборот, когда с пролива прибивался очень сильный лед, ледоколы заходили на территорию порта, работали и также кололи лед, обеспечивая безопасность.

Берегись бед, пока их нет!

«Безопасность» - это слово звучит на терминале чаще всего. Без оранжевой спецодежды, которая одновременно и украшает, и дисциплинирует человека, без «суровых» ботинок с толстой подошвой, белой каски, перчаток и защитных очков вход строго воспрещен. При передвижении по территории в автобусе обязательно пристегиваться ремнями, даже если ехать десять метров. При подъеме и спуске по трапу судна ни в коем случае нельзя, чтобы руки были заняты. В терминале с лестничных поручней везде улыбается мордашка с надписью «Держись за меня!». Везде датчики пожарной сигнализации, огнетушители и объявления-напоминания «Промасленная ветошь», «Противопожарное одеяло»…
Для сотрудников терминала такое отношение к безопасности сейчас уже абсолютно в порядке вещей. А когда все только начиналось, многих удивляли эти меры, казавшиеся излишними и даже смешными. Прошло десять лет - и сегодня в Де-Кастри можно увидеть, как, работая во дворе, местные жители надевают защитные очки и перчатки.
Все требования безопасности соблюдены, и вот мы уже в самом сердце терминала - в главной диспетчерской. Именно отсюда ведется дистанционное управление загрузкой нефти на танкер через выносной одноточечный причал. Экраны на стене отражают все происходящее на территории, в режиме реального времени идет «трансляция» всех процессов. За столом еще несколько компьютеров, на каждом мониторе что-то свое. И всем этим сложным хозяйством управляет один человек. «Control Room Operator» - так по-английски звучит должность Павла Степанского. Он уже работает оператором десять лет. 
- От меня зависит безаварийная работа терминала, - рассказывает он. - То есть постоянный контроль - от входа нефти в терминал до поступления на танкер. Я слежу за приемкой нефти с берегового комплекса продукции Чайво, за заполнением танков, за скоростью потока, с которой идет нефть. При погрузке танкеров отсюда дистанционно запускаю насосы, турбины и контролирую параметры работы механизмов. Веду учет, записываю эти параметры - они все выведены сюда. В случае аварии должны сработать задвижки и запорные клапаны, стоящие перед выходом на танкер. Если произойдет падение давления и система сочтет это разливом нефти, ее поступление на танкер сразу будет закрыто.
- Вот это - входной клапан приемки нефти с Сахалина, - Павел ведет стрелку по экрану компьютера. - Идет поток, поступает в один из двух танков, мы наполняем один танк порядка 100 тысяч тонн, с него загружаем танкер и в это время переводим поток в другой танк. Из танков идут погрузочные насосы, вот экспортные счетчики на танкер для учета, нефть движется на выносной причал и оттуда на танкер, вот последняя задвижка в этой цепи. Ее открываем, запускаем насос, и начинается погрузка на танкер. Можно следить за процессом и по камере, все идет визуально, видно, как танкер подсоединяет этот шланг сам себе с помощью дистанционного пульта, поддерживаем с ним связь, и когда они готовы к началу погрузки, я открываю этот клапан, и начинается погрузка на танкер.
В режиме онлайн на компьютер конечного учета поступают данные о количестве отгружаемой нефти. За время работы терминала на международный рынок было отгружено более ста миллионов кубометров сахалинского углеводородного сырья.

«Она такая… живая!»

Вообще-то нигде, кроме лаборатории качественного анализа нефти, эту самую нефть увидеть нельзя. По терминалу, как гигантский блестящий спрут, тянется трубопровод - по нему сахалинское «черное золото», преодолевшее под землей расстояние 226 км от берегового комплекса подготовки нефти и газа Чайво, непрерывно поступает в резервуары емкостью 100 тысяч тонн. Чтобы нефть оставалась однородной, внутри их идет циркуляция нефти и поддерживается ее постоянная температура 15 градусов. Из танков нефтепровод тянется по земле, «ныряет» в грунт и, спустившись в море, поднимается к ВТП.
Оператор Алексей Кузнецов сравнил трубы с кровеносными сосудами. Так вот, содержимого этих «сосудов» на протяжении всего пути - от Чайво до танкера, на земле, под землей и под водой - не видит никто. Но, тем не менее, за качеством нефти ведется строгий ежедневный контроль - она должна соответствовать международным стандартам.
- Мы анализируем нашу нефть по многим показателям, - рассказывает инженер-лаборант Людмила Еремич. - Мониторинг происходит по пяти критическим параметрам: измерение плотности, присутствие количества воды в нефти, наличие солей, наличие серы и мехпримеси. Также мы анализируем ее на давление насыщенных паров, температуру застывания и присутствие парафинов. Сахалинская нефть премиальной марки «Сокол» считается одной из лучших в мире. По плотности она сопоставима с дизельным топливом: обычно где-то 0,84. Довольно легкая, в ней небольшое количество воды, очень мало солей и парафинов, она малосернистая. Преимущества ее в том, что сокращается время переработки и материальные затраты, перерабатывать ее экономнее. Прибор для определения плотности нефти сам автоматически доводит температуру ее до плюс 15 градусов и показывает плотность.
Людмила Яковлевна - из Благовещенска. Как и многие сотрудники терминала, 28 дней работает, 28 отдыхает. По образованию школьный учитель химии, Еремич попала на завод в Чайво случайно. Сегодня она благодарна этой случайности. На работе счастлива, а о своем «Соколе» рассказывает словно о ребенке.
- На моем опыте ни разу не было такого, чтобы показатели были не в норме, - с гордостью говорит она. - В отличие от других, наша нефть такая живая, легкая и подвижная: когда берешь, такое чувство, что она просто живет своей жизнью!

«Мы не ищем стрелочника»

Руководитель терминала Анатолий Величко называет терминал особенным местом, а людей, работающих здесь, - особенной командой.
- Во время строительства здесь было реализовано много уникальных инженерных идей, - рассказывает Анатолий Васильевич. - У нас самый большой в мире выносной погрузочный комплекс, одни из самых больших танков, какие есть. Мы построили это сооружение в суровых климатических условиях в достаточно удаленном регионе, и с тех пор десять лет оно эффективно функционирует. И в этом, конечно, в первую очередь, заслуга людей. Ежедневно здесь трудится около 130 человек. Около тридцати занимается непосредственно управлением, мониторингом и контролем, остальные вовлечены в обеспечение работы вспомогательных систем и процессов.
В среднем сюда приходит порядка сорока тысяч тонн нефти в день. Если считать в паровозах и в цистернах, то это будет примерно два с лишним километра. Длинный состав!
Поскольку терминал - предприятие международное (хотя сейчас остался только один иностранец), стандарты и подходы к работе здесь отличаются от российских. Анатолий Васильевич раскрывает некоторые секреты.
- Прежде всего, это культура производства, культура техники безопасности и культура взаимоотношений, - комментирует он. - Мы уважаем себя и уважаем других. Если случилось происшествие, никогда не ищем виноватых. Мы не боремся с людьми. Значит, требования, которые были ранее разработаны, не полностью предотвращают условия для этой ошибки. В таких случаях стараемся разработать инструмент, который предотвратит ее в будущем. Это один из главнейших подходов. У каждого работника есть право решающего голоса, то есть любой полевой оператор может по каким-то вопросам не согласиться со мной, и я сделаю все, чтобы либо доказать, либо убедить его. Но я никогда не скажу: «Вы не правы, и я не хочу вас слышать». Здесь очень высокие требования, руководителями становятся только те, кто способен быть ответственным за себя и за то, что происходит вокруг него. И чем большую ответственность он способен возложить на свои плечи, тем больше ему дается.
Когда мы начинали, здесь было немало иностранцев. Политика корпорации - постепенный переход на национальную рабочую силу. Наша задача была обучить и подготовить местных специалистов, кто сможет управлять этим заводом. Замена происходит быстро. На этом терминале остался только один иностранец, это мой сменщик Рик Стори.
Сейчас практически половина сотрудников терминала - местные жители. Шеф-повара, горничные и кухонные рабочие, охрана… - все из Де-Кастри. Много местных работают и у подрядчиков. Когда все только начиналось, нанимали и обучали именно местных жителей, чтобы в дальнейшем они здесь могли работать высококвалифицированными специалистами. Пример - Алексей Кузнецов, который пришел на терминал десять лет назад и работает сейчас оператором. Шанс был предоставлен всем. Приоритет для жителей Хабаровского края и Сахалинской области сохраняется до сих пор. Но есть и узкие специалисты с особой подготовкой, которых здесь найти трудно, поэтому привлекают из других регионов.
- У нас целая система подготовки руководителей, - продолжает Величко. - Это многоступенчатый многолетний процесс, когда мы выбираем ребят-«звездочек», у которых есть лидерские качества и технические знания, а потом наблюдаем за ними, обучаем. Предприятие небольшое, нас здесь не так много, поэтому стараемся поддерживать добрую открытую семейную атмосферу. Считаю, что это, в первую очередь, и является ключом к нашему успеху.
А успехи налицо: три раза за десять лет нефтеотгрузочный терминал Де-Кастри становился победителем международного конкурса «Терминал года» в номинации «Лучший терминал средней мощности». За высокие производственные достижения, за бережное отношение к окружающей среде и за социальную ответственность предприятия.

Добрый дух дружбы

Глава администрации Ульчского района Юрий Донкан на торжественном вечере, посвященном десятилетию терминала, напомнил, что коренные народы Дальнего Востока верят в существование добрых и злых духов, и выразил уверенность, что их районом сверху «управляет» большой белый шаман, который постоянно бьет в бубен, отгоняя все зло и желая блага местным жителям. Благодаря ему, ни одна капля нефти не упала в море, а в экономику района были вложены крупные инвестиции. В виде НДФЛ в бюджет ежегодно поступает 25 млн рублей, арендная плата за землю, где расположен терминал,- 15 млн. Построена ТЭЦ, мост на реке Сомон, участок дороги в Де-Кастри…
- Мы хотим, чтоб он еще немного пошаманил и чтобы у нас здесь построили завод по сжижению природного газа, - продолжил с улыбкой Юрий Леонидович. 
А если серьезно, белого шамана зовут «Эксон Нефтегаз Лимитед». Благодаря именно этой компании жизнь Ульчского района изменилась кардинально - когда появился терминал Де-Кастри. Почти четыреста социальных проектов было осуществлено за десять лет. Из крупных - в 2011 году модернизация больницы в поселке, там теперь первоклассное оборудование. Поддержка коренных малочисленных народов: на сохранение и развитие ульчской культуры, языка и традиционного образа жизни ежегодно выделяется 50 тысяч долларов. Активно действует волонтерское движение: ремонтные работы в детском саду и школе, уборка пляжа, высадка аллей из разных деревьев… - сегодня все эти добрые дела делают сотрудники терминала в свободное от работы время. Начавшись с Де-Кастри, акция «Помоги собраться в школу» распространилась сегодня практически на весь район. В Нигире, благодаря терминалу, появился детский городок и спортивные тренажеры, был оснащен фельдшерско-акушерский пункт. О шефстве над детским домом в Богородском - отдельная история: к Новому году все воспитанники получают подарки, которые они заказывали Деду Морозу. Еще для детей организуют регулярные экскурсии на терминал, которые для ребят всегда становятся праздником. А для персонала бальзамом на сердце становятся фразы двоечников: «Вот теперь я понял, зачем надо учиться!».
Кстати, в честь десятилетия терминала компания сделала подарок поселку Де-Кастри: выделила средства для окончания строительства спортивной площадки.
Президент компании г-н Уэйн Варвик подчеркнул, что «Эксон Нефтегаз Лимитед» воспринимает частью своей ответственности создание и укрепление прочных добрососедских отношений с местными жителями.
- Прошло десять лет с тех пор, как был отгружен первый танкер с терминала Де-Кастри, - сказал он. - С того времени мы уже отгрузили более 900 танкеров без единого происшествия. У вас прекрасная земля и живописная природа, очень богатые флора и фауна, и «ЭНЛ» делает все возможное, чтобы каждый сотрудник нашей компании ответственно относился к сохранению природы и обеспечению высоких показателей техники безопасности. Мы преодолели много трудностей и совместными усилиями достигли огромных хороших результатов, но самое важное - мы стали друзьями.

Автор: Марина ДЕРИЛО. Фото автора.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



28.07.2023 00:00
Чтобы для земляков было вдоволь чистой воды
История создания МУП города Хабаровска «Водоканал» начинается с первого пуска воды Хабаровского водопровода, который состоялся 28 июля (15 июля по старому стилю) 1907 года.

26.05.2023 09:54
Ботчинский заповедник собирает друзей
Ботчинскому заповеднику, расположенному в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, 25 мая исполнилось 29 лет. Это северное место обитания амурского тигра.